Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Музей боевой славы 22-й Гвардейской Сибирской добровольческой Рижской стрелковой дивизии как центр патриотического воспитания учащихся - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Музей боевой славы 22-й Гвардейской Сибирской добровольческой Рижской стрелковой дивизии как центр патриотического воспитания учащихся


Автор(ы): Афанасьева Наталья Георгиевна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современный период, несмотря на все наши трудности, несомненно, является периодом раскрытия многих новых тенденций в культурной жизни страны.
По-новому происходит оценка исторического наследия, возрождаются ранее забытые имена и исторические события. Важная тенденция перехода от исследования и сохранения памятников культуры и природы к изучению и сохранению наследия в его целостности и многообразии была отмечена еще академиком Д.С. Лихачевым в конце 80-х годов.
С давних времен осознание единой Русской земли ассоциировалось с образами, обычаями и традициями конкретной малой родины. В многовековую глубину истории уходят корни, питающие и формирующие одно из наиболее глубоких чувств – чувство патриотизма.
Патриотизм сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, подсознании человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого чтят и таковым считают другие люди, прежде всего его соотечественники.
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Человек рождается, чтобы оставить свой след на земле, чтобы память о нем жила в сердцах потомков. Как объяснить это маленькому гражданину? Как помочь ему найти свою дорогу в огромном мире? Как научить его быть благородным, заложить в его душе стремление отдавать, а не только получать? Как воспитать ребенка гражданином, патриотом своего Отечества? В этом большую помощь может оказать музей школы.
Воспитание патриотизма невозможно без изучения истории своего Отечества, оно неотделимо от знания героического прошлого своего народа, своего края. История – это душа и память народа, а музеи – активные хранители этой памяти. Музей школы – это центр патриотического воспитания. Через экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, выставки мы пропагандируем накопленный материал, активно привлекая учащихся к данной работе. Все это открывает неисчерпаемые возможности для воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за свою историю и ответственности перед ней.
В современном мире, где основные нравственные ценности нивелируются, отсутствуют положительные герои, на жизненный опыт которых дети могут равняться, СМИ оказывают в большинстве случаев отрицательное влияние на воспитание молодежи, пропагандируя западный образ жизни, становится модным говорить о Родине почти в негативном свете, как о стране «дураков». Все это не могло не сказаться на отношении молодых людей к своей стране, ее истории. Все большее число молодежи стремиться покинуть Россию в поисках лучшей жизни за рубежом.
Изменить этот процесс в лучшую сторону необходимо срочно и кардинально. Большая роль в оздоровлении общества, воспитании патриотизма отводится образовательным учреждениям и в том числе школьным музеям, основной функцией которых является образовательно - воспитательная функция.
Главное преимущество образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель его. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творчества и поиска, общественной активности и гражданственности и привлекает многогранностью способов и самореализации.
Работая в школьном музее, участвуя в поисково-исследовательской работе, организовывая встречи с интересными людьми, знакомясь с историческими фактами, ученики расширяют и углубляют свои знания, приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска, учатся работать с информацией, узнают историю и проблемы своего родного края «изнутри», начинают понимать, как много сил и души вложили предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. В процессе этой работы формируется сознание общественного долга, дисциплины, приобретаются организаторские навыки.
Главная задача
музея – пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего города, школы, Отечества, не дать погибнуть информации о судьбоносных исторических событиях нашей Родины, участниками которых стали не только полководцы и военачальники, но и все простые люди. Это – бесценное для истории, для потомков достояние.
На основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан к служению Отечеству» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.01г. № 122) и данного понятия актив музея составил программу работы «Я - Патриот Отечества» по воспитанию патриотизма учащихся. Реализация программы рассчитана на 5 лет.
Программа разработана в соответствии с документами Федерального и Регионального значения и реализуется по следующим направлениям:
1. Экскурсионно-лекторская и культурно-просветительская работа.
Данное направление включает в себя тематические блоки:
  • «Моя семья»;
  • «Моя школа»;
  • «Моя малая Родина»;
  • «Мое Отечество»;
  • «Мои герои».
2. Поисковая и исследовательская работа.
3. Работа с фондами.
4. Общественно полезная работа (шефство над ветеранами войны, тружениками тыла, оказание посильной помощи, участие в акциях по уборке территории около памятников защитникам Отечества)
5. Методическая работа.
Программа нацелена на формирование базовой культуры личности школьника на основе воспитания гражданственности и патриотизма и призвана воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию «Малой Родины», осознанию причастности к истории города, области, России.
Задачи:
  1. Создавать условия для развития направления по гражданско-патриотическому воспитанию.
  2. Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения: любовь к Родине, к городу, семье.
  3. Формировать уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности.
  4. Формировать у учащихся собственную активную гражданскую позицию.
  5. Углублять знания детей в области истории, культуры своего народа, своей малой Родины.
  6. Воспитывать у детей музейную культуру.
Патриотическое воспитание в музее оказывается наиболее действенным в том случае, если приобщение к музейным ценностям происходит в самом раннем возрасте, когда дети постигают предметный мир. Поэтому программа музея разработана для учащихся разных возрастов, начиная с 1 класса и заканчивая 11 классом.
Содержание программы включает в себя проведение фондовой, поисковой, исследовательской, экскурсионно-лекторской, культурно-просветительской, методической и общественно полезной работы.
Осуществлять программу помогает актив музея, созданный из числа учащихся 4-8 классов в количестве 25 человек, который возглавляет Совет музея (15 человек). Руководитель музея постоянно проводит с активистами занятия по изучению музейного дела, на которых рассматриваются теоретические и практические вопросы по организации экскурсионной, поисковой, оформительской и фондовой работы.
Ребята выступают в роли ведущих, экскурсоводов, помощников, оформителей, поисковиков. К делу подходят ответственно, с интересом. Также к проведению мероприятий привлекаются все желающие учащиеся, не входящие в актив музея.
Для стимулирования детской инициативы заведена «Книга знатоков истории и активистов музея». Всего в эту книгу за двухлетний период вписано 180 учащихся 2-10-х классов. По окончании уч.года проходит награждение активистов на общешкольном празднике «За честь школы», детям в личные дела вписываются благодарности от школы.
Как уже было сказано, музей школы имеет большой музейный фонд, около 1500 тысячи экспонатов. Что дает возможность в полной мере осуществить намеченную программу. Ведется учетная документация и систематизация. Стендовые материалы интересны и содержательны, оформлены в соответствии с требованиями эстетики и музейных стандартов. В течение года фонд постоянно пополняется новыми экспонатами, тематическими папками, сценариями.
Музей школы сотрудничает с городским музеем, музеем СХК, музеями школ города, совершает экскурсии в музеи города, его посещают не только учащиеся школы и учителя, но и работники СХК, знаменитые люди города, ветераны, о чем свидетельствуют благодарственные отзывы и пожелания в Книге Отзыва.
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А. Сухомлинский. Работая с учащимися, мы постоянно помним об этом.
Музей работает по плану, являющемуся составной частью общешкольного плана в учебно-воспитательной работе по патриотическому воспитанию школьников. Открыт музей в 1969 году. В нем, в основном, собраны материал о 22 Сибирской добровольческой Рижской стрелковой дивизии, которая формировалась в 1942 году. В дивизию входил 48 артиллерийский полк, сформированный в Томске. Все годы в музее ведется работа по воспитанию патриотизма учащихся, формированию чувства долга и любви к Родине, благодарности и уважения к тем, кто защищал Родину, во время Великой отечественной войны.
В музее более 1500 экспонатов, в том числе около 670 подлинных. Это вырезки из фронтовых газет за 1942 год, подаренные автором, военным дивизионным корреспондентом Леонидом Стекольщиковым, газеты за 1947 год с материалами о военных журналистах, фронтовые письма – треугольники, похоронки, каски, винтовки, снаряды, патроны, мины, гранаты, военные котелки, немецкие каски, футляр от немецкого противогаза, земля с братских могил, педаль от танка, пролежавшего в болоте 25 лет. Все это привезено с мест боев дивизии.
Вели переписку почти со 150 ветеранами дивизии. Каждый из них внес свою лепту в создание музея. Они подарили очень много фотокарточек военного времени, личных вещей. Например: гимнастерки, пилотки, документы, благодарственные письма, военный вольтметр – основной прибор для работы связистов по ликвидации разрывов связи, военные ложки, вилки, книги о дивизии, о Великой Отечественной войне. Полные комплекты «Книги памяти», «Всероссийская книга памяти». Есть книги подаренные, авторами: «Рубежи бессмертия» - З.Верховцева, «Завидная наша судьба» – А.Стученко, генерал армии, командир Сибирского добровольческого корпуса, «А мы с тобой, брат, из пехоты». «Любые флаги» – М.И.Казаков, генерал – лейтенант, командир 10 гвардейской армии, «Сибирская добровольческая» – под редакцией А.Ширяева и другие. В музее имеется более 200 книг, описывающих ВОВ, много буклетов о городах-героях.
Музей оформлен тематическими экспозициями:
  1. «Родина – мать зовет». Здесь на красном фоне помещен плакат «Родина – мать зовет», материалы о начале войны, документы о создании Сибирской добровольческой дивизии, в том числе и книга «Сибирская добровольческая».
  2. «Где сибиряки - там победа»о военноначальниках, руководивших сибирскими дивизиями и армиями. Здесь портреты М.И.Казакова, командира 10-й гвардейской армии, Л.И.Сандалова, бывшего начальника штаба 2 Прибалтийского фронта, в который входила 22 дивизия, А.Т. Стученко, генерала армии, командира Сибирского добровольческого корпуса, А.И.Еременко, командующего 2-м Прибалтийским фронтом и др.
  3. «Нам 41-ый не забыть, нам 45 славить». Изображение памятника советскому солдату, книги о солдатских подвигах.
  4. «Уходил на войну сибиряк» – о дивизиях Томска: 49 гвардейской стрелковой дивизии, 370 стрелковой дивизии, 166 стрелковой дивизии, 19 гвардейской стрелковой дивизии, 48 артиллерийском полке, 20 отдельном прожекторном батальоне.
  5. «Шла война великая, шла война жестокая, 1418 дней» Эта экспозиция посвящена 22-й Сибирской добровольческой дивизии. Здесь ее первые командиры, политработники. Фото военного времени и фото послевоенного времени - многочисленные встречи ветеранов. Это Морозов В.И., командир 22 гвардейской дивизии, Ширяев А.С., начальник политотдела, Косов М.П., секретарь партбюро дивизии, Гуменный Н.М., первый командир 48 полка, Кулаков И.П., первый в дивизии кавалер ордена Ленина.
  6. «У войны не женское лицо». Это о женщинах, воевавших вместе с мужчинами все 1418 дней. Здесь материал и о Галине Онегиной (Востриковой), комсорге, с чьего письма начался сбор материала о дивизии. Здесь на фото Ширяева Т.Т., врач полка, Колова З.С., машинистка в штабе полка, Гололобова Г.Н., комсорг дивизии, Бессонова А.Ф., санинструктор, член партбюро полка, Алферова А.В., связист полка, Жилина О. В., санинструктор, погибла при спасении раненых.
  7. «Нас осталось в мире так немного» о ветеранах дивизии, живших и живущих в нашем городе. К сожалению, в живых остался только один - это Козлов Алексей Кузьмич, 1924 года рождения, который, не смотря на возраст, постоянно приходит в школу, делится воспоминаниями, участвует в праздниках и различных мероприятиях, посвященных военной тематике.
  8. «Никогда для тебя смертной даты не будет» - это о молодых солдатах-сыновьях, погибших в ВОВ и при исполнении воинского долга в послевоенное время. Здесь портреты Бориса Богашкова, дивизионного поэта, Заварзина Владимира, командира батареи, Саши Елшина – первого кавалера ордена Отечественной войны, Трухина Бориса, Федорова Николая.
  9. «И помнит мир спасенный…» - экспозиция рассказывает о ветеранах ВОВ микрорайона, тружениках тыла, детях-сиротах войны.
  10. «Наш неповторимый город на Томи» - здесь разделы «Северск исторический», «Северск современный», «Будущее Северска», «55 лет Северску», «СХК – градообразующее предприятие».
  11. «Родная школа - начало дорог» - здесь собраны материалы о школе, ее выпускниках, спортивная жизнь школы и т.д.
  12. «Возращение» - о выпускниках школы, погибших при исполнении воинского и служебного долга: Денисе Боршове – погиб в Чечне, Сергей Ершов – работал в милиции и погиб при задержании преступника, Асташов Виктор, Богачев Андрей – погибли во время службы в армии, выполняя задание командования.
22 дивизия прошла большой путь, начавшийся в Новосибирске (Томская область с 1944 год...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2026

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340