Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й класс)
Автор(ы): Пхиденко Елена Георгиевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: рассмотреть состав региона; определить особенности географического положения; познакомиться с особенностями населения; выявить сложности использования ресурсов, расположенных в экстремальных условиях; развивать познавательный интерес учащихся; воспитывать чувство гордости за свою страну. Оборудование: интерактивная карта Социально-экономическая карта Западной Сибири; карты атласа 9 класса, 8 класса; контурные карты 9 класса; стенная карта Западная Сибирь (физическая карта); политико-административная карта Российской Федерации; тетради учащихся; учебники, параграф 61; мультимедийный проектор; экран. Ход урока Оргмомент (проверка готовности учащихся и кабинета к уроку). Сообщение темы и целей урока. Работаем по знакомому плану, цель наша освоить 3 пункта: - Состав и географическое положение Западно-Сибирского экономического региона.
- Природные условия и ресурсы.
- Население. Города.
Итак, географическое положение региона. Западно-Сибирская равнина в пределах России протянулась почти на 2500 км с севера на юг (от окраины полуострова Ямал до государственной границы с Казахстаном). Наибольшая протяженность с запада на восток по широте г.Красноярска составляет около 1900 км (Равнина - 3-я по площади равнина мира, вслед за Амазонской и Восточно-Европейской). Кроме равнины в Западно-Сибирском экономическом районе размещены: предгорья Алтая, Салаира, Кузнецкий Алатау. Рассмотрим состав данного экономического региона (Показать на стенной карте регион) Устно: подсчитайте, сколько административных единиц входят в состав региона (сделаем это с помощью карт атласа стр. 4) - Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ханты-Мансийский автономный округ
- Тюменская область
- Томская область
- Омская область
- Новосибирская область
- Кемеровская область
- республика Алтай
- Алтайский Край
Самостоятельно в контурных картах нанесите данные административные единицы с указанием их главных городов. (Самопроверка по интерактивной карте) Географическое положение В. Обсудим, какие особенности имеет изучаемый регион вследствие своего положения? В беседе выявлены особенности природы: - рельеф большей части региона однообразный слабо пересеченный с малыми высотами
- заболоченность
- заозеренность
- залесенность
- ярко-выраженная широтная зональность
В. Какие природные зоны имеют быть место в Западной Сибири? (тундра, лесотундра, леса, тайга (ель, пихта, кедр), березово-осиновые леса, лесостепь, степь) Западно-Сибирский экономический регион граничит с: Уральским экономическим регионом, Восточно-Сибирским экономическим регионом, государством Казахстан. Омывается Северным Ледовитым океаном (Карское море). Есть портовые города. Западная Сибирь расположена на перекрестке железнодорожных магистралей и великих сибирских рек. В. Это способствует или препятствует развитию? И как в целом вы оцениваете ЭГП региона? Учащиеся делают вывод: о благоприятном экономико-географическом положении Западно-Сибирского экономического региона. Переходим ко второму вопросу. Попытаемся оценить природные условия. Вспомним характеристику климата Западной Сибири. (выступление ученика) Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии, как от Атлантического океана, так и от центра Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер. Зимой и в летнее время, когда циклоническая деятельность, а с ней и поступление атлантического воздуха ослабевают, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокому проникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности и открытость ее к северу. Средняя температура января уменьшается от -15oС на юго-западе до -30oС на северо-востоке Западной Сибири. Средняя температура июля увеличивается от +5oС на севере до +20oС на юге. Континентальность климата на просторах Западно-Сибирской равнины возрастает при движении с севера на юг. Выражается это в увеличении годовой амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении продолжительности весны и осени - переходных сезонов года. Количество осадков меняется от 250 мм в тундре до 500 мм в тайге и около 300 мм в степях. Давайте с помощью интерактивной карты попытаемся установить перечень имеющихся ресурсов. (текст закрыт) | на доске заранее заготовлена таблица | Природные ресурсы | Показатели | Оценка | Минеральные нефть газ уголь Лесные Почвенные Климатические Промысловые Водные | 70% добычи от РФ92% добычи от РФ 30% добычи от РФ 20% добычи от РФ черноземы лугово-черноземные 20% зерна РФ рыбные, пушнина реки, озера, болота | оценить по выступлению | ++ + + + - + + | (река Обь занимает 1 место по площади бассейна в России; Западно-Сибирская равнина занимает 1 в мире по количеству болот (Васюганье)). Проведем оценку: +, -, то есть заполним 3-ю колонку. Учащиеся делают вывод: территория обладает огромными богатствами. Переходим к третьему вопросу: население Западно-Сибирского экономического района. Численность населения 15 млн. чел. Национальный состав несложный, так как 9/10 населения русские. 72% - городское население. О коренных народах выслушаем сообщение ученика. Сообщение на тему: Коренные народы Западной Сибири К коренным народам Западной Сибири относятся: ханты, манси, ненцы. Эти народы занимаются традиционно: - рыболовством (речным);
- таёжной охотой, причём или мясного, или пушного направления;
- собирательством (ягоды, грибы, орехи);
- оленеводством, причём или мясо-шкурного, или транспортного направления;
- кустарным промыслом (шитьё одежды, обуви, сувениров из оленьего меха, замши, цветного сукна, бисера; используются традиционные орнаменты - заячьи уши, ветви берёзы, след соболя, оленьи рога, щучьи зубы и т.д.)
У этих народов похожие временные, сезонные жилища - ЧУМ, каркасные из жердей, покрытые берестой берёзовой у хантов, оленьими шкурами у ненцов, чаще стали использовать брезент. Одежда у них - глухая и распашная зимняя - меховая с капюшонами, летняя - суконная у хантов и манси, а у ненцев - из потертых оленьих шкур без утепления. Женская одежда более нарядная расшитая бисером у ненцев, у манси - нашивками из цветной материи. Традиционной пищей служат: мясо и рыба; манси любят сельдь, из которой выдавливают жир и смешивают с ягодами, чай пьют очень крепкий; мясо сушат, вялят, коптят, едят варёным, сырым, мороженным; ненцы - едят оленье мясо, широко используют строганину, готовят впрок юколу (сушеную рыбу); ханты - рыбу вялят, коптят, варят, едят сырой и мороженной (строганиной), пьют рыбий жир. Ханты и манси исповедуют культ медведя, проводят медвежьи праздники; так как считают его родственником - предком. В. Ваша задача при прослушивании обратить внимание на традиционные занятия. Откроем информацию на доске, проверим все ли виды хозяйственной деятельности мы установили. На доске: - рыболовство
- охота (виды охоты)
- оленеводство (виды оленеводства)
- собирательство (виды собирательства)
- кустарный промысел (виды промысла)
В. Как вы думаете? Почему именно такой набор видов деятельности? Что определило хозяйственную деятельность? (ответы учащихся) Нельзя забывать, что в современных условиях представители коренных народов трудятся в промышленности, в сфере услуг, добывают полезные ископаемые. Всё это приходится делать в очень сложных условиях. Огромные разнообразные богатства не так-то просто освоить. Нефтяные и газовые месторождения региона природа защитила от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Строить в условиях таких грунтов крайне сложно. Зимой человеку мешают сильные морозы, высокая влажность воздуха, сильный ветер. Летом одолевают многочисленные кровососущие - мошкара и комары, мучающие людей и животных. Теперь познакомимся с особенностями главных городов изучаемых административных единиц. У вас есть таблицы, с которыми мы начнём работать сегодня, а завершим на следующем уроке при изучении хозяйства. Сейчас по возможности постарайтесь заполнить колонки: численность населения и год образования городов. (используется информативная часть интерактивной карты) Подведем итоги нашего урока. Какие вопросы мы рассмотрели. Выставление отметок учащимся. Домашнее задание: параграф 61; составить туристический маршрут по Западной Сибири из 2-3 пунктов с обоснованием выбранного.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.10.30 | Просмотров: 3621
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|