Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание)
Автор(ы): Копытова Светлана Анатольевна, учитель литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - обобщить работу предыдущих уроков, систематизировать знания учащихся;
- выявить идею романа, ответить на проблемный вопрос, поставленный на уроке, выявить нравственно-философскую проблематику романа;
- выявить нравственные ориентиры, необходимые каждому человеку в современном обществе, воспитывать внимательного читателя и чуткого доброго человека.
Подготовка к уроку: карточки с краткой характеристикой основных героев романа (Мармеладова, Раскольникова, Свидригайлова, Лужина, Сонечки), карточки-помощники с философскими высказываниями и изречениями (Аристотеля,Ф,Шелленга, Г.Гейне, А.Эйнштейна, Сенеки, Гераклита и др.),разноцветные шифоновые шарфики. Оформление доски: Человек - это тайна... “Русские люди вообще широкие люди... широкие как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности”. В чем величие человека? Может ли человек быть счастлив на несчастии других? Через что идет очищение души? Урок начинается с инсценирования отрывка из романа: под напряженную музыку учащиеся читают диалог Раскольникова и Сонечки - Как же без человека-то прожить! Что с тобой теперь будет? Вступительное слово учителя. Как же без человека-то прожить? Этот вопрос является ключевым в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой, пройдя испытания, осознает, что самое страшное в жизни “если человеку некуда больше идти”. И великое чудо, что на пути Раскольникова встречается хрупкая Сонечка Мармеладова, которая, уповая на Бога, спасает его своей верой и состраданием. Встретится ли нам в жизни такой человек? Да и вообще, какие люди встретятся нам на жизненном пути? Я думаю, эти вопросы волнуют каждого из нас. И сегодня мы попытаемся ответить на самый трудный, но так необходимый в жизни вопрос: Как научиться жить среди людей? Эпиграфом урока я взяла слова Аркадия Ивановича Свидригайлова. Как вы их понимаете? Далее обращаемся к трем ключевым вопросам, с помощью которых мы сумеем приблизиться к ответу на главный вопрос. А помогут разобраться нам в этом герои романа “Преступление и наказание”. Мы продолжим с вами исследовательскую работу, а объектами исследования будут сегодня человеческие души. Работа с карточками. Определить героя по данной характеристике и найти его высказывание среди других. 1. Деньги - единственный бог его. Он готов “переступить все препятствия”, живет по принципу “все дозволено”. 2. Живая боль за человека. Острая реакция на несправедливость и зло, благородство цели и бесчеловечность ее достижения. Справедливость возмездия. 3. Бесконечное сострадание к людям. Позор и унижение ради спасения близких. Уповает на Бога. Сила души и характера. 4. Бывший чиновник. Одинокий человек, безвозвратно падший, нуждающийся в сочувствии, сострадании, его одолевает мучительное желание быть услышанным. 5. Человек большой силы воли, умный, циничный, жестокий, стал виновником смерти человека. Проснувшаяся совесть, раскаяние приводят его к гибели. A) “Как страшно человеку, когда ему некуда идти”. Б) “Как без человека-то прожить”. “От бога Вы отошли, и Вас бог поразил, дьяволу предал”. B) “Тварь ли я дрожащая или право имею”. Г) “Всяк сам о себе помышляет, и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя надуть сумеет”. Д) “Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Ответы: 1 - Д Лужин, 2 - В Раскольников, 3 - Б Сонечка, 4 - А Мармеладов, 5 - Г Свидригайлов. Именно эти персонажи романа помогут нам сегодня решить нашу проблему. Сейчас вам необходимо ответить на три вопроса, поставленных в начале урока. Проанализировав жизненные принципы, поступки, состояние души этих героев, попытайтесь сделать вывод: - В чем гениальность, величие этого человека? - Как он ведет себя в различных ситуациях? Причина такого поведения. - Очищается ли его душа и как? Если нет, то объясните, почему. Работа в группах. 1 группа работает над образом Сонечки Мармеладовой. - Во имя чего переступила Соня? - Как Соня реагирует на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь? - Что показалось Раскольникову “странным” в Соне и почему? - Как воспринимает жестокую жизненную правду Сонечка? - В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова? - Чем объяснить ее глубокую религиозность? 2 группа - над образом Лужина. - Кто такой Лужин? - Какие рассуждения матери Раскольникова о Лужине привлекли ваше внимание? - В чем сущность взглядов Лужина? Близки ли они “теории” Раскольникова? Чем? - Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил? - Почему Лужин больше не появляется в романе? 3 группа - над образом Свидригайлова. - Кто он такой? Как Лужин характеризует Свидригайлова? Прав ли он? - Что говорит о себе сам Свидригайлов? Согласны ли вы с тем, что они “одного поля ягоды”? - Можно ли сказать, что он лишен нравственных устоев и живет по принципу “все дозволено”? Аргументируйте свой ответ. 4 группа - над образом Мармеладова. - Что он за человек? - В чем суть исповеди Мармеладова? Как на нее реагирует Раскольников? Почему? - Какие чувства вызывает у вас эта исповедь и сам герой? Почему? - Почему Мармеладов умирает? Соответствует ли его смерть “теории” Раскольникова? - Согласны ли вы с таким “итогом” жизни Мармеладова? Как бы вы “распорядились” его жизнью на ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.03 | Просмотров: 2267
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|