Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Генетика пола - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Урок Генетика пола


Автор(ы): Галимова Наиля Муслимовна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: «Генетика пола».
Задачи:
  • сформировать и закрепить знания о хромосомном механизме определения пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены локализованные в половых хромосомах;
  • продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и решать генетические задачи;
  • формировать познавательный интерес к медицинским профессиям.
Оборудование: таблицы «Механизм определения пола», сборник генетических задач и компьютер с мультимедийным программным обеспечением.
ХОД УРОКА
1. ОргмоментПриложение 1, слайд 1: тема урока
Приложение 1, слайд 2: задачи
2. Опрос домашнего задания
Приложение 1, слайды 3-4:
тест «Проверь себя»


































3. Изучение нового материала
Приложение 1, слайд 5
Хромосомный набор человека



Приложение 1, слайд 6
хромосомный набор пола
Приложение 1, слайд 7
Кариотип человека
Приложение 1, слайд 8
Типы хромосомного определения пола
Приложение 1, слайд 9 механизм определения пола у дрозофилы
Приложение 1, слайд 10 закон сцепленного наследования с полом



Приложение 1, слайд 11
4. Валеологическая пауза
Приложение 1, слайд 12
Генетическое древо монархов Европы (гемофилия)
Приложение 1, слайд 13
Наследование дальтонизма
Приложение 1, лайд 14
Человек – дикобраз
5. Этап закрепления изученного материала
Приложение 1, слайд 15
решить задачу
Приложение 1, слайд 16 решить задачу







6. Домашнее задание
Приложение 1, слайд 17
может ли быть черепаховый кот
Приложение 1, слайд 18
Ответы на тест
Формирование эмоционально-мотивационных компетенций

Формирование компетенций самосовершенствования
Тест «Сцепленное наследование»
1. Что отражает закон Моргана?
1. Закон единообразия.
2. Закон расщепления признаков в потомстве в соотношении 3 : 1
3. Закон независимого расщепления признаков, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.
4. Закон сцепленного наследования признаков, если гены находятся в одной хромосоме
2. Генотип особи АаСс. Сколько типов гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и кроссинговера нет?
1. Один сорт
2. Два сорта
3. Три сорта
4. Четыре сорта
3. Генотип особи АаСс. Сколько типов гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и расстояние между ними 10 морганид?
1. Один сорт
2. Два сорта
3. Три сорта
4. Четыре сорта
4. Генотип особи АаСс. Сколько кроссоверных гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и расстояние между ними 10 морганид?
1.10% Ас и 10% аС
2. 5% АС и 5% ас
3.40% АС и 40% ас
4. 45% АС и 45% ас
5. Генотип особи АаСс. Сколько некроссоверных гамет будет образовываться, если гены АС и ас сцеплены и расстояние между ними 10 морганид?
1. 10% Ас и 10% аС
2. 5% Ас и 5% аС
3. 40% АС и 40% ас
4. 45% АС и 45% ас
6. Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян (жёлтая и зелёная) и их формы (гладкая и морщинистая) у гороха?
1. Одна пара
2. Две пары
3. Три пары
4. Четыре пары
7. Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и чёрная) и их формы крыльев(нормальные и укороченные) у дрозофилы?
1. Одна пара
2. Две пары
3. Три пары
4. Четыре пары
8. Сколько групп сцепления имеет дрозофила?
1. Одну
2. Две
3. Четыре
4. Восемь
9. Какое явление вызывает нарушение закона Моргана?
1. Митоз
2. Мейоз
3. Коньюгация
4. Кроссинговер
10. От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления?
1. Ни от чего не зависит, случайна
2. От расстояния между генами в хромосоме
3. От расстояния между генами и центромерами в хромосоме
4. От расстояния между центромерами и теломерами в хромосоме
Формирование учебно-познавательных компетенций
Хромосомное определение пола
Большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причём внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Пол можно рассматривать как один из признаков организма. Наследование признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер – хромосомный.
Пол чаще всего определяется в момент оплодотворения. Если сравним кариотип человека, то увидим, что у женщины и мужчины 22 пары хромосом ХХ, по последней паре они отличаются ХХ и ХУ.
Хромосомы одинаковые у обоих полов – аутосомы, разные –половые. В данном случае женский пол – гомогаметный 46 ХХ. Мужской – гетерогаметный 44ХХ + 2ХУ.
Существуют 4 основных типа хромосомного определения пола:
1. Мужской пол гетерогаметен: 50% гамет несут Х, 50% – Y-хромосому (млекопитающие, двукрылые, жуки, клопы)
2. Мужской пол гетерогаметен: 50% гамет несут Х, 50% не имеют половой хромосомы (кузнечики)
3. Женский пол гетерогаметен: 50% несут Х-хромосому, 50% – Y-хромосому (птицы, хвостатые амфибии, шелкопряд)
4. Женский пол гетерогаметен: 50% несут Х-хромосому, 50% не имеют половой хромосомы (моль)
Рассмотрим механизм определения пола на примере дрозофилы (схема)
Наследование признаков, сцепленных с полом
Генетические исследования установили, что половые хромосомы отвечают не только за определение пола организма, они, как и аутосомы, содержат гены, контролирующие развитие определённых п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.28 | Просмотров: 2095

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340