Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях


Автор(ы): Мошакова Валентина Викторовна, заведующий

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждении. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников. которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же дошкольные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другие. Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:
  • низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
  • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
  • недостаточная компетентность многих воспитателей;
  • неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
  • отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
  • стремление воспитателей избегать “живого” общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;
  • “закрытость” дошкольного учреждения.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами”. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Ещё Н.К.Крупская в своих “Педагогических сочинениях” писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом , привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет ...на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. " ...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
В 2008 г. перед коллективом ДОУ была поставлена задача: организовать полноценное взаимодействие педагогов и родителей. Были определены основные направления взаимодействия с семьей:
  1. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
  2. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
Исходя из этих направлений, и осуществлялась работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Эта работа строилась на основе:
  • изучения семьи, выявления интересов и потребностей семьи;
  • использования индивидуально-дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников;
  • организации различных новых форм работы с родителями;
  • удовлетворения запросов родителей в образовательных услугах;
  • участия родителей в воспитательно-образовательном процессе;
  • создания условий для эффективной работы с родителями (семейная гостиная, библиотека, видеотека, информационное пространство в группах).
В настоящий момент в ДОУ сложилась определенная система работы с родителями, которая включает два этапа: аналитический и содержательный.
Аналитический этап предполагает изучение семьи с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения, посещения семей. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводилось анкетирование родителей, опросы. Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
Отношение родителей к источникам информации:
  • 60% родителей пользуются своей интуицией;
  • 46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии;
  • 40% берут информацию у воспитателей.
Малым доверием пользуются советы других родителей, друзей. От детского сада родители хотели бы получить:
  • 86% максимально полную информацию от ребёнка;
  • 48% советы по общению с ребёнком;
  • 22% советы психолога.
Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
Родителей волнует если:
  • 31 % – ребёнок плохо ест;
  • 20% – не слушается родителей;
  • 13% – родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% – не обращаются, потому что:
  • 33% считают, что справятся сами;
  • 17% не придают особого значения этим трудностям;
  • 13% считают это неудобным, так как считают, что подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Анкетирование показало, что в работе с родителями много сложных и многоплановых вопросов, решение которых не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работ. Работу с родителями мы стали строить с учетом дифференцированного подхода. На аналитическом этапе мы определяем тип семьи по уровню семейного воспитания.
По итогам исследования семей в ДОУ:
– 10 % относятся к 1 – му типу. Опыт этих семей надо изучать, пропагандировать, хотя и этим семьям необходима помощь педагогов;
– 65 % семей относятся ко 2– му типу. Это семьи благополучные, готовы к взаимодействию, но вследствие занятости, перегрузок имеют трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющие на семейный микроклимат.
– 25% семей можно отнести к 3– му типу. Для них типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на жизнь и воспитание детей, авторитарные методы воспитания.
4-го типа семей в ДОУ нет. Это неблагополучные семьи, в которых присутствует алкоголизм, безнравственное поведение.
Содержательный этап включает в себя поиск оптимальных формы взаимодействия с родителями. Мы их делим на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Наряду с традиционными коллективными формами такими как, родительские собрания, конференции активно стали внедрять нетрадиционные: семейные гостиные, школа для родителей, игровые практикумы, совместные праздники, День открытых дверей, акции, игровые занятия родителей вместе с детьми.
Из индивидуальных форм наиболее часто используем беседы с родителями, тематические консультации, “заочные” консультации с помощью почтового ящика “Вы спрашивали...”.
Широко используются в ДОУ наглядно-информационные формы. В холлах и группах ДОУ имеются различные информационные стенды для родителей. Для родителей организованы фотовыставки, выставки творчества детей и родителей, выставка стенгазет, папки-передвижки, библиотечки педагогической литературы. В ДОУ выпускается журнал “Планета Детства”, уже подготовлено три выпуска: “Мы шагаем в детский сад”, “В здоровом теле здоровый дух”, “Первый раз в первый класс!”.
Практика показала, что семьи 1 типа могут поделиться опытом семейного воспитания, используя такие формы как...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.29 | Просмотров: 2048

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!