Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социальный проект Мир вокруг нас: из опыта работы - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Социальный проект Мир вокруг нас: из опыта работы


Автор(ы): Никулина Лилия Геннадьевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как сделать так, чтобы мир для ребёнка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребёнок здоровым и успешным?
С самого раннего детства ребёнок включается в систему взаимосвязей с другими людьми, он с первых дней своей жизни становится существом социальным. Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
У детей с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли, они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Поэтому необходимо способствовать формированию социальной компетентности каждого ребёнка - это важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Ребёнку необходимо научиться:
  • свободно и осознанно принимать ту или иную социальную роль;
  • понимать возможности последствия своих действий;
  • осознавать ответственность за результаты своего поведения, руководствуясь нравственными ценностями социальной и общественной жизни;
  • ощущать себя личностью со своим внутренним миром, как отдельное человеческое Я, живущей в рамках общества своей особой жизнью;
  • осознавать взаимозависимость людей, их необходимость друг другу;
  • проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Осознав необходимость развития социальной компетентности детей, мы решили начать работу с формирования социально - культурного пространства, опираясь на разнообразие детских интересов, включив театрализованную деятельность, которая позволяет детям с ОНР преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость и всесторонне развивает ребёнка.
Сроки реализации проекта: один год
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители, социальные институты города.
Цель: формирование системы социальных связей и отношений, необходимых ребёнку с ОНР, для жизни в обществе.
Задачи:
  • Установить содержательное сотрудничество детского сада с социальными институтами города.
  • Формировать умение ориентироваться в микросоциуме, макросоциуме и объектах ближайшего окружения, отражать это в своей деятельности.
  • Приобщать родителей к работе по формированию материально-технической базы и обогащению социо-культурного опыта каждого ребёнка.
  • Обогащать опыт социальных навыков поведения через театрализованную деятельность.
Содержание проекта
Направление деятельности Содержание деятельности Сроки
Работа с детьми Диагностика социального развития детей.Беседы Я и моё тело, Моя семья, Мой родной город.
Рассказы (Когда я была маленькой:).
Занятия Талнах Рудная столица, Наша родина Россия.
Дидактические игры Кем быть?, Я экскурсовод.
Чтение художественной литературы.
Экскурсии по детскому саду, гостевые визиты сотрудников детского сада, младших групп, сверстников.
Гостевые визиты сотрудников детского сада.
Продуктивная деятельность Мир вокруг нас.
Наблюдения целевые.
Рассматривание фотоальбомов Города России.
Составление совместно с родителями Генеалогическое древо семьи.
Конкурсы, викторины Кто где живёт?, В какую страну я попал?.
Театральная деятельность.
Составление рассказов Мир вокруг нас.
2 раза в год.1-2 раза в неделю.
1-2 раза в неделю.
Ежемесячно.
1 раз в неделю.
ежедневно.
В течении года
В течении года
Ежемесячно
1 раз в неделю
В начале года
В течении года
1 раз в неделю
В течении года
Взаимодействие с родителями Родительские собрания.Консультации специалистов.
Дни открытых дверей.
Участие и подготовка к досугам и развлечениям.
Работа родителей в творческой группе.
Индивидуальное сопровождение, беседы.
Совместная деятельность, тренинги.
Создание тематических копилок: Профессии родителей - видеосюжеты, Копилка полезных слов.
Встречи с интересными людьми.
1 раз в квартал1-2 раза в месяц
Ежемесячно
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
Ежемесячно.
Ежемесячно.
Взаимодействие с социальными институтами горда Экскурсии: Талнахская городская библиотека Волшебный мир сказок, Приветствия разных стран, По сказкам Андерсена, Природа Крайнего севера, Книга - лучший друг,День Космонавтики.
Талнахский филиал Норильского музея истории История нашего города, Природа Таймыра, Костюмы прошлых лет, игровая программа Русский быт, Быт народов Севера, Выставка камней
Талнахская детская школа искусств В мире музыки
Редакция газеты Огни Талнаха.
Выставки детского творчества МДОУ.
Городские конкурсы.
Игровые, интерактивные занятия в детском саду.
Встреча со служащими воинской части города.
В течении года.
Предполагаемый результат реализации проекта:
  • сформированность речевой функции у детей;
  • комфортное и активное участие ребёнка в познании окружающего мира;
  • самостоятельное применение полученных знаний в доступной практической деятельности.
Результаты реализации проекта:
Чтобы помочь детям с общим недоразвитием речи преодолеть имеющиеся у них комплексы в общении со сверстниками и взрослыми, расширить рамки их кругозора, помочь приобрести личный социокультурный опыт, мы разработали схемы взаимодействия с микро- и макро- социумами и ближайшим окружением.
Вместе с детьми мы отправились в путешествие по маленькой стране Наш любимый детский сад. Объектами детского познания стали все службы детского сада. Интерес детей к профессиям сотрудников детского сада подсказал нам новую форму общения с ними.
Дети отправляли открытку приглашение на чаепитие медсестре, повару, кастелянше, заведующей и др. Общаясь в непринужденной обстановке, дети познают человека как представителя общества, обогащают свои знания о его профессии, знакомятся с увлечениями гостя, проникаются уважением к его труду. Ребята дарят гостям заранее приготовленные подарки, а гости приглашали их в свои владения: в медкабинет, на кухню, на прачку и др.
Любой из объектов микросоциума может служить трамплином для вхождения в мир макросоциума. Рассмотрим это на таком объекте как кухня. Попав туда, дети, прежде всего, оказались в царстве умной техники, которой умело, управляют специалисты своего дела. Дети узнали, что в случае любой бытовой неполадки на кухне, на помощь придут мастер наладчик, электрик, плотник, сантехник, т.е. служба быта. Узнали, какой трудный маршрут у продуктов, которые издалека попадают к нам на стол, какие службы участвуют в этом сложном процессе. Уже в группе рассмотрели этот маршрут по карте (из Красноярска по реке Енисей в порт Дудинка, а затем в Норильск).
Анализируя и обобщая действия людей, события, происходящие вокруг, выстраивая логическую цепочку, дети получили возможность удовлетворить желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. Дети стали играть в сюжетно-ролевые игры с более насыщенным многоплановым, развернутым сюжетом, в котором прослеживаются существующие в нашем мире связи и отношения.
Детский интерес к играм подкреплялся провокационными вопросами: что будет, если... ребенку не сделают прививку; в детском саду отключат свет, отопление или воду; не привезут продукты?, что делать в таких случаях и кто обеспечивает порядок в работе.
Обыгрывая различные сюжеты, у детей возрос устойчивый интерес к объединению, появилась потребность в дружеских отношениях со сверстниками, дети стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Однако, имеющиеся у ребенка старшего возраста возможности упорядочивания информации, пока еще не позволяют ему переработать поток имеющихся сведений о большом мире. Нельзя допустить перегрузки сознания различными фактами, которые ребенок не в состоянии осмыслить и понять. Нельзя допустить угасания познавательного интереса. С этой целью мы разработали перспективное планирование по социальному развитию детей.
Постепенно и подробно знакомили детей с родным городом и его достопримечательностями, изучали его историю, историю названия улиц (Полярная, Пионерская, Горняков, Строителей, Спортивная, Лесная). Тех улиц, где живут дети, находится детский сад, школы, в которых они будут учиться. Расширили представление и обогатили имеющиеся знания на комплексных занятиях Почему так назвали улицу?, Что я покажу в городе друзьям из других стран, Талнах - рудная столица.
Дети успешнее познают окружающий мир, опираясь на краеведческий материал, а Талнахский музей им очень богат. Экскурсии в музей по темам История нашего города, Горно-рудный транспорт, Костюмы прошлых лет, Природа Таймыра, игровые программы Русский быт, Быт народов Севера, Выставка камней, вызвали интерес к истории родного города, своей страны, значительно обогатили и расширили кругозор детей о своей малой и большой Родине.
Дети познакомились с основными профессиями Норильского Промышленного Района. Особый интерес у детей вызвал рассказ о работе техники, с помощью которой добывают и перерабатывают руду. Дети своими глазами увидели технологический процесс переработки руды в уменьшенном варианте.
Долго рассматривали стенды с различными породами руды, той богатой руды, которую добывают и перерабатывают их родители. Дети с удивлением и восхищением рассматривали палатку, в которой жили геологи-разведчики. Внимательно слушали рассказ экскурсовода о первопроходцах Таймырской земли, о первом доме, построенном в нашем городе, и о развитии Талнаха.
Сотрудники музея дали возможность детям почувствовать себя горняками, надев шахтерскую каску, они передавали сообщения диспетчеру по настоящему подземному телефону, и подарили детям значки с символикой комбината. Ребята испытали огромное чувство гордости за родной город и труд своих родителей.
Мы с детьми решили, что герб городов Талнаха и Норильска, а также большая иллюстрированная книга о Талнахе, Норильске и славных жителях крайнего севера. должны находиться в нашей группе, чтобы напоминать нам о славных трудовых традициях города и гордиться его жителями.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет нам решать задачи нравственно-патриотического воспитания детей.
Патриотические чувства только зарождаются в дошкольном детстве, и, хотя они элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности ребенка - будущего гражданина.
Раздвигая границы окружающего социума, нельзя не отметить спортивный праздник Аты - баты шли солдаты. На высоком эмоциональном подъеме прошел в детском саду этот праздник, посвященный Дню Защитника Отечества. Была проведена большая предварительная работа. Папа одного из дошкольников, прапорщик воинской части, организовал приезд военнослужащих в детский сад. Гостями праздника стали солдаты норильской воинской части.
Валерий Николаевич рассказал детям о воинской части, расположенной на территории НПР, о ее традициях. Военные зашли к ребятам в группы, показали свои фотоальбомы, дети узнали, что обозначают значки на их форме. Солдаты рассказали о том, чему научила их служба в рядах вооруженных сил, показали свою солдатскую выправку, пожали руку будущим защитникам Отечества, исполнили под гитару песню о сол...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.02 | Просмотров: 2306

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340