Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Дополнительная образовательная программа по экологии для учащихся 5–6-х классов на тему: Экологические проблемы города
Автор(ы): Кушнирова Александра Вячеславовна, Заведующая
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Направленность программы Еще вчера самым страшным словом считалось «война», сегодня, наряду с ним – «Экологическая катастрофа». Впрочем, сказать что сегодня, будет не совсем точно. Уже и вчера и позавчера мы ощущали тревожные и даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология и здоровье – одна из важнейших. Когда дети, живущие на садовом кольце, болеют в 6 раз чаще их сверстников из других районов Москвы, а в среднеазиатских странах СНГ едва ли не самая высокая смертность, то виной тому отравленная атмосфера, вода, пища. Все чаще в пище обнаруживаются нежелательные примеси, снижающие иммунитет остатки лекарств, препаратов, гормонов, тяжелые металлы, пестициды. Как с этим бороться? Как сделать так, чтобы производство экологически чистых продуктов стало экономически выгодно? Пока эти вопросы повисают в воздухе. Между тем 30% населения нашей страны проживают в зоне экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагополучных условиях. Опыт других стран показывает, как важно неотложно принять необходимые законодательные и практические меры для охраны окружающей среды, что единственный путь исправления сложившейся ситуации – постепенный отказ от использования пестицидов и развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства, что сегодня как никогда остро стоит проблема экологической культуры и грамотности всего населения. Нам нужно изучить и понять сложную систему, которую представляет собой планета Земля, эту огромную экосистему, в которой поток материи и энергии упорно пересекает любые границы между средами, является основой процессов обмена веществ в живых организмах. Здесь велика роль биологической науки. Именно она в состоянии не только поставить и уточнить диагноз, но и предугадать его заранее для того, чтобы определить способы лечения. Она стоит на страже здоровья людей, она берет на себя ответственность за объективность и научность оценок. Усилиями учителей биологии и экологии прививается детям любовь к природе, показываются ее величие, красота и ранимость; становится видимым мир сложных взаимодействий живой природы, человека и среды, экологии и здоровья. Это важная ответственная работа, ибо результат ее влияет на экологическую грамотность и нравственность подрастающего поколения. Очевидно, только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить и стиль мышления хозяйственных руководителей, поведение каждого гражданина. Экологически грамотный человек будет знать как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо или электроэнергия. Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Экологические проблемы крупных городов – особо актуальны для каждого жителя такого крупного мегаполиса, каким является Москва. Поэтому, программа нашего кружка затрагивает прежде всего вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям крупных городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека. Формы и методы. С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые: - стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)
- вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)
Режим занятий. Занятия проводятся в 2 группах по 3 часа (всего – 6 часов в неделю) в учебных классах: 1 группа (5 класс) - 15 ; 2 группа (6 класс) – 15 чел., Однако возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. как во время занятий, так и в дополнительное время. Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем: 1. Программа составлена учителем с 15-летним стажем работы в этой области; 2. Использованы интересные методы и формы работы с учащимися; 3. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (экология округа, района, пришкольной территории); 4. Изучено большое количество специальной литературы, подобран материал для проведения практических работ с учетом имеющихся в школе средств для проведения данных работ; 5. В осуществлении некоторых мероприятий принимают участие учащиеся всей школы, а также их родители и жители района «Зюзино» Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий – учащихся 5-6-х классов (начальный курс экологии). Однако может быть использована для учащихся старших классов. Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов). Ожидаемые результаты. - Повышение уровня экологической грамотности;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
- Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
- Привлечение внимания и средств администрации района, округа, города к экологическим проблемам города.
Тематическое планирование занятий. Группа №1, 10-12 лет № | Тема занятия | Кол-во часов | 1. | Введение в экологию. Основные экологические понятия Экологическое проектирование | 12 | 2. | Город и человек: загрязнение окружающей среды, влияние городской среды на здоровее человека | 16 | 3. | Жизнь растений в городе | 15 | 4. | Жизнь животных в городе | 15 | 5. | Экологическая обстановка г. Москвы, ЮЗАО | 15 | 6. | Экологическая обстановка района «Зюзино» | 13 | 7. | Экологическая обстановка в школе № 533 и пришкольной территории | 22 | | ИТОГО | 108 | Группа № 1. Содержание занятий. Первый год обучения, 10-12 лет. № | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности | 1. | Введение в экологию. Цели и задачи экологии | 3 | Теория | 2. | Биологические сообщества | 3 | Теория. Видеофильм | 3. | Структура экосистем | 3 | Теория, экскурсия в Битцевский лесопарк | 4. | Экологические проблемы человечества | 3 | Теория. Видеофильм | 5. | Город и человек. Деятельность человека и воздействие его на окружающую среду | 3 | Теория | 6. | Транспорт, его влияние на окружающую среду. | 3 | Теория. Видеофильм | 7. | Город и здоровье человека. Конференция | 3 | Теория, практика | 8. | Город и здоровье человека | 3 | Теория | 9. | Подготовка и выпуск стенгазеты «Человек и город» | 3 | Теория, Практика | 10. | Анкетирование учащихся школы «Здоровье человека в городе» | 1 | Практика | 11. | Многообразие растений в городе | 3 | Теория | 12. | Изучение состояния растительности города | 3 | Практика | 13. | Создание энциклопедии растений пришкольной территории | 3 | Практика | 14. | Растения Красной книги | 3 | Теория Экскурсия в Битцевский лесопарк | 15. | Проект по озеленению пришкольной территории «Зеленая школа» | 3 | Практика | 16. | Жизнь животных в городе | 3 | Теория, видеофильм | 17. | Многообразие животных города | 3 | Теория | 18. | Изучение видового разнообразия животного мира города | 3 | Практика Экскурсия | 19. | Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей | 3 | Теория Конференция | 20. | Охрана животных города | 3 | Теория | 21. | Экологическая обстановка г.Москвы | 3 | Теория, видеофильм | 22. | Экологическая обстановка ЮЗАО | 3 | Теория | 23. | Составление экологической карты ЮЗАО | 3 | Практика | 24. | Экология и заболевания людей в городе и округе | 3 | Теория | 25. | Подготовка и выпуск газеты «Экология нашего округа» | 2 | Практика | 26. | Конференция «Экология нашего города» | 1 | Практика | 27. | Экологическая обстановка «Зюзино» | 3 | Теория, видеоролик | 28. | Создание компьютерной презентации «экология нашего района» | 3 | Теория, практика | 29. | Мониторинг состояния воздуха, воды, почвы нашего района | 3 | Практика | 30. | Конференция «Экология района «Зюзино» | 3 | Практика | 31. | Выпуск газеты по итогам конференции | 1 | Практика | 32. | Экологическая обстановка пришкольной территории | 3 | Теория | 33. | Экология школьного здания. Экологический паспорт школы | 3 | Теория, практика | 34. | Чистота школьных помещений и их влияние на здоровье людей | 3 | Теория, практика | 35. | Режим питания школьников.Выпуск газеты «Что мы едим?» | 3 | Теория, практика | 36. | Изучение состояния пришкольной территории | 3 | Теория, практика | 37. | Исследование чистоты воздуха, воды, почвы на территории школы | 3 | Теория, праткика | 38. | Конференция «Экология школы № 533» | 3 | Практика | 39. | Выпуск стенгазеты по итогам конференции | 1 | Практика | Группа №2. Тематическое планирование занятий Второй год обучения, 12-13 лет № | Тема занятия | Кол-во часов | 1. | Экология – основные задачи и проблемы человечества. Растения – источник энергии и органических веществ на Земле. | 14 | 2. | Введение в ботанику. Жизнь растений в городе. Экологический мониторинг растительности пришкольной территории | 23 | 3. | Лесные ресурсы и их роль в экосистемах и биосфере. Мероприятия по восстановлению растительности. Охрана почв. | 16 | 4. | Экологическое проектирование. Проект и его реализация. Выбор темы, оформление, предзащита | 16 | 5. | Экологическая обстановка в школе. Роль комнатных растений в очистке воздуха. Профилактика заболеваний | 21 | 6. | Защита экологических проектов : «Охрана растений. Роль растений в улучшении экологической обстановки города» | 18 | 7. | Итого: | 108 | Содержание занятий (Группа № 2, второй год обучения, 12-13 лет) № | Тема занятия | Часы | Вид деятельности | 1. | Экология. Проблемы и задачи. План работы на год | 3 | Теория | 2. | Роль зеленых растений в биосфере. | 3 | Теория |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2261
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|