Главная / Методические материалы / Преподавание ОБЖ

Создание условий, способствующих саморазвитию личности детей дошкольного и младшего школьного возраста, освоению ими способов сохранения своего здоровья


Автор(ы): Ткачук Елена Викторовна, инструктор по физической культуре

Основной целью моей работы на протяжении многих лет является создание условий способствующих саморазвитию личностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, освоению ими способов сохранения своего здоровья.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает статистический показатель здоровья:
  1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей (в МОУ 6 человек с нарушениями зрения, 2 – с диагнозом ММД, 2 человека с сердечно - сосудистой нарушениями в возрасте от 2 до 4 лет.)
  2. 25 – 35% детей пришедших в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания (в МОУ 4 человека с сердечно – сосудистыми заболеваниями, 4 человека с заболеваниями моче – половой системы, 2 - человека с неврологическими заболеваниями в возрасте от 7 до 10 лет).
  3. Учащение случаев возникновения травмоопасных ситуаций во время образовательного процесса и в свободное время вне учреждения. Поэтому детский травматизм требует самого пристального внимания и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Учитывая, что в семье вопросами профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни занимаются 40 % из опрошенных родителей нашего образовательного учреждения, в моей работе определились следующие задачи:
  1. Используя все возможности физической культуры укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса, формирование представление о значении здоровья в жизни человека;
  2. Воспитание уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства посредством уточнения представлений об особенностях состояния своего организма;
  3. Сбережение жизненной энергии детей за счет регулярного и целенаправленного снижения в организме ребенка:
- гравитационной нагрузки на позвоночник;
- степени гипертонического синдрома;
- психической расторможенности.
  1. Просветительская работа с родителями по формированию здорового образа жизни детей.
В нашем образовательном учреждении созданы наиболее комфортные условия для сохранения здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. В каждой группе, классе оборудованы спортивные комплексы, зоны для коррекции зрения, мелкой моторики, профилактики нарушений осанки и плоскостопия; имеется спортивный зал, комната психологической разгрузки, медицинский блок. На прилежащей к зданию территории оборудован спортивный городок, включающий в себя все необходимое оборудование для организации занятий физкультурой на воздухе, спортивных игр и развлечений.
Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка с 1,5 до 10 лет необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года я начинаю с диагностических обследований уровней физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (методика Н.Н.Ефименко). Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК мы проводим дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н.Ефименко) для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.
Совместно врачом были составлены “Экраны здоровья” детей каждой группы (класса) с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого был составлен план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу – сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка от 2 до 10 лет.
Особенность нашего образовательного учреждения (начальная школа – детский сад) дает уникальную возможность для осуществления преемственности в работе. Анализируя, программы по физическому воспитанию в детском саду и в начальной школе, виден сильный разрыв, обособленность и нестыковка целей и задач и конкретных навыков и умений между дошкольным и начальным школьным звеном. Такое впечатление, что приходя в первый класс дети не умеют прыгать, лазать, бегать и мы начинаем учить их этому заново. Так, игра “Гуси-лебеди”, проводимая с детьми 4-5 лет, рекомендуется для проведения с детьми в 3 классе, что нецелесообразно, т.к. не только не дает необходимой двигательной нагрузки, но и не несет развивающего характера. Еще сложнее дело обстоит с ослабленными детьми и детьми, имеющими спец. группу. Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры. Родители же предпочитают оберегать таких детей от так необходимой им двигательной активности. Предлагаемый материал для уроков с детьми спец. группы и отдельные занятия вызывают настороженное отношение у детей и насмешки со стороны сверстников. Учитывая, что дошкольные группы работают по программе “Радуга” Т. Н. Дороновой, С.Г. Якобсон, и, ознакомившись с имеющейся литературой по физическому воспитанию, свой выбор остановила на программе к.п.н. доцента Н.Н. Ефименко “Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста”, которая органично вписывается в программу “Радуга” и рассчитана на детей до 10 лет и позволяет осуществлять дифференцированный подход на уроках.
Для реализации задач физического воспитания дошкольников и младших школьников, развития у них бережного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни, конечно же, необходимо взаимодействие всех специалистов МОУ и родителей воспитанников и обучающихся. Поэтому нами была разработана модель данного взаимодействия и реализуется в течение всего учебного года и в летний оздоровительный период (приложение 1).
Поскольку наше здоровье на 90% зависит от нашего отношения к себе, своему телу, работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла. Данная деятельность состоит из трех этапов:
1-ой этап – понятийный. Основная задача данного этапа - формирование представлений о составляющих здоровья, о том, что полезно, а что вредно для него. На занятиях, уроках познавательного цикла, физкультуры, в беседах формируются у детей представления о строении человеческого организма, условиях для нормального его функционирования, способах закаливания, профилактики заболеваний. В играх, внеклассной работе закрепляются знания, полученные в организованных видах деятельности. Создаются уголки “Советы доктора Пилюлькина”, “Зеленая аптека”, “Экран чистоты”. Для закрепления знаний по ОБЖ создаются “Уголки безопасности”.
2-ой этап – практический. На данном этапе закрепляются знания детей по ОБЖ, совершенствуются практические умения действовать в определенных ситуаци...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.22 | Просмотров: 1534

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!