Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина


Автор(ы): Юшко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок-путешествие
Цель урока:
  • Формирование представления о многогранности таланта А.С. Пушкина.
  • Целостное представление о жизни и творчестве великого русского поэта.
  • Изучение лирики Пушкина в эволюции, углубление пре6дставления учащихся о специфике образа- переживания в лирическом произведении.
Вступление.
1. Слово учителя:
Говорить о Пушкине неимоверно трудно как раз по причине обманчивой легкости этой задачи. Казалось бы, чего же проще: кого же ты более знаешь и любишь, чем Пушкина, с той ранней поры, когда тебе еще куда слаще было слушать, как читают другие, чем читать самому.
У каждого из нас своя дорога к Пушкину:И именно сегодня 28 октября, именно осенним октябрьским днем у нас интереснейший урок. Почему именно осенью? (Любимое время года поэта)
Итак, сегодня у нас не простой урок. Урок- путешествие, и он начинается с дороги, с дороги в Москву:
Школа, Отечество, Пушкин,
В классе Онегин звучит,
Здесь в ваши юные души
Лира поэта стучит.
Жизнь свои двери откроет,
Школьные годы пройдут,
Но, вспоминая порою,
С Пушкиным словно войдут.
Наше путешествие началось!
(На доске висят стенгазеты, посвященные различным периодам жизни и творчества Пушкина, нарисованные детьми карты с посещением памятных мест: Москва, Санкт-Петербург - Царское Село, Кишинев - Одесса - Псков - Михайловское - Тригорское - Болдино, оформлен стенд А.С. Пушкин)
2. Вопрос учителя: Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие? (Москва)
3. Слайд-шоу или фото (рождение поэта, детские годы, интересные моменты детства поэта). Использование ТВ, компьютера и видеотехники. Рассказ учителя.
Живой, курчавый, быстроглазый
Мальчишка - юный лицеист,
Глаза горят, как два алмаза,
Вольнолюбив, душою чист.
- Куда же мы с вами отправляемся дальше? (Царскосельский лицей).
Материал по теме Пушкин-лицеист, фото , видео.
Чтение стихотворений К Чаадаеву, К Пущину, Вольность (отрывок из оды).
4. Пушкин был выпущен из лицея по второму разряду, зачислен в Коллегию Иностранных Дел и получил жалованье в 700 рублей.В Петербурге Пушкин стал вести шумную, беспорядочную жизнь, полную разнообразных впечатлений. Однако он продолжал работать и дописывать Руслана и Людмилу, 4которую и читал на литературных вечерах Жуковского. Когда Пушкин прочел последнюю песню своей первой поэмы, Жуковский подарил ему свой портрет со следующей надписью:Ученику- победителю от побежденного учителя в высокоторжественный день окончания Руслана и Людмилы. Поэма была издана в 1820 году. Многие исследователи творчества Пушкина называют его роковым для поэта:
- Вызов к Милорадовичу;
- Заступничество Энгельгардта перед государем;
-Заступничество Жуковского, Карамзина, Оленина и др.
5. Итак, наше путешествие продолжается, и мы направляемся в Южную ссылку.
Взволнованный, но не упавший духом, Пушкин помчался на перекладной по Белорусскому тракту в Екатеринославль. Ему дали 1000 рублей на дорогу.
Он был очень тронут великодушием государя. Формально Пушкин не был сослан: отъезду был придан характер служебного перевода, а генерал Инзов Иван Никитич (попечитель колонистов южного края) сразу же взял Пушкина под свою опеку.
Крым, Одесса, Кишинев - это не полный перечень мест, где побывал Пушкин в период так называемой Южной ссылки.
В этот период Пушкин пишет много романтических произведений: и стихотворений, и поэм. Кавказский пленник, баллада Черная шаль, более 40 стихотворений, необыкновенная поэма о любви Бахчисарайский фонтан. В Кишиневе начат Евгений Онегин и Песнь о вещем Олеге - необыкновенное произведений, уносящее нас в далекое прошлое:
Вопросы к произведению (см. учебник литературы 6 кл.)
Какое-то время Пушкин живет в Одессе. Жизнь его здесь осложняется:граф Воронцов , генерал-губернатор Одессы, взбешенный пушкинскими эпиграммами, ревнуя к поэту свою жену, настойчиво требует от высшего начальства удаления ненавистного ему Пушкина. А ведь поэт действительно очень увлечен графиней Воронцовой: на одном из листов тетради целая россыпь ее портретов: лицо, г8олова, профили, плечи с ожерельем не шее: Образ ее преследует его:Одно из красивейших стихотворений поэта - стихотворение Талисман посвящено графине Воронцовой Софье Михайловне:
(Чтение стихотворения)
Пребывание Пушкина в Одессе становилось невозможным: врагам поэта помог случай. В руки правительства попало перехваченное полицией письмо, в котором Пушкин отрицал бессмертие души. Безбожие считалось государственным преступлением. Александр 1 приказал уволить поэта со службы и отправить в новую ссылку - в глухую деревню Псковской губернии, под надзор полиции и церкви. Перед отъездом Пушкин написал стихотворение К морю, в котором прощался с морской стихией, представлявшейся поэту символом свободы:
Прощай, свободная стихия,
Последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь яркою волной.
6. Куда же мы теперь отправляемся?
Наш путь- с юга России в далекую Псковскую губернию. Пушкину предписывалось нигде не останавливаться по своему произволу, а по прибытии в Псков явиться к г-ну гражданскому губернатору. 29 июля 1824 г.
Пушкин же подписывает следующее: По маршруту от Одессы до Пскова исчислено верст 1621. На сей путь прогонных на три лошади 389 рублей 04 копейки. Получил коллежский секретарь (подпись: Александр Пушкин)
Приезд в Псков , далее в Михайловской: Первые дни, недели, даже месяцы тягостны для поэта:
Почему?
(Уединенье, глушь, суровость родителей, не одна тяжелая сцена с отцом).
Пушкин развлекался частыми визитами в соседнее село Тригорское, где проживала П.А.Осипова с дочерьми и племянницей А.П.Керн. Керн была красавица, конечно же, Пушкин страстно влюбился. Шедевр любовной лирики поэта - стихотворение Я помню чудное мгновенье:
(Чтение стихотворения).
Вопросы:
  • Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату?
  • Образ героини стихотворения создается с помощью загадочных слов: мимолетное виденье, гений чистой красоты. Какие чувсива и ассоциации вызвали у вас эти выражения?
  • Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ?
(Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она идеальная. Неземная, непостижимая, невыразимая, чудесная)
7. Да, пребывание в Михайловском тягостно. Пушкин здесь, как и везде, много читал и работал. Книг, ради бога, книг!- постоянно пишет он брату. Особенно производительно занимался Пушкин осенью и очень любил это грустное время года.
А в январе 1825 г8ода его посетил Пущин, его старый друг и товарищ. Пущин привез с собой литературную новинку - пьесу Грибоедова Горе от ума, тогда еще не напечатанную и ходившую по рукам в списках.
(Более подробный рассказ о посещении Пушкина Пущиным).
В 1826 году Пушкин посвятит ему стихотворение И.И.Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
(Чтение стихотворения).
8. За время пребывания в Михайловском Пушкин окончил поэму Цыганы. Повесть Граф Нулин, трагедию Борис Годунов, множество стихотворений и статей.
Таким образом, период заточения в селе Михайловском является, чуть ли не самым производительным периодом в творческой деятельности любимого поэта.
Все это время рядом с ним находилась его няня Арина Родионовна, которая вечерами рассказывала ему сказки:Чуть позднее он посвятит ей замечательное стихотворение Няне.
(Чтение стих-я)
Вновь я посетил:
9. Путешествие продолжается: С мая 1827 года высочайшим повелением Пушкину разрешено жить в столицах. Однако поэту пришлось убедиться, что свобода ег8о скорее призрачная: за ним следили, его подстерегали.
В 1828 году он менее чем за месяц написал поэму Полтава..
Характер Пушкина скоро меняется: живой и страстный любитель развлечений он становится угрюмым, целые дни проводит лежа на диване, ни с кем не говоря, молча куря трубку.
В это время Пушкин сделал предложение Н.Н. Гончаровой. Он познакомился с ней, когда ей было 15 лет, на балу. А в день Пасхи, 21 апреля 1830 года Пушкин сделал ей предложение, которое и было, наконец, принято. Не совсем благосклонно относилось семейство Гончаровых к этому браку, будущая теща часто устраивала поэту неприятности и сцены.
10. От всех этих передряг и душевных волнений Пушкин уехал в Болдино. И мы направляемся в село Болдино Горьковской области. Любимое время г8ода - осень, недаром этот период жизни поэта так и называется - Болдинская осень. В течение трех месяцев он создает трагедии Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Дон-Жуан, около 30 стих-ий, пять Повестей Белкина, несколько глав Онегина. Роман в стихах Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни, как писал В.Г.Белинский. Главная героиня романа Татьяна -милый идеал поэта.
(Чтение наиз...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.07 | Просмотров: 2046

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340