Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конкурсный урок по литературе Поговорим об одиночестве... (Анализ рассказа Л.С. Петрушевской Шопен и Мендельсон)
Автор(ы): Тихонова Ольга Борисовна, преподаватель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вид занятия: урок усвоения знаний на основе имеющихся. Тип урока: комбинированный. Цели: - формирование нравственных понятий на примере интересных эпизодов жизни героев рассказа;
- развитие навыков целостного анализа текста литературного произведения.
Задачи: 1. Обратить внимание на понятие “одиночество”, установить связь с современностью; увидеть авторское мастерство в создании атмосферы одиночества, сформировать понятия – компромисс, гуманизм, оптимизм, пессимизм, одиночество. 2. Развивать умение работать с художественной деталью, обнаруживать авторские приёмы создания литературного образа; развивать абстрактное мышление, умение обобщать и структурировать материал, связанный с нравственными понятиями по теме. Межпредметные связи: А). Обеспечивающие: ИЗО, МХК, музыка. Б). Обеспечиаваемые: история, этика, русский язык. В). Внутрипредметные: теория литературы. Обеспечение занятия: А). Наглядными пособиями (портрет писателя, аншлаги понятий, художественная модель рассказа). Б). Раздаточный материал: разноуровневая карточка – алгоритм для анализа рассказа, материалы для создания коллажа. В). ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, ТВ –ДВД- плеер, аудиомагнитофон. Литература основная: рассказ Л. С. Петрушевской “Шопен и Мендельсон”. Литература дополнительная: биография писательницы; сборник статей по материалам Международной научно – практической конференции (Пермский государственный педагогический университет, 2005год) План и ход урока Мотивация. Краткий свободный пересказ. Первичное осмысление прочитанного дома. Беседа. Целеполагание: Предложите сами, о чём мы с вами сегодня поразмышляем?. . От себя могу добавить: мы попытаемся увидеть не только своеобразие рассказа Петрушевской, но и осмыслить в целом ряд нравственных понятий. Для этого мы отведём отдельную страницу ваших тетрадей, на которой будем создавать “понятийное поле” – собирать отдельные компоненты будущей модели. Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока? Анализирующее наблюдение. Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа, сделаем небольшое отступление и поговорим о музыке и двух замечательных композиторах. Итак, Шопен и Мендельсон, хотя, правильнее бы было произнести эти имена наоборот. (слайд №1). Прослушивание музыкальных фрагментов. Возможно, эта прекрасная музыка вдохновила замечательную писательницу создать свой рассказ под названием “Шопен и Мендельсон”. (Слайд №2). Вопрос: что вы знаете о Л. С. Петрушевской? (Родилась и живёт в Москве, закончила факультет журналистики МГУ, прозаик, драматург, кинодраматург, переводчик. Пишет об обыденной жизни). Она один из классиков современной русской литературы, работает во многих жанрах (проза, поэзия, драматургия, сказки, сценарии к фильмам…). Но, оказывается, она ещё и талантливый художник. Позвольте зачитать вам несколько строк. В Москве, в художественной “Галерее Леонида Шишкина” две недели проходила её персональная выставка “Мания розы”. Эта выставка у Петрушевской - не первая. До этого её работы уже были показаны публике, но камерно, без огласки, скромно. Новая выставка, может быть, станет началом иного периода в творчестве рисующего писателя. И, возможно, писатель станет жить отдельно, а художник получит своё собственное имя, , не основанное на литературной популярности”. (Слайд №3). А теперь переходим непосредственно к тексту: - Какой мотив сразу же бросается в глаза? (Одиночества) Проследим вскрытый нами мотив одиночества по тексту. (Сначала прослеживаем совместно с детьми по тексту, а затем – закрепление по слайду №4). Одиночество человека в этом мире сразу же бросается в глаза, всплывает на поверхность. - Чему противопоставлено одиночество женщины (женщина одна, а стариков – двое, композиторов – двое, музыка звучит в паре…) Слайд №5. А хорошо ли старикам вдвоём, в этом мире? (Да, вроде бы, но ведь старики оказываются тоже вместе в этом мире одиноки, хоть и вдвоём, зачитаем 2-й абзац:… вот они двое, никем не потревоженные, не замеченные…) - А музыка Шопена и Мендельсона? Нужна ли она? Кому? (Старикам она напоминает об их молодости, о любви о чувствах, пережитых ими в молодости, что, возможно, помогает им жить… Можно ли современному поколению слушать эту музыку постоянно?(Ответы учащихся.) У каждого времени своя музыка. . . - Приходят ли к старикам дети, сослуживцы? Нужны ли они кому-нибудь? - Кому мешает музыка стариков? Почему? (музыку соседка называет проклятой). Представим себе модель мира этого рассказа. В центре – одна женщина. Её окружают: муж с женой, Шопен и Мендельсон. Всех вместе окружают …все знакомые и на работе, все подряд. - Почему женщина одинока? (Скорее всего, потому, что она эгоистична. ) - В каком произведении мы уже встречались с понятием “одиночество”?(Старуха Изергиль). - Что нужно сделать, как вести себя, чтобы не стать одиноким в этой жизни?(Ответы учащихся). Расставляя акценты в трактовке одиночества женщины, мы уже столкнулись с тем, что одиночество это двойственно: одна, и в то же время с соседями и их музыкой. Они вместе, а в сущности, одиноки. . Противопоставления существуют не только в такой парадигме: --ОДНА – ДВОЕ, мы уже выяснили, что в рассказе противопоставлено практически всё, но только один предмет может быть контрастен по своему предназначению: | Телефон | | Женщина звонит по телефону, рассказывает о своих соседях, попросту болтает. | | Старик же ползёт к телефону за помощью. | Орфоэпическая работа: звонишь, звоню, звоните, позвоните. Противоречивы не только действия героини, но и её мысли. Она жалуется всем подряд по телефону на шум музыки. Найдите в тексте, что она конкретно говорит по этому поводу (…невозможно ведь каждый вечер затыкать уши телевизором). И вот здесь мне хотелось бы познакомить вас с таким замечательным средством выразительности русской речи, как оксюморон. (Слайд №7). Запишем понятие в тетради. Рассказывает всем о соседях, а самой было не до смеха. Ещё раз обратим внимание на то, откуда исходит музыка в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.16 | Просмотров: 2525
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|