Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Автор(ы): Липина Елена Ивановна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и снег, радость и страх. Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.
Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание на развитие общих интеллектуальных способностей.
Опыт моей работы убеждает меня в том, что в детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:
  • восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);
  • наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;
  • наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;
  • творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.
Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.
В нашем детском саду реализуется программа нового поколения “Развитие”, разработанная на основе исследований в отечественной и мировой психологии. Программа ориентирована на развитие собственно познавательной деятельности ребенка, интеллектуальных, творческих и художественных способностей детей.
Организуя учебно-образовательный процесс, я разработала долгосрочный проект по теме: “Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста”, который включает в себя следующие этапы:
I этап – Практический – (старшая группа – дети 5-6 лет).
II этап – Обобщающий – (подготовительная группа – дети 6-7 лет).
Основной целью данного проекта является формирование интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе реализации программы нового поколения “Развитие”.
Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:
  1. Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).
  2. Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
  3. Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.
  4. Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).
  5. Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.
На базе нашей группы мною создан кружок “Фантазеры”. Работа над проектом, в рамках данного кружка, включает деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. А так как программа “Развитие” предполагает установление новых взаимоотношений взрослых с детьми, отношений сотрудничества и партнерства, то естественно, при таком подходе не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.
Кружковую работу я строю по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу составления модели реализации проекта вошли основные направления работы с детьми и родителями:
  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
  • познавательные занятия;
  • творческие задания;
  • развивающие игры и упражнения;
  • познавательные опыты;
  • решение логических задач;
  • познавательное чтение;
  • коллекционирование;
  • анкетирование;
  • консультационный материал (для педагогов и родителей).
Такая целенаправленная кружковая работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними.
Самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Моя задача, как педагога – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность “методом проб и ошибок” в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.
Для развития инт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.19 | Просмотров: 1927

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340