Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конкурсный урок по литературе Поговорим об одиночестве... (Анализ рассказа Л.С. Петрушевской Шопен и Мендельсон) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конкурсный урок по литературе Поговорим об одиночестве... (Анализ рассказа Л.С. Петрушевской Шопен и Мендельсон)


Автор(ы): Тихонова Ольга Борисовна, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вид занятия: урок усвоения знаний на основе имеющихся.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
  1. формирование нравственных понятий на примере интересных эпизодов жизни героев рассказа;
  2. развитие навыков целостного анализа текста литературного произведения.
Задачи:
1. Обратить внимание на понятие “одиночество”, установить связь с современностью; увидеть авторское мастерство в создании атмосферы одиночества, сформировать понятия – компромисс, гуманизм, оптимизм, пессимизм, одиночество.
2. Развивать умение работать с художественной деталью, обнаруживать авторские приёмы создания литературного образа; развивать абстрактное мышление, умение обобщать и структурировать материал, связанный с нравственными понятиями по теме.
Межпредметные связи:
А). Обеспечивающие: ИЗО, МХК, музыка.
Б). Обеспечиаваемые: история, этика, русский язык.
В). Внутрипредметные: теория литературы.
Обеспечение занятия:
А). Наглядными пособиями (портрет писателя, аншлаги понятий, художественная модель рассказа).
Б). Раздаточный материал: разноуровневая карточка – алгоритм для анализа рассказа, материалы для создания коллажа.
В). ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, ТВ –ДВД- плеер, аудиомагнитофон.
Литература основная: рассказ Л. С. Петрушевской “Шопен и Мендельсон”.
Литература дополнительная: биография писательницы; сборник статей по материалам Международной научно – практической конференции (Пермский государственный педагогический университет, 2005год)
План и ход урока
Мотивация. Краткий свободный пересказ.
Первичное осмысление прочитанного дома.
Беседа.
Целеполагание: Предложите сами, о чём мы с вами сегодня поразмышляем?. . От себя могу добавить: мы попытаемся увидеть не только своеобразие рассказа Петрушевской, но и осмыслить в целом ряд нравственных понятий. Для этого мы отведём отдельную страницу ваших тетрадей, на которой будем создавать “понятийное поле” – собирать отдельные компоненты будущей модели.
Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока?
Анализирующее наблюдение.
Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа, сделаем небольшое отступление и поговорим о музыке и двух замечательных композиторах. Итак, Шопен и Мендельсон, хотя, правильнее бы было произнести эти имена наоборот. (слайд №1).
Прослушивание музыкальных фрагментов.
Возможно, эта прекрасная музыка вдохновила замечательную писательницу создать свой рассказ под названием “Шопен и Мендельсон”. (Слайд №2).
Вопрос: что вы знаете о Л. С. Петрушевской?
(Родилась и живёт в Москве, закончила факультет журналистики МГУ, прозаик, драматург, кинодраматург, переводчик. Пишет об обыденной жизни).
Она один из классиков современной русской литературы, работает во многих жанрах (проза, поэзия, драматургия, сказки, сценарии к фильмам…). Но, оказывается, она ещё и талантливый художник. Позвольте зачитать вам несколько строк.
В Москве, в художественной “Галерее Леонида Шишкина” две недели проходила её персональная выставка “Мания розы”. Эта выставка у Петрушевской - не первая. До этого её работы уже были показаны публике, но камерно, без огласки, скромно. Новая выставка, может быть, станет началом иного периода в творчестве рисующего писателя. И, возможно, писатель станет жить отдельно, а художник получит своё собственное имя, , не основанное на литературной популярности”.
(Слайд №3).
А теперь переходим непосредственно к тексту:
- Какой мотив сразу же бросается в глаза? (Одиночества)
Проследим вскрытый нами мотив одиночества по тексту. (Сначала прослеживаем совместно с детьми по тексту, а затем – закрепление по слайду №4).
Одиночество человека в этом мире сразу же бросается в глаза, всплывает на поверхность.
- Чему противопоставлено одиночество женщины (женщина одна, а стариков – двое, композиторов – двое, музыка звучит в паре…) Слайд №5.
А хорошо ли старикам вдвоём, в этом мире?
(Да, вроде бы, но ведь старики оказываются тоже вместе в этом мире одиноки, хоть и вдвоём, зачитаем 2-й абзац:… вот они двое, никем не потревоженные, не замеченные…)
- А музыка Шопена и Мендельсона? Нужна ли она? Кому?
(Старикам она напоминает об их молодости, о любви о чувствах, пережитых ими в молодости, что, возможно, помогает им жить…
Можно ли современному поколению слушать эту музыку постоянно?(Ответы учащихся.) У каждого времени своя музыка. . .
- Приходят ли к старикам дети, сослуживцы? Нужны ли они кому-нибудь?
- Кому мешает музыка стариков? Почему?
(музыку соседка называет проклятой).
Представим себе модель мира этого рассказа.
В центре – одна женщина. Её окружают: муж с женой, Шопен и Мендельсон. Всех вместе окружают …все знакомые и на работе, все подряд.
- Почему женщина одинока?
(Скорее всего, потому, что она эгоистична. )
- В каком произведении мы уже встречались с понятием “одиночество”?(Старуха Изергиль).
- Что нужно сделать, как вести себя, чтобы не стать одиноким в этой жизни?(Ответы учащихся).
Расставляя акценты в трактовке одиночества женщины, мы уже столкнулись с тем, что одиночество это двойственно: одна, и в то же время с соседями и их музыкой. Они вместе, а в сущности, одиноки. .
Противопоставления существуют не только в такой парадигме: --ОДНА – ДВОЕ, мы уже выяснили, что в рассказе противопоставлено практически всё, но только один предмет может быть контрастен по своему предназначению:
Телефон
Женщина звонит по телефону, рассказывает о своих соседях, попросту болтает. Старик же ползёт к телефону за помощью.
Орфоэпическая работа: звонишь, звоню, звоните, позвоните.
Противоречивы не только действия героини, но и её мысли. Она жалуется всем подряд по телефону на шум музыки. Найдите в тексте, что она конкретно говорит по этому поводу (…невозможно ведь каждый вечер затыкать уши телевизором). И вот здесь мне хотелось бы познакомить вас с таким замечательным средством выразительности русской речи, как оксюморон. (Слайд №7).
Запишем понятие в тетради.
Рассказывает всем о соседях, а самой было не до смеха.
Ещё раз обратим внимание на то, откуда исходит музыка в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.16 | Просмотров: 2525

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340