Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)
Автор(ы): Лобес Светлана Геннадьевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - Обобщение и закрепление знаний о строении и значении корня в жизни растения;
- Показать возможность использования этих знаний на практике.
Задачи: - Закрепить знания по теме Корень и корневые системы;
- Познакомить с гидропоникой - методом выращивания растений;
- Выяснить, как осуществляются процессы жизнедеятельности корней растений;
Оборудование: - Цифровой измерительный комплекс Архимед и датчик кислорода;
- 2 срезанных растения герани со стеклянными трубочками;
- Растение бальзамин, политое чернильной водой;
- Проектор
- Компьютер
- Луковицы с развитой корневой системой;
- Лучина;
- Спички;
- Пророщенные семена фасоли;
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по теме. У доски работают 2 учащихся 1-й заполняет схему: Выбрать гербарии растений с нужными корневыми системами. 2-й подписывает части корня, используя тренажер на компьютере В это время весь класс делится на группы: - 1-й ряд - составляет вопросы по внешнему строению корня и его функциям;
- 2-й ряд - составляет вопросы по внутреннему строению корня;
- 3-й ряд - составляет вопросы по теме видоизменения корней и их функции.
Каждая группа задает по 2-3 вопроса, учащимся других групп. Целеполагание. Какие процессы обеспечивают жизнь каждого органа растения, а следовательно и всего растения? (ответы учащихся: рост, питание, дыхание:.) Каким общим термином можно назвать все эти процессы? (жизнедеятельность) Слайд 1 Запишите в тетради тему нашего урока. Слайд 2 Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать сегодня на уроке? Слайд 3 Изучение нового материала. (По ходу урока используется презентация. Смотри приложение 1) Какая часть корня участвует в поглощении воды и минеральных веществ? (корневые волоски) Слайд 4,5 Опыт №1 Корневое давление растений После показа опыта учащимся задаются вопросы: Почему в трубочке появилась вода? О чем это свидетельствует? Что заставляет воду подниматься наверх? Это корневое давление. Запись определения в тетрадь. Слайд 6 Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегу. Это давление должно быть достаточно большим, чтобы доставлять воду к вершине растения. Представьте себе гигантское дерево секвойя высотой 70-80 метров. Зависит ли корневое давление от температуры? Если да, то как? Слайд 7 А теперь послушайте стихотворение Ф.Сологуба В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы. И капли сока, точно слезы Текли прозрачною струей. После задаются вопросы: - О каком явлении говорится в этом стихотворении?
- Что вытекает из ранки?
Из ранки вытекает сок (пасока) - растворенный в воде сахар и питательные вещества. - Почему мальчика назвали злым?
При потере сока дерево слабеет и может даже погибнуть. - Чтобы доказать, что питательные вещества, растворенные в воде поступают в растение через корень проведем опыт
Опыт №2 Растение, политое чернильной водой - Может ли вырасти растение без почвы?
Существует специальный метод выращивания растений на специальных растворах - гидропоника. Через растворы растение получает необходимые питательные вещества и воду. - Для чего нужна вода и питательные вещества? (для роста и развития)
Подведем итог. Какие условия нужны для того, чтобы рос корень и все растение существовало? (кислород, вода, соли, температура) По ходу заполняется таблица: Слайд 9 Процессы жизнедеятельности | Что необходимо для процесса? | Приемы и правила обработки почвы | Питание | Вода и питательные вещества | Полив, внесение удобрений | Дыхание | Кислород (воздух) | Рыхление | Рост | Образовательная ткань | Пикировка и окучивание | - Для чего нужен кислород? (для дыхания) слайд 10
- Где корень берет кислород для дыхания?
- Будет ли корневая система сосны, растущей на заболоченном участке, отличаться от корневой системы сосны, растущей в недостатке влаги? Почему?
- Можем ли мы увеличить содержание кислорода в почве? Как? (рыхление почвы)
Опыт №3 Дыхание корней В стакан, где находится луковица с хорошо развитой корневой системой, опускают горящую лучину. - Для чего опускают лучину в сосуд с корнями? (проверить наличие кислорода)
- Почему лучинка гаснет в сосуде с корнями? (в сосуде нет кислорода)
У нас в школе появилась цифровая измерительная лаборатория Архимед. Она имеет специальный датчик, который позволяет определять содержание кислорода в разные моменты времени и изображает ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.14 | Просмотров: 2063
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|