Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Использование разноуровневых заданий при организации уроков личностно-ориентированной направленности


Автор(ы): Макарова Елена Юрьевна, учитель русского языка; Николаева Ирина Владиславовна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
  1. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
  2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
  3. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
  • В центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.
  • Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.
  • Возрастает роль и значение благоприятной, комфортной для ребенка образовательной среды, где видна его индивидуальность.
Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.
Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Уровневые задания с успехом могут быть использованы
  • При изучении нового материала
  • При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
  • При проверке знаний.
Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.
Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.
Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровень
(обусловленосновными этапами усвоения знаний)
Видыуровневых заданий
Вопрос
Задача
Задание
1 уровень– базовый
(оценка«3-4»)
Цель:восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.
Информация,предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.
Заданиярепродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенныеслова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.
  • Что называется…
  • В каком году…
  • Кто написал…
  • Какформулируется…
  • Что изображено…
Различноготипа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощьюучителя).
Теоретическое:
  • Приведите(запишите факты), примеры, доказательства…
  • Расскажите…
  • Перечислите…
  • Назовите, чтопроизошло…
Практическое:
  • Зарисуйте схему(рисунок, график)…
  • Прочитайтеотрывок…
  • Составьте план…
2 уровень
(оценка«4-5»)
Цель:применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуациипо образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоеннымалгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3действия.
  • Какова причина…
  • Что объединяет…
  • Чем отличается…
  • Почему…
  • Какова основнаямысль…
  • Чемобъясняется…
Задача,выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такиеэтапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализаусловий задачи и ее ответа.
Теоретическое:
  • Найдите факты,подтверждающие…
  • Сравните…
  • Объясните…
Практическое:
  • Постройте схему(диаграмму, график)…
  • Заполнитетаблицу…
  • Составьте схемупо рисунку…
3 уровень
(оценка«5»)
Цель: творческоеиспользование знаний.
Решение неизвестного,готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебнойситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количествомпреобразований, т.е. работа на творческом уровне.
  • Чем будутотличаться…
  • Доказать илиопровергнуть утверждение…
  • Какой выводможно сделать…
  • Какие условиянеобходимы для…
Задача,требующая
  • Применениязнаний в новых (нестандартных) условиях,
  • Закономерностейнескольких разделов курса или использования знаний других предметныхдисциплин (комбинирования),
  • Решаемаянесколькими способами,
  • Олимпиадная(требующая догадки).
Теоретическое:
  • Сделайтесравнительный анализ (классификацию)…
  • Обобщите…
  • Оценитезначимость…
  • Смоделируйте…
  • Предложитеспособ…
Практическое:
  • Сконструируйте…
  • Сделайте вывод…
  • Напишитесочинение…
  • Выполнитемодель…
  • Сделайтепроект…
Алгоритм применения заданий.
Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
  • При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
  • Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
  • В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
  • Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
Создание ситуаций выбора на уроке.
Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:
  1. Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
  2. Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
  3. Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
  4. Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
  5. Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
  6. Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
  7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
  8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем. Хотя каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и построению ситуации выбора на личностно-ориентированном уроке может включать следующие этапы и действия:
  1. Формулировка цели и задач применения ситуации выбора.
  2. Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ситуацию выбора.
  3. Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении которого планируется применить ситуацию выбора.
  4. Разработка множества вариантов заданий, необходимых для осуществления выбора.
  5. Анализ учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных заданий...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.31 | Просмотров: 1669

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340