Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из опыта работы мастер-класса. Работа учителя с оценкой и отметкой - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Из опыта работы мастер-класса. Работа учителя с оценкой и отметкой


Автор(ы): Коновалова Светлана Антоновна, учитель начальных классов; Оладько Валентина Николаевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С.И.Ожегов дает определение понятию отметка, отметка – это знак, сделанный на чем-нибудь; в системе образования – это оценка знаний, поведения учащихся.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого, чего-нибудь; в системе образования – это оцененные знания отмечены отметкой.
Таким образом, на основании определения можно сделать вывод, что оценка не равна отметке, вот это в своих исследованиях я и должна доказать и опишу мою работу с учителя с оценкой и отметкой по плану
  1. Определение и вывод
  2. Исследования.
  3. Вывод.
Сначала я провела анкетирование в 1-х и 4-х классах:
1 классы (40 чел) 4 классы (40 чел)
Зачем ты идешь в школу?А) получить знания
Б) встретиться с друзьями
В) получить оценку
30%30%
40%
45%10%
45%
Когда ты больше доволен посещением школы?А) тебя похвалили
Б) ты получил оценку
50%50% 30%70%
Когда ты не выучил урок и пришел в школу, то для тебя лучшеА) чтобы тебя наказали словесно
Б) чтобы тебе поставили “2”

100%
В представлении первоклассников получить оценку – это достижение. Даже “2” для него – это оценка. Приведу такой пример: в 1980 г. ученик 1 класса бежит домой и кричит “Я получил оценку!” Он очень рад, хотя эта оценка обозначена отметкой “2”. Поэтому правильно, что 1 и 2 год обучения не оценивается отметкой т.к. первоклассники еще не понимают сути отметки. Но учитель первых классов ведет лист наблюдений за достижениями ученика, т.е. для себя используя какие-то “знаки” отметки для оценивания успехов ученика. Например, в нашей школе на основании методических рекомендаций составлены листы достижений (см. Приложение 1).
Если мы сравним ответы в анкете, то мы можем сравнить осознанность ответов учащихся первых классов и четвертых.
Учащиеся 4 класса уже более осознанно относятся к поставленным вопросам. В своем большинстве они считают, что посещение школы – это и получение знаний и получении оценки за свой учебный труд.
А понимают ли учащиеся, что такое отметка, а что такое оценка? Из опроса я выяснила, что нет. Ведь по сути своей даже словесное оценивание – это вид отметки. Но дети считают, что если меня поругали в школе, то ведь родители об этом не узнают. И ребенок спокоен.
Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему дается, а что не дается. Для одного ученика “2” - это переживание, а другой – равнодушен даже к положительной оценке. Т.е. оценка по своей сути носит и продуктивный и эмоциональный окрас. Т.к. для некоторых учащихся отрицательная оценка – это переживания, ущемление его самолюбия и развитие комплекса “я неуспешен”.
Поэтому учитель как дирижер перед оркестром, с помощью оценки-отметки должен построить учебный процесс так, чтобы личные качества каждого учащегося не были унижены, а наоборот, развивались. Необходимо увеличить вероятность получения положительного состояния учащегося. Вот что пишут учащиеся 4 класса, рассуждая об оценке. Пред ними поставлены следующие вопросы:
1. Что такое оценка?
2. Зачем она нужна?
3. За что я получаю оценку?
4. Какой она может быть?
  • “Я считаю, что оценка – это когда меня ценят, как человека” (Маргарита)
  • “Я считаю, что оценка – это когда тебя оценивают как ученика, друга” (Настя)
  • “Я думаю, что оценка – это баллы, которые мы заработали за свои знания” (Ваня)
Это ответ на первый вопрос, а на второй они ответили так: “Я думаю, что оценка нужна для того, чтобы знать как тебя оценивают другие” (Маргарита)
  • “Я думаю, что оценка нужна мне, чтобы знать, над чем мне поработать в учебе; и какие качества характера изменить” (Настя)
  • “Я думаю, что оценка нужна, чтобы доказать себе, что я могу учиться хорошо” (Ваня)
По своей сути дети по-разному понимают значение оценки и отметки, но каждый из них прав.
Итак, отметка – это средство поощрения и наказания. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательной процесса. Т.е. устанавливается обратная связь: педагог-учащийся, учащийся-педагог.
Нынешняя система оценки качества знаний обучающихся наряду с оценкой этих знаний дает возможность определить готовность к самоконтролю и снять состояние тревожности и страха перед проверкой знаний. В это время важен эмоциональный настрой учащихся на их успешность. Но чтобы достичь этого учащимся необходимо готовить к самооценке, уверенности к своему успеху. Поэтому, начиная любой урок с объявления темы, дети сами должны уметь поставить перед собой цель, какой компетентностью он должен овладеть к концу урока. Каждый ученик имеет перед собой лист компетентности. Но чтобы правильно оценить свои компетентности учащиеся должны владеть нормами оценки их знаний для получения отметки. С нормами оценки я знакомлю и детей, и родителей.
Например, по теме “Безударные окончания имен существительных” каждый ученик имеет перед собой таблицу:
Безударные окончания имен сущесвительных (мои компетенции)
Цвентух Иван, 4а
Дата Часть речи Род Окончание Склонение Падеж Проверочное слово Написание окончания Применение на практике Кол-во ошибок Контроль
10.11 + + + - + - - - 3
12.11 + + + + + + + - 2
Итак, для себя ученик выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания (отметку он может выбрать любую, даже “цветок” или просто “+”, видя перед собой эту таблицу, ученик будет стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним. У учителя такая же сводная таблица, но он постепенно заполняет ее, акцентируя внимание ученика на его достижениях и поощряя своей словесной оценкой к достижению успеха. Такие таблицы можно составлять по сем предметам и разделам программы.
Например:
Умножение многозначных чисел (мои компетенции)
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1366

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340