Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Химические свойства аммиака и его соединений (9-й класс)
Автор(ы): Омелик Галина Николаевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: комбинированный. Форма проведения: парная, групповая, индивидуальная. Технология: модульная. Время: 2 часа. Подготовительный этап: 1) Учащиеся должны знать: характеристику азота по положению в периодической таблице, строение, химические свойства азота, получение, строение и физические свойства аммиака. 2) Учащиеся должны уметь: применять знания в нестандартной ситуации, схематизировать, работать с учебником, дополнительной литературой, выделять главное, анализировать, составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать, делать выводы, проводить эксперимент, работать в парах, группах. 3) Учитель должен: подготовить технологическую карту учащегося по теме урока, оборудование и инструкции к практической части, задания для работы в парах и группах, предоставить дополнительные источники информации, лист учета и для схематизации (компьютер), роли учащихся в группах. Открытый урок по химии 9кл. по теме: “ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА и его соединений” ЦЕЛИ: 1) Образовательная: на основании знаний о составе и строении аммиака, изучить его химические свойства, а также свойства соединений аммония, уметь на практике доказывать принадлежность этих соединений к определенному классу неорганических веществ. Сформировать понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм, ион аммония, соли аммония. 2) Развивающая: развивать умения составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование, анализировать. 3) Воспитательная: продолжить формирование коммуникативных умений при работе в паре, группе, воспитывать культуру общения, умения слушать товарища. Основные понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм, ион аммония, соли аммония, качественные реакции на ион аммония. Общие учебные умения и навыки: выделение главного, составление опорного конспекта в виде схемы, работа с учебником, дополнительной литературой, практические навыки, умение применять свои знания в нестандартной ситуации, ставить цель, оценивать себя и товарища. Оборудование: растворы аммиака (NH4OH) , соляной кислоты (HCl), сульфата аммония (NH4)2SO4, гидроксида натрия (NaOH), фенолфталеин, спиртовка, держатель для пробирок, пробирки, химический стакан, чашка Петри, лакмусовая бумажка. Дополнительная литература для учащихся. 1) Учебник О.С. Габриелян “Химия 9 класс” Дрофа, Москва 2008 2) Учебник С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин “Неорганическая химия 8-9 класс”, “Просвещение”, Москва 2002 3) Г.Н. Хомченко “Химия для поступающих в вузы” 4) Н.Е. Кузьменко “ Начала химии” том1 № учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению | Баллы | УЭ-0 | ). ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: А) Вывод темы и цели урока учащимися. Как Вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Мы изучаем с вами неорганические вещества, предложите цепочку, характеризующую это изучение: состав- строение – свойства - получение и применение. Вы правы, тогда не трудно Вам будет заполнить таблицу по веществу аммиак: (см. приложение1) На основании этой таблицы выведите тему и поставьте перед собой цель на уроке. Б) Рефлексия по выбору цели и самооценка на основании соотношения с целью урока предложенной учителем – до 3 баллов. | ЗНАЮХОЧУ ЗНАТЬ УМЕЮ ХОЧУ ОВЛАДЕТЬ Вывод: тема, цель урока Оцени себя самостоятельно и результат запиши в листе учета | 3 б. | УЭ-1 | Вводный контрольЦель: закрепить знания о строении и свойствах азота. Оценивание до 5 баллов при взаимопроверке. ТЕСТ. 1) Укажите формулу водородного соединения элемента подгруппы азота с наиболее прочной химической связью: а) SbH3; б) NH3; в) PH3; г) AsH3 2) На каких энергетических подуровнях не могут располагаться валентные электроны атома азота? а) 2s; б) 3d; в) 2p; г) 3p 3) Формула вещества, в котором азот проявляет свою высшую степень окисления, это: а) NO2; б) Ca3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3)2 4) Укажите формулы веществ, в которых азот проявляет свою минимальную степень окисления: а) NH4HSO4; б) NH3; в) Ca3N2; г) HNO2 5) Азот-восстановитель, реагируя с: а) водородом; б) кислородом; в) магнием; г) фтором Ключ к ответам тестовых заданий: 1) б; 2) б, г; 3) в; 4) а, б, в; 5) б,г | Работай самостоятельно, при взаимопроверке оцени товарища, результат передай учетчику | 5б. | УЭ-2 | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.Цель: на основании лабораторной работы, работы с учебником, дополнительной литературы изучить химические свойства аммиака и его соединений, составить опорный конспект в виде схемы. Закрепить умения составлять уравнения в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать ,обобщать знания с ранее изученными классами соединений. Продолжить формирование коммуникативных навыков при работе в парах, группах, умение оценивать себя и своего товарища. ЗАДАНИЯ В ГРУППАХ: ГРУППА №1 (разный уровень от 3 до 5 баллов при работе в парах) Задание 1 пары. На основании уравнения реакции взаимодействия аммиака с водой (Г.Н. Хомченко “ Для поступающих в Вузы” стр. 43) объяснить донорно-акцепторный механизм с электронной точки зрения. Дать название полученному веществу, и к какому классу соединений оно относится. (3 уровень 5баллов) Задание 2 пары. За счет образования, какого вида связи можно объяснить хорошую растворимость аммиака в воде? ( Н.Е.Кузьменко “ Начало химии” том 1 стр.109) Дать определение этой связи и составить схему ее образования. (2 уровень 4балла) Задание 3 пары. Закончить уравнения, расставить коэффициенты, записать в ионном виде (1 уровень 3балла) А) NH4OH = Б) NH4OH +H2SO4= В) NH4OH + AlCl3 = Задание группы. 1) Провести опыты доказывающие, что аммиачная вода (гидроксид аммония) слабое основание (см. инструкцию для лабораторной работы). 2) Составить схему по химическим свойствам гидроксида аммония и сделать вывод о общих свойствах с основаниями, качественной реакции данного вещества. ГРУППА № 2 (низкий уровень до 3 баллов при работе в парах) Задание 1 пары. Используя учебник стр.149 составить уравнение взаимодействия аммиака с соляной кислотой в молекулярном и ионном виде, дать название продукта. (1 уровень 3балла) NH3 + HCl = Задание 2 пары. Используя учебник стр.149 составить уравнение взаимодействия аммиака с серной кислотой в молекулярном и ионном виде, дать название продукта (1уровень 3балла) NH3 + H2SO4= Задание 3 пары. Используя учебник стр.150 составить уравнение взаимодействия аммиака с кислородом, без катализатора, в окислительно-восстановительном виде, определите окислителем или восстановителем является аммиак.( 2уровень 4балла) NH3 + O2 = Задание группы. 1. Составить схему по химическим свойствам аммиака. 2. Сделать вывод о восстановительных свойствах аммиака, по какому механизму протекает взаимодействие аммиака с кислотами, какие вещества при этом образуются и к какому классу соединений они относятся. ГРУППА № 3 (средний уровень до 4 баллов при работе в парах) Задание 1 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель. (2 уровень 4 балла) А) NH3 + O2 kat= NO + H2O Б) Al + NH3 = AlN + H2 Задание 2 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4 балла) А) NH3 + Br2 = N2 + HBr Б) NH3 = N2 + H2 Задание 3 пары. Расставить коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4 балла) А) NH3 + CuO = Cu + N2 + H2 O Б) NH3 + CO2 = N2O + CO(NH2)2 Задание группы. 1. Дополнить схему по химическим свойствам аммиака группы № 2. 2. Сделать вывод об окислительных и восстановительных свойствах аммиака.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.14 | Просмотров: 2173
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|