Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации


Автор(ы): Степанова Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.
Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение социально-психологической функции управления.
Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.
Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.
Современному руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления.
Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным с выполнением социально-психологической функции руководства современным дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации. Диагностика профессиональных затруднений в формирующихся группах слушателей показала, что в этом нуждаются как начинающие руководители - проблема профессиональной адаптации и профессионального становления, так и управленцы со стажем – получив в студенческие годы базовое образование, сегодня не все из них могут быть уверены в правильности выбора стиля собственной управленческой деятельности для реализации задач модернизации образования, в том числе повышении качества дошкольного образования.
На кафедре дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области для руководителей дошкольных образовательных учреждений разработаны и внедрены различные учебные занятия, служащие основой образовательных программ разной направленности повышения квалификации данной категории управленческих кадров.
В рамках проблемы успешности профессионального становления современного управленца ДОУ в системе повышения квалификации. В экспериментальной работе научного исследования нами разработано вариативное содержание образовательной программы для управленцев дошкольных образовательных учреждений с психолого-педагогическими рекомендациями психокоррекционного воздействия на специалистов данной категории в процессе обучения в системе повышения квалификации.
Стремление управленцев ДОУ совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка определенных управленческих действий развивают автоматизированные навыки и привычки, формируется “умелое действие” – т.е. действие руководителя со знанием своего дела. И если для навыков в похожих ситуациях может срабатывать стереотип механического выполнения определенного действия, то умения проявляются в решении новых задач, когда привнесен личностный элемент творчества, проявляющийся в практическом мышлении.
Результаты проведенного нами исследования позволяют рассматривать эффективность разработанных и апробированных нами в системе повышения квалификации методов изучения и совершенствования профессионально-управленческого становления современных руководителей дошкольных образовательных учреждений, как претендентов, так и находящихся на разных стадиях профессионального управленческого становления. Одновременно с этим, предлагаемые обучающие занятия носили тренинговый характер отработки личностных и деловых качеств руководителя дошкольного образовательного учреждения. В свою очередь, от преподавателя, требовалось владение психотехник проведения занятий в режиме интерактива. Мы использовали методические приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", т.к. в ней задается творческий уровень усвоения проблемного материала с ориентацией на личностное развитие взрослых обучающихся.
Приведем пример авторской разработки учебных занятий учебного раздела "Психология и современность" образовательной программы "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений". Эти материалы, как и прочие, используемые автором в курсовой переподготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений на базе ИПК г. Тула, слушатели групп повышения квалификации управленческих кадров ДОУ получают в виде методических рекомендаций для самостоятельной подготовки к учебным занятиям.
Занятие 1.
Тема "Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением"
(6 час.)
План
  1. Управление дошкольным образовательным учреждением в современных социально-экономических условиях модернизации российского образования (2 час., лекция).
  2. Социально-психологические аспекты управления дошкольным образовательным учреждением как процесс активного взаимодействия индивидуальных субъектов воспитательно-образовательного процесса (4 час., семинар-практикум).
Литература (основная)
  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2004.
  3. Основы управления дошкольным образовательным учреждением / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образование: управление по результатам – М., 2001.
Литература (дополнительная)
  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М., 1998.
  2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
  3. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева, Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М., 1982.
  4. Заведующий дошкольным учреждением / А.К. Бондаренко и др. – М., 1984.
  5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя – М., 2002.
  6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.
  7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М., 2000.
  8. Управление школой / Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997.
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  10. Шибаева С.В. 12 секретов преуспевающих женщин. – М., 2004.
Основные понятия:
Социальная функция взрослого человека на когнитивно-эмоциональном и поведенческом уровнях. Социальная роль руководителя дошкольного образовательного учреждения. Мотивация. Социальная психология. Педагогическая психология. Социально-психологические явления: общение, совместная деятельность, социальные отношения, межличностные отношения.
Базовые знания:
  • знать содержание понятий "социальная роль", "межличностное" и "ролевое общение";
  • знать различные средства и способы общения для сознательной регуляции взаимоотношений всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • знать основные нормативно-правовые документы профессиональной деятельности руководителя, регламентирующие взаимоотношения управленца со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Основные умения:
  • владеть различными средствами и способами межличностного общения;
  • уметь использовать общение как средство сознательной регуляции человеческих отношений с позиции руководителя дошкольного образовательного учреждения;
  • уметь проводить ситуационный анализ социально-психологических проблем в профессионально-управленческой деятельности руководителя ДОУ.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
"Социально-психологические аспекты управления ДОУ как процесс активного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса"
Цель
: развивать профессионально-личностное отношение руководителя дошкольного образовательного учреждения к общению как реальности человеческих взаимоотношений.
Вопросы для обсуждения
  1. Управление дошкольным образовательным учреждением - социальная система активного взаимодействия индивидуальных субъектов.
  2. Социально-ролевая функция современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.
  3. Формы взаимодействия руководителя дошкольного образовательного учреждения как средство сознательной регуляции человеческих отношений в социальных группах.
  4. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности руководителя, регламентирующая взаимоотношения управленца со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Практические задания
  1. Продумать и подобрать 2-3 проблемно-ситуационные задачи по обсуждаемой проблеме (из опыта работы или представить статью из журнала, газеты, материал телепередачи с ситуационным анализом выделенной социально-психологической проблемы для руководителя дошкольного образовательного учреждения).
  2. Составить картотеку нормативно-правовой документации и управленческо-методической литературы по проблеме.
Занятие 2.
Тема "Психологическая характеристика профессиональной деятельности руководителя ДОУ в контексте модернизации российского образования"
(6 час. спецкурс)
План
  1. Закономерности профессионального развития руководителя дошкольного образовательного учреждения.
  2. Социально-психологические и педагогические требования к управленцу дошкольного образовательного учреждения.
  3. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Литература (основная)
  1. Андрющенко, Д.В., Логинова, И.А. Психологическая компетентность руководителя ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - №4.
  2. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М., 2002.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
  4. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
  5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образование: управление по результатам – М., 2001.
Литература (дополнительная)
  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.
  2. Вульфон Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М., 1999.
  3. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
  4. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева, Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М.: Просвещение, 1982.
  5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя – М., 2002.
  6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.
  7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М., 2000.
  8. Управление школой / Под ред В.С. Лазарева. – М., 1997.
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  10. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.30 | Просмотров: 3050

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340