Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина
Автор(ы): Монякова Елена Вениаминовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: - познакомить учащихся с судьбой С.А.Есенина;
- отметить особенности лирики поэта (на основе комплексного анализа стихотворения "Ночь" С.А.Есенина).
Задачи урока: 1. Обучающая: - формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;
- работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений.
2. Развивающая: - развивать ученика как читателя, учить читать стихотворения не только глазами, но и сердцем, душой;
- учиться открывать глубинный смысл лирических произведений.
3. Воспитывающая: - учить детей видеть красоту родной природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование урока: фотографии поэта; аудио и видеоматериалы; карточки-задания; компьютерная презентация 1, презентация 2; видеоряды. Эпиграф к уроку: «Как прекрасна земля и на ней человек» С.Есенин. 1. Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать строками Николая Брауна: В этом имени- слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет Что-то есть в нем от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Синь березы и синь- рассвет. Что-то есть в нем от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин»- Всей России встают черты 2. Запись темы урока и постановка целей. Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова Сергея Александровича Есенина: «Как прекрасна земля и на ней человек» (1 мин.). 3. Проверка творческих заданий. Презентация: - Биография С.А. Есенина. (Степанов А., Пытова С.) (3 мин.)
- Заочное путешествие по родным местам поэта. (Куренков Ю., Тарозайте А.)
4. Слово учителя: К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб стали родиной его детства. Мир народнопоэтических образов окружил его с первых дней жизни: (1,5 мин.) Родился я с песнями в травной одеяле Зори меня вешние в радугу свивали. В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грусть и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль. И костер зари, и плеск воды, и серебристая луна, и шелест тростника и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отливалась в стихаи, полные любви к русской земле, любви к России. Послушайте стихотворение Есенина в исполнении Сергея Безрукова. (эпизод и фильма «Есенин» 1-я серия) (1 мин.) О чем бы не писал поэт, это всегда лирическое повествование о Родине, ее природе и людях. Эту особенность Есенина отметил М. Горький: «Сергей Есенин нестолько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия… » (1 мин.) Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы. 5. Анализ стихотворения. 1. Послушайте стихотворение Есенина. Чтение стихотворения учителем. Затем 2-3 человека читают выразительно. 2. Какое настроение передает автор? (радостно- печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение). Какое время суток описано Есениным? По каким приметам можно об этом догадаться? 3. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон). 4. Прочитайте текст. Какую картину рисует ваше воображение? 5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветну. Иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи. 6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети воспринемают окружающее в цвете, чем предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты: «В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…». Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов. 7. Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»? Учитель: – Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы. 8. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/) Учитель: –– музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.) Учитель: –– Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.14 | Просмотров: 1477
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|