Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Населенные пункты (6-й класс) - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Населенные пункты (6-й класс)


Автор(ы): Корчуганова Ольга Тимофеевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Познавательная цель: Усвоить существующие основные типы населенных пунктов, научиться выделять и объяснять различия между городскими и сельскими поселениями.
Задачи:
  • Рассмотреть с учащимися новые термины и понятия.
  • Продолжить формировать у учащихся представления и знания о населении Земли.
  • Познакомить учащихся с особенностями расселения населения Земли, с основными типами населенных пунктов и особенностями хозяйственной деятельности городского и сельского населения.
  • Продолжить формировать умения выполнять творческие и практические задания.
Элементы содержания повышенного уровня: называть и показывать населенные пункты на карте и плане.
Оснащение урока: политическая карта Мира, физическая карта России, карта Кемеровской области, картосхема Яшкинского района, план местности, план пос. Яшкино, карта Кемеровской области (тематическая ксерокопия на каждой парте), плакаты, картины, таблицы, схема, видеосистема (видеофильм = 5 мин.).
Термины и понятия: населенный пункт, типы населенных пунктов (городские, сельские), городское и сельское население, хозяйственная деятельность.
Формы проведения урока:
  • Беседа: формирование знаний об основных типах населенных пунктов - городских и сельских, об особенностях и занятиях населения, проживающего в них.
  • Работа с таблицами
  • Работа с картами у доски (и в тетрадях)
  • Доклады учащихся - опережающее задание: Историческая справка о городах Москве, Санкт - Петербурге, Кемерово, Новокузнецке и о Яшкино.
  • Просмотр видеофильма (5 мин.): формирование представления о городах Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк).
  • Использование картин, плакатов: для формирования образа города и сельского населенного пункта.
  • Составление и заполнение схемы Поселения.
Тип урока: Комбинированный
Этапы урока
I. Оргмомент
Учитель: Ребята! Мы продолжаем изучение темы Человечество на Земле. И сегодня мы познакомимся с особенностями расселения населения Земли, с основными типами населенных пунктов и различиями в хозяйственной деятельности городского и сельского населения. На уроке мы вместе вспомним то, что уже изучили, продвинемся в изучении этой темы дальше (шагнем на ступеньку вперед). И я думаю, каждый из вас сегодня узнает и для себя что - то новое, чего не знал раньше. И я хочу, чтобы в конце урока вы поделились этими своими открытиями.
- Откройте тетради и запишите тему урока!
- Кто отсутствует?
II. Всесторонняя проверка знаний, подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Учитель: Мы изучили тему Человечество на Земле. Какие разделы уже изучены?
  • Сколько людей живет на планете?
  • На каких материках живут люди?
  • Равномерно ли размещено население по территории суши? Почему?
  • Каковы особенности размещения людей?
  • Какие условия необходимы человеку для жизни?
  • Вопросы по теме: Топографическая карта
Учитель: Откройте атлас на стр. 5, посмотрите на карту у доски. Покажите населенные пункты на топографической карте. Как узнали? Почему? (по условным знакам). Как определить какой населенный пункт? (город, село, деревня). Как определить какое село больше? Где проживает больше людей?
III. Усвоение новых знаний
1.) Введение в тему: вступление учителя
Все, что имеет человек (жилье, одежда, пища, транспорт и т.д.) - создано трудом человека. Труд - это остова всей нашей жизни (жизнь в семье, в стране, в целом). Работу людей на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве, на промыслах (охота, рыболовство) называют их хозяйственной деятельностью. Эта деятельность формируется и находится в большой зависимости от окружающей природной среды. При этом совершенствуются орудия труда, и развивается обмен готовой продукцией. С разделением хозяйственной деятельности населения на ремесло и сельское хозяйство произошло разделение населенных пунктов на два основных типа: городские поселения и сельские.
2.) Работа с таблицей Сравнение городских и сельских населенных пунктов и составление учащимися в тетрадях схемы Поселения
Учитель: Большая часть сельских населенных пунктов представлена поселениями, в которых жители заняты сельским хозяйством. Число жителей в них от нескольких человек до 5 тысяч и более. А так же небольшие поселения, где жители заняты в лесном хозяйстве, ж/дорожном транспорте и рыболовстве. Городом считается населенный пункт, в котором живет не менее 12 тысяч человек, при условии, что 58 % из них рабочие или служащие, а так же члены их семей. Для того, чтобы населенный пункт считался ПГТ (поселком городского типа) необходимо, что бы численность его жителей была не менее 3 тысяч человек, а доля не занятых в сельском хозяйстве в составе всего населения превышала 85 %.
- Записать в тетрадях: жители городов и ПГТ - это городское население, а остальных населенных пунктов - сельское население.
3.) Историческая справка
Учитель: Сейчас мы с вами узнаем, как появляются населенные пункты. Откуда берутся их названия.
а) Рассказать об образовании Москвы.
б) Рассказ об истории п. Яшкино.
Учитель: Как вы думаете, к какому типу населенных пунктов нужно отнести Яшкино? А теперь скажите, к каким типам отнести данные населенные пункты? Почему?
На доске написано: разъезд, остановочная площадка, станция, поселок городского типа, дом лесника, курортный поселок, метеорологическая станция.
Учитель: Продолжим урок. Ребята подготовили рассказ о крупнейших городах нашей области.
а) Рассказ о Кемерово
б) Рассказ о Новокузнецке
в) Просмотр видеофильма (Кемерово, Новокузнецк)
г) Города Кемеровской области (20)
д) Аукцион названий (все учащиеся по очереди)
Учитель: Работа самостоятельная. На доске - плакат, на каждой парте - карта Кемеровской области. Рассмотреть, где расположены города.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
Учитель: А сейчас проведем небольшую викторину Самый, самый:.
  1. Самый южный город Кузбасса, название которого в переводе с шорского означает каменный лог. (Таштагол)
  2. Самый молодой город области. (Полысаево)
  3. Старинный город нашего края, славящийся деревянными резными украшениями домов. (Мариинск)
  4. Первое название - Щегловск, сейчас это областной центр. (Кемерово)
  5. Металлургический центр, южная столица Кузбасса. (Новокузнецк)
Учитель: Хорошо справились с этим заданием. А сейчас посмотрим на этот плакат Крупнейшие города России. В Росси насчитывается свыше 1000 городов и более 2200 поселков разного типа, где проживает более 100 млн. человек и 74 % населения России. Сельское население России - это 40 млн. человек, то есть 24 %. в настоящее время. В России 13 городов с население более 1 млн. человек. И 20 городов с населением от 500тыс до 1 млн. Работаем с атласом. Физическая карта России стр. 15. Найти на карте крупнейшие города России.
Учащиеся работают на местах в парах. По окончании работы выйти и показать у доски все города на Физической карте России.
Учитель: Определение города в разных странах различно. Городом считается населенный пункт с определенным количеством жителей: США - более 2,5 тыс. человек; Индия - более 5 тыс. человек; Нидерланды - более 20 тыс. человек; Япония - более 30 тыс. человек; Швеция - более 200 человек; Дания - более 200 человек; Финляндия - более 200 человек. А например, в России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения.
На доске прикреплен плакат: Крупнейшие города мира.
Учитель: Смотрим названия и по карте находим местоположение этого города. Запишите эти города в свою тетрадь.
IV. Закрепление нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы изучили тему Населенные пункты. Проведем экспресс - опрос по данной теме: 1. Что является причиной разделения населенных пунктов на городские и сельские? 2. Что называют городским поселение? 3. К какому типу отнести ПГТ? 4. Из села в город поступают:? 5. Какие профессии наиболее востребованы у сельских жителей? 6. Городское население преимущественно занято, в какой сфере?
Учитель: Ребята! Скажите, что нового узнали для себя на этом уроке? Ответы учащихся. А сейчас заполните схему Поселения.
Д/З - параграф 51 в учебнике и задание Составить описание своего населенного пункта по плану.
В свободное время на переменах учащимся предлагается разгадать кроссворд Человечество на Земле. (стенд В мире интересного) Лучшие ответы будут оценены.
Сравнение городских и сельских населенных пунктов
Городские Сельские
Много людей (десятки, сотни, тысячи, миллионы) Количество жителей Десятки или сотни людей (иногда несколько человек или тыс. человек)
Частный сектор, многоэтажные здания Типы жилищ Преимущественно частный сектор
Промышленные предприятия (заводы, фабрики), транспорт, сфера обслуживания Занятость населения Обработка земли, выращивание зерна, овощей, животноводство, садоводство
Промышленные товары, техника Продукция Продукты питания, сырье для пищевой и текстильной промышленности
Шахтер, металлурги, лаборанты, технологи, обслуживание общественного транспорта, банковские служащие, повара, кондитеры, инженеры Профессии Агрономы, зоотехники, полеводы, животноводы, механизаторы, доярки, скотники, ветеринарные врачи
Историческая справка.
Москва. 850 лет назад между реками Москвой и Неглинной по приказу Юрия Долгорукого была построена маленькая крепость с высокими бревенчатыми стенами. Ее назвали Москвой. В конце 15 века Москва стала столицей объединенных русских земель. И до начала 18 го века была столицей Российского государства. Затем по велению Петра 1 ею стал Санкт - Петербург, построенный на берегах Невы. В 1918 году столицей вновь стала Москва. А Санкт - Петербург до сих пор называют северной столицей. Москва не только столица нашей родины, но и один из красивейших городов мира. Это крупный промышленный город, а так же историко - культурный центр нашей страны.
Кемерово. Одним из ранних поселений на месте нынешнего города была заимка Щегловка. В 1703 году переписана в деревню Щеглова. Здесь было 6 дворов, 3 из них принадлежали семи супружеским парам Щегловых. С основанием Кемеровского рудника возник рабочий поселок. В 1918 году село Щеглово преобразовано в город (и до 1932 года - г. Щегловск). В 1932 году г. Щегловск переименован в г. Кемерово. С 1943 го...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.30 | Просмотров: 2683

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340