Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Дополнительная образовательная программа по экологии для учащихся 5–6-х классов на тему: Экологические проблемы города - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Дополнительная образовательная программа по экологии для учащихся 5–6-х классов на тему: Экологические проблемы города


Автор(ы): Кушнирова Александра Вячеславовна, Заведующая


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Направленность программы
Еще вчера самым страшным словом считалось «война», сегодня, наряду с ним – «Экологическая катастрофа». Впрочем, сказать что сегодня, будет не совсем точно. Уже и вчера и позавчера мы ощущали тревожные и даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология и здоровье – одна из важнейших.
Когда дети, живущие на садовом кольце, болеют в 6 раз чаще их сверстников из других районов Москвы, а в среднеазиатских странах СНГ едва ли не самая высокая смертность, то виной тому отравленная атмосфера, вода, пища. Все чаще в пище обнаруживаются нежелательные примеси, снижающие иммунитет остатки лекарств, препаратов, гормонов, тяжелые металлы, пестициды. Как с этим бороться? Как сделать так, чтобы производство экологически чистых продуктов стало экономически выгодно?
Пока эти вопросы повисают в воздухе. Между тем 30% населения нашей страны проживают в зоне экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагополучных условиях. Опыт других стран показывает, как важно неотложно принять необходимые законодательные и практические меры для охраны окружающей среды, что единственный путь исправления сложившейся ситуации – постепенный отказ от использования пестицидов и развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства, что сегодня как никогда остро стоит проблема экологической культуры и грамотности всего населения.
Нам нужно изучить и понять сложную систему, которую представляет собой планета Земля, эту огромную экосистему, в которой поток материи и энергии упорно пересекает любые границы между средами, является основой процессов обмена веществ в живых организмах. Здесь велика роль биологической науки. Именно она в состоянии не только поставить и уточнить диагноз, но и предугадать его заранее для того, чтобы определить способы лечения. Она стоит на страже здоровья людей, она берет на себя ответственность за объективность и научность оценок.
Усилиями учителей биологии и экологии прививается детям любовь к природе, показываются ее величие, красота и ранимость; становится видимым мир сложных взаимодействий живой природы, человека и среды, экологии и здоровья. Это важная ответственная работа, ибо результат ее влияет на экологическую грамотность и нравственность подрастающего поколения. Очевидно, только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить и стиль мышления хозяйственных руководителей, поведение каждого гражданина. Экологически грамотный человек будет знать как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо или электроэнергия.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Экологические проблемы крупных городов – особо актуальны для каждого жителя такого крупного мегаполиса, каким является Москва. Поэтому, программа нашего кружка затрагивает прежде всего вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям крупных городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека.
Формы и методы.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
  1. стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
  2. способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
  3. обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)
  4. вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)
Режим занятий.
Занятия проводятся в 2 группах по 3 часа (всего – 6 часов в неделю) в учебных классах: 1 группа (5 класс) - 15 ; 2 группа (6 класс) – 15 чел., Однако возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. как во время занятий, так и в дополнительное время.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
1. Программа составлена учителем с 15-летним стажем работы в этой области;
2. Использованы интересные методы и формы работы с учащимися;
3. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (экология округа, района, пришкольной территории);
4. Изучено большое количество специальной литературы, подобран материал для проведения практических работ с учетом имеющихся в школе средств для проведения данных работ;
5. В осуществлении некоторых мероприятий принимают участие учащиеся всей школы, а также их родители и жители района «Зюзино»
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий – учащихся 5-6-х классов (начальный курс экологии). Однако может быть использована для учащихся старших классов.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).
Ожидаемые результаты.
  1. Повышение уровня экологической грамотности;
  2. Развитие творческих способностей учащихся;
  3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
  4. Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
  5. Привлечение внимания и средств администрации района, округа, города к экологическим проблемам города.
Тематическое планирование занятий.
Группа №1, 10-12 лет

Тема занятия Кол-во часов
1. Введение в экологию. Основные экологические понятия
Экологическое проектирование
12
2. Город и человек: загрязнение окружающей среды, влияние городской среды на здоровее человека 16
3. Жизнь растений в городе 15
4. Жизнь животных в городе 15
5. Экологическая обстановка г. Москвы, ЮЗАО 15
6. Экологическая обстановка района «Зюзино» 13
7. Экологическая обстановка в школе № 533 и пришкольной территории 22
ИТОГО 108
Группа № 1.
Содержание занятий.
Первый год обучения, 10-12 лет.

Тема занятия Кол-во часов Вид деятельности
1. Введение в экологию. Цели и задачи экологии 3 Теория
2. Биологические сообщества 3 Теория. Видеофильм
3. Структура экосистем 3 Теория, экскурсия в Битцевский лесопарк
4. Экологические проблемы человечества 3 Теория. Видеофильм
5. Город и человек. Деятельность человека и воздействие его на окружающую среду 3 Теория
6. Транспорт, его влияние на окружающую среду. 3 Теория. Видеофильм
7. Город и здоровье человека. Конференция 3 Теория, практика
8. Город и здоровье человека 3 Теория
9. Подготовка и выпуск стенгазеты «Человек и город» 3 Теория, Практика
10. Анкетирование учащихся школы «Здоровье человека в городе» 1 Практика
11. Многообразие растений в городе 3 Теория
12. Изучение состояния растительности города 3 Практика
13. Создание энциклопедии растений пришкольной территории 3 Практика
14. Растения Красной книги 3 Теория
Экскурсия в Битцевский лесопарк
15. Проект по озеленению пришкольной территории
«Зеленая школа»
3 Практика
16. Жизнь животных в городе 3 Теория, видеофильм
17. Многообразие животных города 3 Теория
18. Изучение видового разнообразия животного мира города 3 Практика
Экскурсия
19. Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей 3 Теория
Конференция
20. Охрана животных города 3 Теория
21. Экологическая обстановка г.Москвы 3 Теория, видеофильм
22. Экологическая обстановка ЮЗАО 3 Теория
23. Составление экологической карты ЮЗАО 3 Практика
24. Экология и заболевания людей в городе и округе 3 Теория
25. Подготовка и выпуск газеты «Экология нашего округа» 2 Практика
26. Конференция «Экология нашего города» 1 Практика
27. Экологическая обстановка «Зюзино» 3 Теория, видеоролик
28. Создание компьютерной презентации «экология нашего района» 3 Теория, практика
29. Мониторинг состояния воздуха, воды, почвы нашего района 3 Практика
30. Конференция «Экология района «Зюзино» 3 Практика
31. Выпуск газеты по итогам конференции 1 Практика
32. Экологическая обстановка пришкольной территории 3 Теория
33. Экология школьного здания. Экологический паспорт школы 3 Теория, практика
34. Чистота школьных помещений и их влияние на здоровье людей 3 Теория, практика
35. Режим питания школьников.Выпуск газеты «Что мы едим?» 3 Теория, практика
36. Изучение состояния пришкольной территории 3 Теория, практика
37. Исследование чистоты воздуха, воды, почвы на территории школы 3 Теория, праткика
38. Конференция «Экология школы № 533» 3 Практика
39. Выпуск стенгазеты по итогам конференции 1 Практика
Группа №2.
Тематическое планирование занятий
Второй год обучения, 12-13 лет

Тема занятия Кол-во часов
1. Экология – основные задачи и проблемы человечества.
Растения – источник энергии и органических веществ на Земле.
14
2. Введение в ботанику. Жизнь растений в городе.
Экологический мониторинг растительности пришкольной территории
23
3. Лесные ресурсы и их роль в экосистемах и биосфере.
Мероприятия по восстановлению растительности.
Охрана почв.
16
4. Экологическое проектирование. Проект и его реализация.
Выбор темы, оформление, предзащита
16
5. Экологическая обстановка в школе. Роль комнатных растений в очистке воздуха. Профилактика заболеваний 21
6. Защита экологических проектов :
«Охрана растений. Роль растений в улучшении экологической обстановки города»
18
7. Итого: 108
Содержание занятий
(Группа № 2, второй год обучения, 12-13 лет)

Тема занятия Часы Вид деятельности
1. Экология. Проблемы и задачи. План работы на год 3 Теория
2. Роль зеленых растений в биосфере. 3 Теория


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2261

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340