Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Сообщение из опыта работы Использование регионального компонента в экологическом воспитании детей
Автор(ы): Дудник Людмила Ивановна, воспитатель-эколог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”. Для каждой территории (региона) характерны: - особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)
- пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)
- климат; флора и фауна;
- природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.
- многообразие природных явлений.
Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что: - регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;
- регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.
Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет. В начале работы перед собой поставила цель: - познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона;
- приобщить к экологической культуре;
- научить воспринимать природу целостно;
- понимать доступные существенные связи между живыми организмами;
- гуманно относится ко всему живому.
Задачи: - изучение методической литературы по данному вопросу;
- определение возможности положительного использования работы по экологическому воспитанию детей;
- систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе эколога;
- определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.
Воспитатель–эколог должен обладать достоверными сведениями о природных особенностях окружения, историческим прошлым края. Для этого я изучила и провела анализ литературных и методических источников: Сударчикова С.Ф. “Общие вопросы регионализации дошкольного образования” г. Иркутск, 2003 г.; В.А. Горбунова, Л.А. Мишарина “Ориентировочная региональная программа знаний о растениях”, “Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья” - Иркутск, 2002, 2003 г.г.; эколого- биологический центр “Полевой практикум на экологической тропе”, “Памятники и памятные места Братска” справочник; Галазай Г.И. “Байкал в вопросах и ответах” - Иркутск, 1987г.; Герасимов В.Ф. “Город Братск и его окрестности”; опыт работы воспитателя ДОУ № 101 Костюченко М.П. Для работы по использованию регионального компонента в ДОУ была обогащена развивающая среда. Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Иркутской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д. Эти альбомы являются передвижной библиотекой, которая передается из группы в группу для рассматривания с детьми. В ДОУ оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области. Для экологического кабинета собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. В кабинете выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др. Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, набор пластинок и кассет, диапроектор с набором слайдов, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений. При проведении занятий предпочтение отдается комплексным и интегрированным, таким как “Медовая сказка”, “Воздух – невидимка”, “Волшебница вода”, “Осенняя палитра” и др., представленным в рамках методических объединений, городских конкурсов, дней открытых дверей для родителей, Недели педагогического мастерства. Наряду с занятиями проводятся опыты, игры, беседы. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы, рассказам педагогов и детей. Свои знания о природе родного края дети показывали в игре КВН “Русский лес”, игре-шоу “Волшебный квадрат”, в викторинах “Гуляй, да присматривай”, “Знай и люби родную природу”. Ежегодно проводится “День туриста”, в котором активное участие принимают специалисты детского сада и родители. Дети не только наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, но и участвуют в веселых играх и соревнованиях. Вместе с детьми родители принимают участие в экологических празд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.10.24 | Просмотров: 1669
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|