Главная / Методические материалы / Преподавание химии
План урока по химии в 8-м классе Воздух. Горение веществ на воздухе
Автор(ы): Текеева Афуажан Салиховна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: формирование знаний о составе воздуха, горении и медленном окислении, установление причинно- следственных связей на основе переработки информации, развитие самостоятельности, наблюдательности, общеучебных умений; воспитание положительной мотивации учения, коммуникативности и умения работать в команде. Оборудование и реактивы: Кристаллизатор, стеклянный колокол,3 свечи, спички,3 стакана разных объемов, предметные стекла, ткань х./б., щипцы тигельные, заряженная модель огнетушителя содового, стеклянная пластинка, спирт этиловый, кусочек красного фосфора, гексан. Портрет А. Лавуазе. Девиз урока - Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю - китайская пословица. ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя: Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы избежать этого, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу бесплатно, посылки с пробирками снабжались этикеткой Осторожно! Немецкий воздух. У служащих на почте не было расценок на провоз воздуха, и они решили, что воздух можно пересылать бесплатно. Ребята, а мы понимаем ценность воздуха, мы можем сказать, что воздух не имеет для нас никакого значения? Что вы уже знаете о воздухе? ( Дети высказывают свое мнение) Учитель делает вывод о том, что воздух для нас бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше, объявляет тему и цели урока. 2. Историческая справка об открытии состава воздуха. До 18 в. ученые все газы, образующиеся в каких - либо реакциях называли воздухом, хотя и с особыми свойствами (например горючий газ- водород, лесной воздух- углекислый газ). Установление французским ученым Антуаном Лавуазье (показ портрета ученого) того, что воздух - это смесь двух газов. (Демонстрация опыта: учителем - горения фосфора под стеклянным цилиндром; тремя учащимися - горение трех свеч, накрытых стеклянными стаканами различных объемов.) Учащиеся легко объясняют поднятие воды в колоколе на 1/5 его объема, разную продолжительность горения свечей и делают вывод о том, что кислород составляет 20% воздуха. Открытие через 100 лет Рамзаем и Релеем остальных компонентов воздуха. Состав воздуха в %: азота - 78, кислорода- 21, инертные газы - 0,94, углекислого газа - 0,03, прочие газы и примеси - 0,03. 3. Свойства воздуха (Учащиеся выполняют задание №1из путеводителя по уроку). а) физические; б) химические. Постановка проблемного вопроса: Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение? (При затруднении обращаются к путеводителю по уроку - выполняют задание №2). Благодаря процессу фотосинтеза, происходящего в зеленых растениях суши и Мирового океана. Самостоятельная групповая (парная) работа: задание №3 по путеводителю. 4. Горение и медленное окисление. Учитель: Ребята, давайте мы вернемся в далекое прошлое и ответим на вопрос: Когда и почему древний человек построил свой первый дом? Свое первое жилище человек построил для сохранения огня, после открытия реакции горения, поскольку он еще не научился добывать огонь. Определение реакции горения. ( Демонстрация опыта Несгораемый платок) Вопрос: почему не сгорел платок? Условия возникновения горения: А) Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется; Б) Доступ кислорода. Короткий диспут: О вреде и пользе горения Класс делится на две команды. Первая команда аргументирует свои предположения о пользе процесса горения, вторая - о вреде. При затруднении учащиеся пользуются ключевыми словами из путеводителя по уроку - задание №4. Учитель читает стихотворение балкарского поэта Б. Гуртуева Огонь и вода Огонь смеялся над котлом с водой Грозя воде неслыханной бедой С тобой покончу я одним ударом, Вот захочу, и сразу станешь паром! Вода вздохнула: Уважаю власть: Вскипела и на пламя пролилась, И в тот же миг, наказанный судьбою, Погас огонь, что был так горд собою. И ставит перед учащимися вопрос: Какой из персонажей стихотворения им больше понравился и почему? После краткого обсуждения переходят к изучению способов тушения пламени. Условия прекращения горения - одновременно и причины горения. Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения и рассказывают об известных им способах тушения пожаров. Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует процесс возгорания гексана и его тушения. Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой горящие бензин, керосин, загоревшееся на сковородке масло. Устройство и принцип работы содового огнетушителя. Учитель объясняет принцип действия содового огнетушителя, используя заряженную модель, затем демонстрирует его действие. Что происходит с веществами при горении и медленном окислении? (Простые и сложные вещества при горении и медленном окислении превращаются в оксиды). С + О2 = СО2 СН4 +2О2 = СО2 + 2Н2О ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.20 | Просмотров: 2368
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|