Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Инновационная деятельность классного руководителя. Творческий проект
Автор(ы): Корноухова Светлана Васильевна, социальный педгог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету- планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с нами, узнать, почему мы все такие разные, по каким правилам мы живем, что ценим друг в друге. Эти уроки ему преподает сама школьная жизнь и, конечно, его первый учитель. Сегодня роль учителя начинает существенно пересматриваться и переосмысливаться. Причина этого - развитие рынка новых пед.технологий, электроники, социальная трансформация общества. Общий смысл разнообразных вариантов нового подхода состоит в том, чтобы с первых дней пребывания ребёнка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя. Для этого я как учитель, желающий отвечать современным требованиям, разработала свою концепция воспитания, основанную на личностно-ориентированном подходе, развивающем самостоятельность ученика. Некогда феномен педагогической поддержки, разработанный Олегом Семеновичем Газманом, в современных условиях стал приемлемым средством для развития личности ребёнка. Свое главное предназначение как педагога я вижу в том, чтобы помогать растущему человеку, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности, для развития его самостоятельности. Мария Мантессори сформулировала один из своих принципов так: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!” Чтобы осуществить этот принцип развития “самости”, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов. Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Именно этот факт стал основополагающим для создания общеклассного проекта “Я и моя семья”. Тему проекта и его проблему я взяла из окружающей действительности. С первого дня работы в школе я осознаю, что играю ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от меня зависит, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей. Одной из функций классного руководителя является вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Поэтому в работе с родителями я часто применяю метод проективной деятельности. Учащиеся моего класса (третьеклассники), сами того не осознавая, стали заказчиками социального проекта. Стали заказчиками и проектантами в одном лице. Проработав 2 года с коллективом этих учащихся и создав модель классного коллектива родителей и учеников, я поняла, что наши отношения вышли на другой уровень отношений, более сложный. В разговоре с моими учениками я выяснила, что ребятам хочется чего-то большего, “объять необъятное” - так это назвала. Они уже знают друг друга, умеют ценить многие человеческие качества, осознают роль своих родителей и родительской общественности в целом для нашего коллектива. “А давайте разделимся на группы и вместе с родителями сыграем в игру! Только чтобы не один день, а долго... Хочется праздника, чтобы всем было весело!” - была идея моих воспитанников. Я, конечно, подхватила её и вместе мы решили провести праздник “Я и моя семья”, приурочив его ко Дню семьи 15 мая. А так как нетерпеливые малыши не хотели ждать долго (до мая), мы решили готовиться к этому дню весь учебный год! Для себя я определила цель проекта и задачи. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развитой личности. ЗАДАЧИ: - Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;
- Создание условий для равного проявления учащихся класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и успехам одноклассников;
- Формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;
- Формирование у учащихся культуры общения в системах “ученик- учитель”, “ученик- ученик”, “взрослый- ребёнок”;
- Определение круга реальных возможностей учащихся и зону их ближайшего развития;
- Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Далее совместно с учащимися и родителями разработали сам проект. Решили, что продуктом проекта станет по окончании учебного года совместный праздник “Я и моя семья”. Коллективом 3 в класса в сентябре был составлен план действий по реализации проекта: 1) Родители и учащиеся предложили ряд номинаций, которые стали двигателем для успешной деятельности в течение года ученика, его родителей или всей семьи в целом. Были выдвинуты номинации: - Ученик года
- Семья года
- Мама года
- Папа года
- Спортсмен года
- Киндер года
- Открытие года
- Фото года
- Модель года
2) Чтобы в конце учебного года учащиеся могли быть номинированным в той или иной номинации, необходимо было запланировать мероприятия, позволяющие каждому члену нашего коллектива быть в тройке лидеров. Решено было в марте провести проектную неделю для защиты проектов по темам: - Я - Нижнекамец!
- Я выбираю здоровый образ жизни!
- С днем рождения, Казань!
- Машины-роботы XXIв.
3) Для сбора информации на эти проекты было выделено 4 месяца - октябрь, ноябрь, декабрь, январь, а на реализацию проектов 1 неделя. 4) Пользуясь тем, что я умею создавать художественные фотографии, решено было вместе с родителями провести в феврале фотосессию и оформить альбом под названием “Красота - страшная сила!” 5) Помимо предложенных проектов решили провести групповые формы творческих исследований и собрать материал для очередного выпуска классного печатного издания “ПУЗЯВОЧКИ” , а также для оформления книжек- раскладушек “Муса Джалиль - герой нашей Родины”, “Габдулла Тукай”. 6) В апреле месяце решено было провести черту под всеми творческими делами класса и выбрать кандидатов для каждой номинации. Стоит отметить, что родителями была предложена идея расширить состав участвующих в Российском заочном конкурсе “Интеллектуально-творческий потенциал России” и приобщить результаты этого конкурса к итогам. И здесь я ясно увидела, что наш социальный проект имеет очень сложную структуру (содержит в себе ряд мини-проектов и исследовательские работы учащихся). При оформлении портфолио проекта мною было установлено, что этот проект межпредметный, по доминирующей направленности деятельности учащихся - творческий, по долгосрочности - годичный. На родительском собрании и собрании класса были установлены критерии оценки проектных работ: - Самостоятельная работа над проектом;
- Актуальность и значимость темы;
- Полнота раскрытия темы;
- Оригинальность решения проблемы;
- Артистизм и выразительность выступления;
- Раскрытие содержания проекта;
- Использование средств наглядности, технических средств;
- Ответы на вопросы;
Полноценная реализация каждого из этапов требует много времени, поэтому подготовка каждого этапа творческого проекта велась не только во внеурочное время. Мне пришлось существенно подкорректировать свой учебно-методический план, чтобы и на уроках можно было работать над теми или иными темами мини-проектов. В ходе проектной деятельности были выявлены преимущества персональных и групповых проектов. При работе над персональным проектом можно выстроить и отследить план работы с максимальной четкостью. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах работы над проектом - от рождения замысла до итоговой рефлексии, формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные). При работе над проектом в группе у участников формируется навык сотрудничества. Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, а в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблем. Соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. На проектной неделе были представлены 9 проектов. № | Название проекта | Кол-во участников | Форма защиты проекта | Победитель | 1 | Машина XXI века | 6 | ПерсональноГруппа | 1 | 2 | Я - Нижнекамец | 5 | ПерсональноГруппа | 1 | 3 | Я выбираю здоровый образ жизни | 3
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1815
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|