Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й класс) - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й класс)


Автор(ы): Пхиденко Елена Георгиевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • рассмотреть состав региона;
  • определить особенности географического положения;
  • познакомиться с особенностями населения;
  • выявить сложности использования ресурсов, расположенных в экстремальных условиях;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
  • интерактивная карта Социально-экономическая карта Западной Сибири;
  • карты атласа 9 класса, 8 класса;
  • контурные карты 9 класса;
  • стенная карта Западная Сибирь (физическая карта);
  • политико-административная карта Российской Федерации;
  • тетради учащихся;
  • учебники, параграф 61;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.
Ход урока
Оргмомент (проверка готовности учащихся и кабинета к уроку).
Сообщение темы и целей урока.
Работаем по знакомому плану, цель наша освоить 3 пункта:
  1. Состав и географическое положение Западно-Сибирского экономического региона.
  2. Природные условия и ресурсы.
  3. Население. Города.
Итак, географическое положение региона.
Западно-Сибирская равнина в пределах России протянулась почти на 2500 км с севера на юг (от окраины полуострова Ямал до государственной границы с Казахстаном).
Наибольшая протяженность с запада на восток по широте г.Красноярска составляет около 1900 км (Равнина - 3-я по площади равнина мира, вслед за Амазонской и Восточно-Европейской).
Кроме равнины в Западно-Сибирском экономическом районе размещены: предгорья Алтая, Салаира, Кузнецкий Алатау.
Рассмотрим состав данного экономического региона
(Показать на стенной карте регион)
Устно: подсчитайте, сколько административных единиц входят в состав региона (сделаем это с помощью карт атласа стр. 4)
  1. Ямало-Ненецкий автономный округ
  2. Ханты-Мансийский автономный округ
  3. Тюменская область
  4. Томская область
  5. Омская область
  6. Новосибирская область
  7. Кемеровская область
  8. республика Алтай
  9. Алтайский Край
Самостоятельно в контурных картах нанесите данные административные единицы с указанием их главных городов.
(Самопроверка по интерактивной карте)
Географическое положение
В. Обсудим, какие особенности имеет изучаемый регион вследствие своего положения?
В беседе выявлены особенности природы:
  • рельеф большей части региона однообразный слабо пересеченный с малыми высотами
  • заболоченность
  • заозеренность
  • залесенность
  • ярко-выраженная широтная зональность
В. Какие природные зоны имеют быть место в Западной Сибири?
(тундра, лесотундра, леса, тайга (ель, пихта, кедр), березово-осиновые леса, лесостепь, степь)
Западно-Сибирский экономический регион граничит с:
Уральским экономическим регионом, Восточно-Сибирским экономическим регионом, государством Казахстан. Омывается Северным Ледовитым океаном (Карское море). Есть портовые города.
Западная Сибирь расположена на перекрестке железнодорожных магистралей и великих сибирских рек.
В. Это способствует или препятствует развитию?
И как в целом вы оцениваете ЭГП региона?
Учащиеся делают вывод: о благоприятном экономико-географическом положении Западно-Сибирского экономического региона.
Переходим ко второму вопросу. Попытаемся оценить природные условия. Вспомним характеристику климата Западной Сибири.
(выступление ученика)
Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии, как от Атлантического океана, так и от центра Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер. Зимой и в летнее время, когда циклоническая деятельность, а с ней и поступление атлантического воздуха ослабевают, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокому проникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности и открытость ее к северу.
Средняя температура января уменьшается от -15oС на юго-западе до -30oС на северо-востоке Западной Сибири. Средняя температура июля увеличивается от +5oС на севере до +20oС на юге.
Континентальность климата на просторах Западно-Сибирской равнины возрастает при движении с севера на юг. Выражается это в увеличении годовой амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении продолжительности весны и осени - переходных сезонов года.
Количество осадков меняется от 250 мм в тундре до 500 мм в тайге и около 300 мм в степях.
Давайте с помощью интерактивной карты попытаемся установить перечень имеющихся ресурсов.
(текст закрыт) на доске заранее заготовлена таблица
Природные ресурсы Показатели Оценка
Минеральные нефть
газ
уголь
Лесные
Почвенные
Климатические
Промысловые
Водные
70% добычи от РФ92% добычи от РФ
30% добычи от РФ
20% добычи от РФ
черноземы
лугово-черноземные
20% зерна РФ
рыбные, пушнина
реки, озера, болота
оценить по выступлению ++
+
+
+
-
+
+
(река Обь занимает 1 место по площади бассейна в России; Западно-Сибирская равнина занимает 1 в мире по количеству болот (Васюганье)).
Проведем оценку: +, -, то есть заполним 3-ю колонку.
Учащиеся делают вывод: территория обладает огромными богатствами.
Переходим к третьему вопросу: население Западно-Сибирского экономического района. Численность населения 15 млн. чел. Национальный состав несложный, так как 9/10 населения русские. 72% - городское население.
О коренных народах выслушаем сообщение ученика.
Сообщение на тему:
Коренные народы Западной Сибири
К коренным народам Западной Сибири относятся: ханты, манси, ненцы. Эти народы занимаются традиционно:
  • рыболовством (речным);
  • таёжной охотой, причём или мясного, или пушного направления;
  • собирательством (ягоды, грибы, орехи);
  • оленеводством, причём или мясо-шкурного, или транспортного направления;
  • кустарным промыслом (шитьё одежды, обуви, сувениров из оленьего меха, замши, цветного сукна, бисера; используются традиционные орнаменты - заячьи уши, ветви берёзы, след соболя, оленьи рога, щучьи зубы и т.д.)
У этих народов похожие временные, сезонные жилища - ЧУМ, каркасные из жердей, покрытые берестой берёзовой у хантов, оленьими шкурами у ненцов, чаще стали использовать брезент.
Одежда у них - глухая и распашная зимняя - меховая с капюшонами, летняя - суконная у хантов и манси, а у ненцев - из потертых оленьих шкур без утепления. Женская одежда более нарядная расшитая бисером у ненцев, у манси - нашивками из цветной материи.
Традиционной пищей служат: мясо и рыба; манси любят сельдь, из которой выдавливают жир и смешивают с ягодами, чай пьют очень крепкий; мясо сушат, вялят, коптят, едят варёным, сырым, мороженным; ненцы - едят оленье мясо, широко используют строганину, готовят впрок юколу (сушеную рыбу); ханты - рыбу вялят, коптят, варят, едят сырой и мороженной (строганиной), пьют рыбий жир.
Ханты и манси исповедуют культ медведя, проводят медвежьи праздники; так как считают его родственником - предком.
В. Ваша задача при прослушивании обратить внимание на традиционные занятия.
Откроем информацию на доске, проверим все ли виды хозяйственной деятельности мы установили.
На доске:
  • рыболовство
  • охота (виды охоты)
  • оленеводство (виды оленеводства)
  • собирательство (виды собирательства)
  • кустарный промысел (виды промысла)
В. Как вы думаете? Почему именно такой набор видов деятельности? Что определило хозяйственную деятельность?
(ответы учащихся)
Нельзя забывать, что в современных условиях представители коренных народов трудятся в промышленности, в сфере услуг, добывают полезные ископаемые. Всё это приходится делать в очень сложных условиях.
Огромные разнообразные богатства не так-то просто освоить. Нефтяные и газовые месторождения региона природа защитила от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Строить в условиях таких грунтов крайне сложно. Зимой человеку мешают сильные морозы, высокая влажность воздуха, сильный ветер. Летом одолевают многочисленные кровососущие - мошкара и комары, мучающие людей и животных.
Теперь познакомимся с особенностями главных городов изучаемых административных единиц. У вас есть таблицы, с которыми мы начнём работать сегодня, а завершим на следующем уроке при изучении хозяйства. Сейчас по возможности постарайтесь заполнить колонки: численность населения и год образования городов.
(используется информативная часть интерактивной карты)
Подведем итоги нашего урока. Какие вопросы мы рассмотрели.
Выставление отметок учащимся.
Домашнее задание: параграф 61; составить туристический маршрут по Западной Сибири из 2-3 пунктов с обоснованием выбранного.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.30 | Просмотров: 3621

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340