Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Программа элективного курса Растения, их строение и роль в природе
Автор(ы): Остроух Наталья Ефимовна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя сформировать у школьников познавательный интерес к приобретению знаний, любви к природе, к своему краю, дому. Бережливому отношению к родной природе. Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале изучения биологии, как предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Знакомя с начальным курсом биологии, очень важно заложить этот интерес, и привить его. Для этого эффективно использовать факультативные занятия, на которых можно развивать такую организацию обучения, позволяющую ученику вовлекаться в процесс познания данного предмета. Используя дополнительный материал и задания, которые составлены с учетом краеведческого материала, изучения многообразия растительного и животного мира, их взаимосвязей с другими объектами природы. При объяснении наблюдаемых явления, обращается внимание на формирование умений наблюдать, фиксировать, классифицировать и анализировать. Навык таких умений позволяет учащимся осознавать сущность явления протекающих в растениях. Трудно себе представить уроки биологии, на которых не применялись бы, такие методы как – опыт, демонстрация, не проводился бы эксперимент, а элективные курсы являются продолжением урока, что позволяет дополнительно включать в обучение ряд опытов, практических, демонстрационных работ. Велико значение познавательного материала выходящего за рамки учебного процесса, это позволяет формировать всесторонне развитую личность. Но, учителю не нежно забывать и психологическую сторону, что учение не должно быть “горьким”, т.е. принудительным. Ибо, еще К.Д. Ушинский отметил, что “учение, взятое принуждением и силой воли”, едва ли будут способствовать созданию развитых умов. Поэтому учитель должен так заинтересовать школьника, чтобы он испытывал потребность к знанию биологии. [2] Программой предусмотрено, возможности для привлечения к самостоятельной деятельности, к обучению планировать ее, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремления к познанию и творчеству, а также ответственность и сознательную дисциплинированность. Программа рассчитана на 34 часа по курсу “Растения, их строение и роль в природе”. Распределение часов и тем, связаны с региональным компонентом, т.е. учитывается разнообразие растительного мира Краснодарского края. Программа включает ряд практических работ, которые углубляют изучение материала основного урока. Использование практических работ и закладка опыта развивают у учащихся познавательные и творческие способности, а также способность анализировать свои наблюдения и умения демонстрировать результаты этих наблюдений. Широкое использование опытных работ в учебном процессе повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует познавательной активности учащихся. Цель данного курса Через возможности элективных курсов, углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес как к экспериментальной науке. Задачи: – Воспитывать любовь к природе – своей малой Родины; – Научить наблюдать за жизнью природы; – Повысить интерес к опыту, эксперименту, развивать всесторонний интерес выходящий за рамки учебного процесса; – Дать навыки работы в кабинете биологии, на пришкольном участке, в лесу; – Воспитывать ответственность за порученное дело, ставить цели и планировать ход работы для достижения цели и анализировать их. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: – Что такое фенология; – Разнообразие растительного мира; – Строение и работа увеличительных приборов; – Химический состав и клеточное строение растений; – Строение и функции корня; – Строение и функции побега; – Движение питательных веществ; – Фотосинтез и его космическая роль; – Строение цветка и его роль; – Опыление и оплодотворение цветковых растений; – Виды размножения растений; – Виды плодов; Учащиеся должны уметь: – Проводить фенологические наблюдения; – Работать с увеличительными приборами и самостоятельно готовить микропрепараты для исследований; – Клеточное строение всех частей растения; – Строение и функции всех органов растения; – Понимать разницу между опытом и наблюдением; – Ставить цель исследования; – Ход выполнения исследования и опыта; – Умение анализировать проделанную работу; – Уметь обобщать знания, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат. Принцип построения курса. На современном этапе развития российского государства еще необходимее стало чувство любви, заботы к природе, и поэтому бережное отношение, любовь детей к природе нужно прививать как можно раньше. Какую бы специальность в будущем не получили, они всегда будут частью природы, их жизнь будет связана с ней неразделимо. И как сейчас мы научим понимать и беречь природу, от этого будет зависеть и их жизнь. Весь курс рассчитан на 34 часа, включая 7 тем. Значительное место отводится практическим работам, экспериментам, кроме этого включается изучение разнообразия растительного мира Краснодарского края. Распределение времени дается ориентировочно, оно может изменяться учителем по необходимости. Содержание программы. Введение. Знакомство с природой. Растение и человек. 1. Общие сведения о растениях: – Практический урок “осенние явления в жизни растения”. Работа на пришкольном участке. – Фенология в растительном мире. – Практическая работа. Оформление стенда “Юный фенолог”. – Развитие растительного мира. Высшие и низшие растения. 2. Состав и строение растительной клетки. – Практическая работа “Изучение строения и работы увеличительных приборов”. – Химический состав растения. Практическая работа “Вещества из которых состоят растения”. – Строение растительной клетки. – Виды тканей и их функции. – Рост и деление клетки. – Практическая работы “Работа с микроскопом. Изготовление микропрепаратов”. 3. Морфологическое строение семени и корня. – Строение семени. – Практическая работа “Строение и химический состав семени”. – Практическая работа “Прорастание семян и рост проростков”. – Виды корней, корневые системы и их роль в жизни растения. – Клеточное строение корня. Практическая работа “Рост корня в длину”. – Что такое почва? Почвы Краснодарского края. – Вода и растения. Когда вредна вода в почве. 4. Морфологическое строение побега. – Строение побега и его основные функции. – Практическая работа “Как развиваются почки”. – Правое и левое в жизни растения. Практическая работа “Развитие веток”. – Роль человека в управлении роста и ответвлении побега. – Роль листьев в жизни растения и их разнообразие. – Клеточное строение листа. Почему лист краснеет и богравеет? – Разнообразие лиственного и хвойного леса Краснодарского края. 5. Морфологическое строение цветка и виды плодов. – Цветок и его строение. Соцветие. – Роль запахов и красоты цветков. – Опыление цветков. – Плоды. Самые крупные семена. – Основные жизненные функции растений. 6. Физиологические процессы в жизни растения. – Фотосинтез. Газообмен. – Испарение воды и перемещение питательных веществ по стеблю. – Практическая работа “Движение питательных веществ по стеблю”. 7. Виды размножения растений. – Половое размножение. – Споровое размножение. – Вегетативное размножение. – Практическая работа “Вегетативное размножение на примере комнатах растений”. Заключение. Приспособления к среде обитания у цветковых растений. Экскурсия “Весенний лес”. Планирование учебного материала Элективного курса “ Растения, их строение и роль в природе”. (34 часа) № урока | Тема урока или практической работы. | Кол-во часов | 1 | Введение. Знакомство с природой. Растение и человек. | 1 | Общие сведения о растениях. (4) | 2 | Практический урок “Осенние явления в жизни растения”. Работа на пришкольном участке. | 1 | 3 | Фенология в растительном мире. | 1 | 4 | Практическая работа. Оформление стенда “Юный фенолог”. | 1 | 5 | Развитие растительного мира. Высшие и низшие растения. | 1 | Состав и строение растительной клетки. (5) | 6 | Практическая работа. “ Строение и работа увеличительных приборов. | 1 | 7 | Химический состав клетки. Практическая работа “Вещества из которых состоит растение”. | 1 | 8 | Строение растительной клетки. Виды тканей и их функции. | 1 | 9 | Рост и деление клетки. | 1 | 10 | Практическая работа “ Работа с микроскопом. Изготовление микропрепаратов”. | 1 | Морфологическое строение семени и корня. (6) | 11 | Строение семени. Практическая работа “ Химический состав семени”. | 1 | 12 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.04 | Просмотров: 1581
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|