Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект двух уроков литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова Те, кто до нас - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект двух уроков литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова Те, кто до нас


Автор(ы): Орлова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: в ходе анализа содержания повести показать ценности русской духовности.
Ход урока
1. Вступление.
Учитель: Вспомним и назовём ценности русской души.
Какие отвлечённые существительные заключают в себя эти ценности?
2. Работа с записями на доске.
Вот что говорят об этих ценностях русский народ, писатели, поэты, философы.
Доброта



Доброе дело – добрый поступок. (Пословица).
Сострадание, Милосердие



Сострадание есть главнейший закон бытия. (Ф.Достоевский).
Жалость



Жалость связывает человека со всем миром живущих.(В.Соловьёв)
Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась,
Не нужно нам возмездия иного
Довольно с нас… (Ф.И.Тютчев).
Страдание



Только горе открывает нам великое и святое. (В.Розанов).
Совесть, Раскаяние, Смирение



Зато в нас есть бродило духа –
совесть и
наш великий покаянный дар… (М.Волошин).
Любовь



Жалею – значит люблю. (Из народной разговорной речи).
3. Слово о писателе.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: Ценности русской духовности в повести Альберта Лиханова «Те, кто до нас».
Русский писатель Альберт Анатольевич Лиханов (1935 г.) родился в городе Кирове Курской области. Бывший редактор журнала «Смена», председатель правления русского детского фонда, главный редактор журнала «Дитя человеческое» удостоен Государственной премии им. Я.Корчака и М.Горького, французско-японской культурной премии им. В.Поло, литературной премии им. А.Грина и др. Начал творческий путь в 60-е годы повестью «Да будет солнце!», «Чистые камушки».
В 2005 году в журнале «Смена», как подарок от редакции в день 70-летия со дня рождения, была напечатана одна из его последних повестей.
Я прочла её и подумала, что Вам, моим ученикам, будет интересно с ней познакомиться. Сегодня на уроке мне хочется поделиться с Вами своими размышлениями по поводу этой повести и услышать Ваше мнение о проблемах, поднятых в ней.
Чтобы понять истоки творчества А.Лиханова, мы заочно зададим ему несколько вопросов:
  • Нам интересно, каковы темы его повестей?
  • Основаны ли они на реальных фактах?
  • Кто они, герои его повестей? И др.
4. Отзывы о творчестве А.Лиханова.
Ответы нашли в отзывах о его творчестве друзей, писателей, критиков. Вот некоторые из них:
Ученик 1: Основная тема творчества Лиханова – становление подрастающего поколения, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, ответственности взрослых за детей.
Ученик 2: «Любимый герой Лиханова – обыкновенный мальчишка, не самый большой озорник, но и не пай-мальчик, не отличник по всем статьям, но и не заведомый неудачник. Мальчишка, который умеет дружить, любить отца, мать, Родину, который учится понимать людей и самого себя. Мальчишка, который взрослеет.
Герои Лиханова не свидетели, а участники событий. И совсем не наивен юношеский максимализм, с каким они воюют против пусть даже самой маленькой капельки неискренности, лжи, мудр, ибо так и должно быть, ибо не может быть компромисса между добротой и корыстью, между правдой и обманом». (Сергей Михалков).
Ученик 3: «Под серьёзной «юношеской» литературой я разумею ту, которая основательно, глубоко вмешивается в формирование нравственности юного читателя». (А.Лиханов).
5. Обсуждение прочитанного.
  • Ваше впечатление о повести.
  • Передайте краткое содержание.
Вывод: На мой взгляд, самое ценное и важное в повести – показ нравственного влияния, которое оказывают взрослые на детей и подростков.
6. Беседа по содержанию произведения.
  • О каких ценностях русской души говорит писатель в повести «Те, кто до нас»? (Доброте, сострадании, жалости, страдании, смирении).
  • Какие персонажи воплощают эти ценности, какие именно? (Бабушка и мама – доброту, сострадание, жалость и любовь; доктор Россихин – доброту, любовь, страдание, смирение).
  • От какого лица ведётся повествование? (От первого лица).
  • Рассказывает ребёнок или взрослый?
  • Назовите временные границы воспоминаний. (До войны, война, после).
  • Какие события детства особенно запомнились мальчику? (Бабочки, рояль в доме доктора, доктор в годы войны, помощь бабушки доктору и другие).
  • Почему ведётся повествование в форме воспоминаний?
Выводы:
  1. Классическаялитература рассматривает детство как фундамент в цепи событий.
  2. Ответнаходим в последних абзацах повести. Выразительное чтение отрывка изповести со слов: «Я думаю обо всех них…» до слов: «…кто после нас».
В повести Лиханова два адресата: читатель – ребёнок и читатель – взрослый. Диалог взрослых и детей. Посмотрим на мир глазами ребёнка и взрослого.
7. Мир глазами ребёнка.
Ученик: Мир глазами ребёнка.
Пересказ эпизода « Встреча с доктором».
Вывод: Ребёнок не знает жизни, боится неизвестного, физической боли, но он любознателен, наблюдает и активно вмешивается, по-своему, в жизнь, накапливая опыт. Постепенно к нему приходит нравственное прозрение. Учится сопереживать, жалеть, любить, он чувствует, что его тоже любят, берегут от горя и бед.
Беседа с учащимися по вопросам:
  • Кто же научил его этому?
  • Что вспоминает о бабушке мальчик?
  • Какие её поступки запомнились ребёнку?
  • Расскажите, как она помогала доктору.
  • Почему она ему помогает?
  • Чему же она его научила?
Вывод: Бабушка научила мальчика помогать людям, уметь благодарить. Она отдаёт последнее – в этом есть глубокий смысл: в нём выражается высш...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.16 | Просмотров: 1739

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340