Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование опережающих заданий на уроке Тема любви в творчестве А.А. Блока - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Использование опережающих заданий на уроке Тема любви в творчестве А.А. Блока


Автор(ы): Богданова Галина Александровна, преподаватель литературы и русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема любви в лирике А.А. Блока неплохо освещена в критике и учебниках. Она не нова. Но как донести до учащихся достаточно сложный и объемный материал в рамках урока? Как в рамках данного урока и данной темы показать существенные изменения блоковского мировоззрения? Известно, что проблема обучения анализу поэтического текста была и остается достаточно актуальной. Система опережающих заданий помогает решить эти проблемы.
В условиях дефицита времени, отведенного на изучение дисциплины “Литература” (в средних профессиональных учебных заведениях почти в два раза по сравнению со школой) система опережающих домашних заданий позволяет
  1. сокращать время, отведенное на изучение творчества автора;
  2. учить студентов работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и доклады;
  3. совершенствовать навыки монологической речи;
  4. развивать навыки частично-поисковой самостоятельной деятельности (в средних профессиональных учебных заведениях треть времени на изучение дисциплины отводится на самостоятельную работу). Покажем, как используем опережающие домашние задания на примере урока “Тема любви в творчестве А.А. Блока”. Время урока – 2 часа.
Цели урока: показать, как раскрывается тема любви в поэзии Блока, проследить ее эволюцию в творчестве поэта; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; формировать навыки комплексного анализа лирического произведения.
Эпиграф к уроку:
Стихи Блока о любви – это колдовство, они необъяснимы и мучительны.
О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать
К.Паустовский
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
2. Назовите поэтов, которые обращались к этой теме. (Фронтальная работа)
Слово учителя.
В творчестве А. Блока тема любви является одной из важнейших. В любовной лирике А.Блока с особой силой отразилась трагедия человека ХХ столетия, прошедшего "трилогию вочеловечения".
В начале творческого пути Блок, романтик и символист, находился под влиянием философии В.Соловьева. Тема Мировой Души, Вечной Женственности становится центральной темой ранней лирики Блока. Наиболее полное воплощение она получила в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”.
3. Чтение стихотворений наизусть заранее подготовленными учениками: “Предчувствую тебя…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”. (Индивидуальные опережающие задания)
Учитель: “Предчувствую Тебя...”… Не чувством, а именно предчувствием, ожиданием полны стихи А.А. Блока этой поры. Стихи – это своеобразный дневник молодого человека, поэта. Первые стихи Блока о любви носят возвышенный, восторженный характер. Они навеяны любовью к Л.Д. Менделеевой.
4. Сообщение учащегося “Л.Д. Менделеева в жизни А.А. Блока” (Опережающее домашнее задание).
Учитель. Отталкиваясь от реальных чувств, Блок в ранних стихотворениях выступает как символист. Центральные герои цикла – Он и Она.
5. Прослушивание ответа группы учащихся на тему “Лирический герой и его возлюбленная в ранней лирике А.А. Блока” (Опережающее задание выполняется группой учащихся самостоятельно в течение 2-х недель после консультации учителя)
Важно, чтобы в ответе прозвучали следующие положения.
- Предельно обобщенный лирический герой показан в пространстве “темных храмов”, при свете лампад, в мерцании свечей, что делает его образ предельно зыбким, расплывчатым.
Лирический герой многолик: он и рыцарь, стоящий у ворот своей возлюбленной, и инок, и раб своей Царицы, и послушный отрок, поклоняющийся Вечной Женственности, идеальному образу. Отсюда та недосказанность, атмосфера тайны, которая придает стихам очарование, колдовство, но которая требует от читателя большой душевной работы.
- Героиня этих стихов не Л.Д.Менделеева, а символический образ Вечной Женственности, неземное существо. Понимание любви у А.А.Блока связано с некой “Девой”, “Купиной”, “Величавой Вечной Женой”, “Ясной”, “Непостижимой”...
- Мистическому настроению ранних стихов способствует использование эпитетов: "призрачные сны", "неведомые тени", "надежды нездешние", "красота неизреченная", "непостижимая тайна", "сумрак неизвестный" и т. д. "Встреча" с Дамой, о которой мечтает герой, должна привести к преображению мира, к полной гармонии.
Слово учителя. Юный Блок утверждал духовную ценность истинной любви. В этом он следовал традициям великой русской поэзии XIX века с ее нравственными поисками. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы, был своеобразной формой непризнания и отрицания пошлого бездуховного буржуазного уклада жизни.
А.А. Блока порой называют певцом Прекрасной Дамы, но это поверхностный взгляд на его творчество. С годами поэзия меняется: в ней находят отражение характерные черты духовной жизни современников поэта, предчувствие социальных перемен. Блок трагически воспринимал отсутствие гармонии в “страшном мире. А она ему была необходима. Ее приносила поэту любовь, которая открывала автору высокий смысл жизни. Для А.Блока любовь - это и надежда, и страдание, и неземное счастье, и страшная мука, и сама жизнь Утрата любви – трагедия.
6. Чтение стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” наизусть заранее подготовленным учащимся (Индивидуальное опережающее задание)
7. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)
Учитель. Это красивое стихотворение носит автобиографический характер. Это исповедь поэта, тайна и боль его души. Но за личностным контекстом, как обычно у А.Блока, скрывается более глубокий смысл. Первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому - жизнь. Борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.
Вопросы, которые можно использовать при анализе стихотворения.
1). Как в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее?
2). "Синий плащ" рефреном проходит сквозь все стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота. Какие еще символы, с какой целью использует А.А.Блок в стихотворении?
3) В стихотворении встречается большое количество эпитетов. Найдите их. Какую нагрузку они выполняют?
4). Как построено это стихотворение? К какому выводу подводит композиция?
5). Если внимательно читать стихотворение, то нетрудно заметить, что оно перекликается с шедевром А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”. В чем вы видите сходство? Чем они различаются?
8. Прослушивание сообщения “Тема города во втором томе стихотворений А.А. Блока”. (Групповое опережающее задание)
Это небольшое сообщение-справка позволяет показать развитие мировоззрения поэта, органично перейти к эволюции темы любви в его лирике и предваряет разговор об осознании поэтом своей причастности к судьбе России.
Учитель. “Страшный мир” - так назвал А.А.Блок мир в начале ХХ века, так назвал он центральный цикл своих стихов. “Страшный мир” для поэта – это мир, где царят бесчеловечность, пошлость, ложь и грязь. Самым страшным для него стало уничтожение и поругание любви, низведение высокого чувства со звездных высот.
9. Выразительное чтение стихотворения “Незнакомка”. (Индивидуальное опережающее задание)
10. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)
Вопросы:
  1. Какие части можно выделить в этом стихотворении? Каким предстает мир в каждой из частей?
  2. Какие приемы и средства использует поэт для характеристики окружающего мира (лексика, звуки, образы, непривычные символы)?
  3. С помощью каких средств поэт изображает образ Незнакомки? Что изменяется с ее появлением?
  4. Что свидетельствует о трагедии в душе лирического героя?
  5. Как построено это стихотворение?
  6. Какова судьба любви и красоты в “страшном мире”?
11. Сравнение стихотворения А.А. Блока “Незнакомка” со “Стихами о Прекрасной Даме” (Фронтальная работа)
  1. Вспомните, как изображены лирический герой и его возлюбленная в ранних стихотворениях А. Блока.
  2. Как изменяются они в стихотворении “Незнакомка”?
  3. Сравните окружающую героев обстановку в цикле “Стихи о Прекрасной Даме” и в стихотворении “Незнакомка”.
  4. Сделайте выводы об эволюции темы любви в творчестве А.А. Блока.
12.Чтение наизусть стихотворения “На железной дороге”. (Индивидуальное опережающее задание)
13. Анализ стихотворения. (Фронтальная работа)
Вопросы, которые мож...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.29 | Просмотров: 2040

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340