Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина


Автор(ы): Монякова Елена Вениаминовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • познакомить учащихся с судьбой С.А.Есенина;
  • отметить особенности лирики поэта (на основе комплексного анализа стихотворения "Ночь" С.А.Есенина).
Задачи урока:
1. Обучающая:
  • формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;
  • работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений.
2. Развивающая:
  • развивать ученика как читателя, учить читать стихотворения не только глазами, но и сердцем, душой;
  • учиться открывать глубинный смысл лирических произведений.
3. Воспитывающая:
  • учить детей видеть красоту родной природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование урока: фотографии поэта; аудио и видеоматериалы; карточки-задания; компьютерная презентация 1, презентация 2; видеоряды.
Эпиграф к уроку:
«Как прекрасна земля и на ней человек» С.Есенин.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать строками Николая Брауна:
В этом имени- слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Синь березы и синь- рассвет.
Что-то есть в нем от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин»-
Всей России встают черты
2. Запись темы урока и постановка целей.
Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова Сергея Александровича Есенина: «Как прекрасна земля и на ней человек» (1 мин.).
3. Проверка творческих заданий.
Презентация:
  1. Биография С.А. Есенина. (Степанов А., Пытова С.) (3 мин.)
  2. Заочное путешествие по родным местам поэта. (Куренков Ю., Тарозайте А.)
4. Слово учителя:
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб стали родиной его детства.
Мир народнопоэтических образов окружил его с первых дней жизни: (1,5 мин.)
Родился я с песнями в травной одеяле
Зори меня вешние в радугу свивали.
В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грусть и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль. И костер зари, и плеск воды, и серебристая луна, и шелест тростника и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отливалась в стихаи, полные любви к русской земле, любви к России.
Послушайте стихотворение Есенина в исполнении Сергея Безрукова. (эпизод и фильма «Есенин» 1-я серия) (1 мин.)
О чем бы не писал поэт, это всегда лирическое повествование о Родине, ее природе и людях. Эту особенность Есенина отметил М. Горький:
«Сергей Есенин нестолько человек,
сколько орган, созданный природой
исключительно для поэзии, для
выражения неисчерпаемой «печали полей»,
любви ко всему живому
в мире и милосердия… » (1 мин.)
Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.
5. Анализ стихотворения.
1. Послушайте стихотворение Есенина.
Чтение стихотворения учителем. Затем 2-3 человека читают выразительно.
2. Какое настроение передает автор? (радостно- печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение).
Какое время суток описано Есениным?
По каким приметам можно об этом догадаться?
3. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон).
4. Прочитайте текст. Какую картину рисует ваше воображение?
5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветну. Иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи.
6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети воспринемают окружающее в цвете, чем предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты: «В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».
Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов.
7. Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»?
Учитель: – Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы.
8. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/)
Учитель: –– музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.)
Учитель: –– Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.14 | Просмотров: 1477

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340