Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у дошкольников гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи


Автор(ы): Романова Ирина Владиславовна, Учитель

Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль и т.п.
Проблеме взаимоотношений детей в различных возрастных группах детского сада посвящены исследования, проведенные в Лаборатории нравственного воспитания Академии ПН СССР под руководством В.Г. Нечаевой. Отдельные вопросы взаимоотношений детей со сверстниками освещаются А.И.Аржановой, А.В.Булатовой, В.А.Горбачевой, Г.Н.Ибрагимовой и др.
Анализ результатов, проведенных исследователями, показал, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками. У них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются, как более или менее устойчивые нравственные качества личности.
Изучению взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я.Л.Коломинского, А.В.Артемовой и др., а также ряд исследований, выполненных под руководством А.В.Петровского.
Л.И.Пеньевская, Т.А.Маркова, В.Н.Залогина уделяли большое внимание вопросам формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. А.А.Анциферова, В.Котырло, Л.И. Дурандина и др. изучали вопросы, касающиеся формирования у детей гуманного отношения.
Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).
Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.
Исходя из вышеизложенного, проблема педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения актуальна на данном этапе развития нашего общества.
Богатые возможности для воспитания гуманного отношения к окружающим создает игровая деятельность дошкольников. В ней отражаются социальные отношения, которые эмоциально затрагивают ребенка.
“В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя”, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов.
Большой вклад в развитие теории игры внесли С.Н.Новоселова, Р.С.Буре, Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская, В.П.Залогина, Н.Я.Михайленко, В.Я.Воронова и др.
Существует множество литературы и практических рекомендаций по руководству развитием игр разных видов – дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, театрализованных и др. Большое внимание педагогов в последнее время стало уделяться творческим играм детей, которые создаются самим детьми.
К творческим играм дошкольников относятся: сюжетно-ролевая, игра-драматизация, театрализованная игра, а также режиссерская игра. Однако, несмотря на огромный интерес ученых к творческим видам игр, режиссерская игра дошкольника изучена менее других. Как нам кажется, это объясняется, прежде всего, пристрастием дошкольной педагогики нашей страны в советский период к коллективным видам деятельности, а режиссерская игра – игра индивидуальная.
Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию. Тем более, что большая часть современных семей имеет одного-двух детей. А это значит, что многие дошкольники просто не имеют возможности реализовать свою потребность в игре в условиях семьи в другом виде творческой игры.
Однако, как отмечалось выше, исследования по проблеме режиссерской игры малочисленны, методической литературы по использованию этого вида игр в воспитании детей ничтожно мало и, следовательно, знания родителей, их педагогическая просвещенность по использованию режиссерской игры в семейном воспитании очень низки.
В настоящий момент наиболее актуальной проблемой нравственного воспитания дошкольников является формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребности быть полезным и добрым, готовности использовать для этого все свои способности. В условиях семейного воспитания наиболее значительными возможностями по формированию эмпатийных способностей как основы гуманного отношения обладает режиссерская игра. Однако, родители не имеют достаточных знаний о способах руководства ее развитием в условиях семьи.
Проблема: большая потребность в использовании родителями режиссерской игры в условиях семьи и малочисленность рекомендаций для них по ее использованию в семейном воспитании для развития социальной компетентности дошкольников.
Цель нашей работы – решение проблемы, то есть выявление возможностей и условий формирования гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в процессе режиссерской игры в условиях семьи.
Объект исследования – процесс формирования у ребенка старшего дошкольного возраста гуманного отношения к сверстнику.
Предмет – процесс формирования эмпатийных способностей как основы гуманного отношения в режиссерской игре в условиях семьи.
Гипотеза. Мы предположили, что если повысить педагогическую культуру – знания родителей о значении режиссерской игры и методике ее организации и развитии в семейном воспитании, то можно повлиять на формирование гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования
1. Выявить возможности и особенности формирования эмпатийных способностей как основы гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в режиссерских играх в условиях семьи.
2. Разработать систему взаимодействия ДОУ с родителями по организации и руководству развитием режиссерской игры в условиях семьи.
3. Дополнить методические рекомендации для родителей по организации и руководству развитием режиссерской игры в условиях семьи, разработанные Баранниковой Н.А., для реализации более тесного сотрудничества ДОУ и семьи.
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны – опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны – опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.
В ходе нашего исследования мы доказали верность выдвинутой гипотезы – повышая педагогические знания родителей о значении режиссерской игры и методике организации и руководства ее развитием у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи можно повысить успешность социального развития ребенка, а в частности формирование его эмпатийных способностей как основы гуманного отношения к сверстникам.
Для формирующей стадии нашего исследования нами была определена система работы с родителями.
Цель: сформировать у родителей устойчивый интерес к сотрудничеству с ДОУ, определенный объем педагогических знаний о режиссерской игре, развить умения и способности во взаимодействиях с ребенком в режиссерской игре в условиях семьи.
Задачи:
1. Помочь родителям создать условия для проведения режиссерской игры в условиях семьи.
2. Повысить педагогическую просвещенность родителей по формированию детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.
Наша работа с родителями была построена следующим образом:
І. Обогащение реального опыта родителей в активном сотрудничестве с ДОУ.

Сюда входили следующие мероприятия: беседы, консультации, семинары по обмену опытом. Беседа с родителями “Игра – дело серьезное”, в которой говорилось о всех видах игр дошкольника, в том чсле и о режиссерской, прошла очень активно. Из беседы мы выяснили, что о таком виде игр родители и не знали, хотя иногда замечали своих детей “говорящих с игрушками”. Родители очень заинтересовались и задавали много вопросов в ходе беседы.
Почти с первых дней проведения эксперимента родители стали испытыать трудности в организации и руководстве режиссерской игрой детей. Поэтому мы предложили родителям познакомиться с методическими рекомендациями по организации и руководству режиссерскими играми детей в условиях семьи.(Приложение 1).
Разработали несколько вариантов игровых уголков в домашних условиях ввиде макетов, чертежей, фотостендов, предложили их для просмотра родителям.
Составили примерный перечень литературы для родителей по воспитанию детей в игре, ознакомлению с особенностями режиссерской игры старшего дошкольника.
ІІ. Обучение способам и методам взаимодействия с ребенком в режиссерской игре в условиях семьи.
Для этого был организован Университет молодой семьи, где родители получали знания по способам и формам организации режиссерской игры, приобретая практические умения и навыки взаимодействия с ребенком в этом виде игр. Этому способствовали и уголки для родителей, в которых ежедневно отражается жизнь группы (“Что мы делали?”, “Чем занималис?”, “Домашнее задание” и т.д.).
Организация игр с родителями типа “КВН” и “Круглый стол” также была важным моментом в деле нашего сотрудничества с родителями.
Многие родители испытывали затруднения в том, как начать игру с ребенком. Мы предлагали родителям следующие варианты: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказать детям о том, как сами родители играли в детстве; можно придумать рассказ про героя, который интересен ребенку; предложить задание: “Придумай новую сказку”, “Покажи, что вы делали в детском саду” и т.д. Они помогают детям и служат толчком к режиссерской игре.
Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные режиссерские игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими. Поэтому, в ходе индивидуальной работы с родителями нами были проведены показательные режиссерские игры с детьми в домашних условиях.
ІІІ. Правильная организация предметной среды.
Родителям предлагалось познакомиться и обратить внимание на оформление и убранство игровых уголков в группах, а также на уголки для родителей, в которых имелась вся необходимая и интересующая их информация. Мы составили примерный перечень игрушек для дома, особое внимание, уделив использованию игрушек, сделанных руками родителей. По изготовлению таких игрушек провели ряд консультаций с практическим показом, активизировали работу кружков мягкой игрушки, объявили конкурс для родителей “Сделаем сами, своими руками”.
На практических занятиях с родителями проходило ознакомление с различными образцами игрушек, рекомендациями по их изготовлению и использованию. По признанию родителей участие в таких занятиях проиносит им большую пользу. А в ходе проведения выставки игрушек, сделанных руками родителей, выяснилась безграничность фантазий, мастерство и пап, и мам, а также то, что родители сами только что открыли в себе эти способности. По их словам они лучше стали понимать ребенка. В процесс изготовления игрушек, их общение с ребенком поднялось на более высокий уровень, у них самих появилось желание играть с ребенком даже, несмотря на нехватку времени.
Папки – передвижки, стенды для родителей постоянно пополнялись рекомендациями по обогощению содержания режиссерских игр, по воспитанию нравственных качеств в процессе игровой деятельности, по подбору игрушек, соответствующих возрасту и интересам детей.
ІV. Активизирующее общение воспитателя и родителей.
В этом компоненте нашей работы были использованы всевозможные способы и формы: ежедневные беседы с родителями при приеме и уходе детей домой, родительские собрания, дни открытых дверей, семинары, вечера отдыха, праздники, концерты. Многое зависит от воспитателя, его педагогических знаний и умений налаживать контакт с родителями, заинтересовать в предстоящем событии, подчеркивать особенность и исключительность каждого ребенка; от его умений создать ситуацию активного взаимодействия, побуждать родителей к самостоятельному проявлению инициативы, творчества в процессе сотрудничества ДОУ и семьи.
Проведенная работа с родителями детей экспериментальной группы принесла определенные результаты в повышении их педагогической культуры. Родители стали более активными во взаимодействии с педагогами детского сада и изменилась их педаогическая пози...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.26 | Просмотров: 2947

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!