Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мультимедийный урок на тему Стихийные природные явления в литосфере и их влияние на жизнь человека (8-й класс) - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Мультимедийный урок на тему Стихийные природные явления в литосфере и их влияние на жизнь человека (8-й класс)


Автор(ы): Гамеза Наталья Михайловна, учитель географии; Фахриева Гаухария Галимзяновна, учитель географии; Аверьянова Любовь Михайловна, учитель географии; Гафурова Гульшат Габделхайевна, учитель; Калугина Маргарита Васильевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Знакомство с видами стихийных явлений литосферы и причинами их возникновения на территории России, а также в Татарстане.
  2. Формирование умения работы с демонстрационным комплексом, электронными наглядными пособиями, с Интернет-ресурсами.
  3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений.
Средства обучения: интерактивная доска, Интернет-ресурсы, материалы Библиотеки электронных наглядных пособий, буклеты с видами природных явлений, атласы, контурные карты, индивидуальные карты, учебник География России. Природа, автор И.И.Баринова; выставка книг и печатных изданий Природа и мы.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.

Здоровьесберегающий элемент.
- Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы продолжаем изучение рельефа России.
(Тема и цели уpокa написаны на доске)
Мы сегодня на уроке:
  1. Познакомимся с видами стихийных явлений литосферы и причинами их возникновения на территории России, а также в Татарстане.
  2. Будем учиться работать с демонстрационным комплексом, с Интернетресурсами.
  3. Запомним меры предосторожности во время стихийных явлений, чтобы сохранить и сберечь своё здоровье и жизнь.
II. Актуализация знаний.
- Мы с вами изучили рельеф и геологическое строение России. Прежде чем приступим к изучению новой темы, нужно вспомнить материал прошлых уроков, для чего вы сейчас выполните тестовые задания. Подпишите листочки. (1 ученик работает у доски.)
1 задание. Тест.
(Задания написаны на листочках и на интерактивной доске, ответы и нормы оценок зашторены. По окончании работы проводится взаимопроверка, выставляются оценки на диагностических картах)
2 задание.
Практическое задание на контурной карте.
(Один ученик работает на доске, остальные на местах.)
Листочки собираются и передаются консультанту для проверки контурных карт.

III. Изучение нового материала.

Электронная экскурсия по буклетам с
видами гор и равнин.

Учитель: -Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах!
Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.
Работа с картой.
-Назовите и покажите горы России.
-Какие из них молодые, какие старые?
-По каким признакам определяется возраст гор?
Сопоставление физической и тектонической карт.
Вывод: Молодые горы находятся в сейсмически активных зонах, на границах литосферных плит.
- Какие явления происходят на границах литосферных плит?
Формирование понятия.
Учитель: -Большинство склонов и гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!
- Почему они опасны?
- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
- Прочитайте определение.
- Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Учитель: - К стихийным явлениям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные. А сегодня мы с вами поговорим о стихийных явлениях, которые происходят в литосфере.
Опережающие задания - сообщения учеников сопровождаются видеосюжетом. Учащиеся работают на к/к, один ученик -у доски.
а) землетрясения.

- Сейчас мы познакомимся с географией землетрясений. Послушаем сообщение (Ф. И ученика). Внимательно слушайте и смотрите видеозапись. После прослушивания сообщения, районы распространения землетрясений отметим на контурной карте.
Ученик: - Землетрясения - колебания Земли, вызванные внезапными изменениями в состоянии недр планеты. Эти колебания представляют собой
упругие волны, распространяющиеся с высокой скоростью в толще горных пород. Наиболее сильные землетрясения иногда ощущаются на расстояниях более 1500 км от очага и могут быть зарегистрированы сейсмографами.
Землетрясения относятся к опаснейшим стихийным явлениям, следствием которых является появление разломов в земной коре, смещение пластов горных пород, изменение русел рек, разрушение зданий и сооружений. В ресурсе приведены изображения последствий землетрясений в районе Кавказа, Алтая и на Сахалине.
б) вулканы.
-Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет (Ф. И ученика).
Ученик: - Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Самый высокий из них - Ключевская Сопка.
Офтальмотренинг.
в) оползни - самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.
Ученик: - Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами.
Наиболее действенной защитой от оползней являет...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.25 | Просмотров: 3475

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340