Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект двух уроков литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова Те, кто до нас
Автор(ы): Орлова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: в ходе анализа содержания повести показать ценности русской духовности. Ход урока 1. Вступление. Учитель: Вспомним и назовём ценности русской души. Какие отвлечённые существительные заключают в себя эти ценности? 2. Работа с записями на доске. Вот что говорят об этих ценностях русский народ, писатели, поэты, философы. Доброта
|
|
|
| Доброе дело – добрый поступок. (Пословица).
| Сострадание, Милосердие
|
|
|
| Сострадание есть главнейший закон бытия. (Ф.Достоевский).
| Жалость
|
|
|
| Жалость связывает человека со всем миром живущих.(В.Соловьёв) Когда сочувственно на наше слово Одна душа отозвалась, Не нужно нам возмездия иного Довольно с нас… (Ф.И.Тютчев).
| Страдание
|
|
|
| Только горе открывает нам великое и святое. (В.Розанов).
| Совесть, Раскаяние, Смирение
|
|
|
| Зато в нас есть бродило духа – совесть и наш великий покаянный дар… (М.Волошин).
| Любовь
|
|
|
| Жалею – значит люблю. (Из народной разговорной речи).
| 3. Слово о писателе. Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: Ценности русской духовности в повести Альберта Лиханова «Те, кто до нас». Русский писатель Альберт Анатольевич Лиханов (1935 г.) родился в городе Кирове Курской области. Бывший редактор журнала «Смена», председатель правления русского детского фонда, главный редактор журнала «Дитя человеческое» удостоен Государственной премии им. Я.Корчака и М.Горького, французско-японской культурной премии им. В.Поло, литературной премии им. А.Грина и др. Начал творческий путь в 60-е годы повестью «Да будет солнце!», «Чистые камушки». В 2005 году в журнале «Смена», как подарок от редакции в день 70-летия со дня рождения, была напечатана одна из его последних повестей. Я прочла её и подумала, что Вам, моим ученикам, будет интересно с ней познакомиться. Сегодня на уроке мне хочется поделиться с Вами своими размышлениями по поводу этой повести и услышать Ваше мнение о проблемах, поднятых в ней. Чтобы понять истоки творчества А.Лиханова, мы заочно зададим ему несколько вопросов: - Нам интересно, каковы темы его повестей?
- Основаны ли они на реальных фактах?
- Кто они, герои его повестей? И др.
4. Отзывы о творчестве А.Лиханова. Ответы нашли в отзывах о его творчестве друзей, писателей, критиков. Вот некоторые из них: Ученик 1: Основная тема творчества Лиханова – становление подрастающего поколения, вступающего в сложные взаимоотношения с окружающим миром, ответственности взрослых за детей. Ученик 2: «Любимый герой Лиханова – обыкновенный мальчишка, не самый большой озорник, но и не пай-мальчик, не отличник по всем статьям, но и не заведомый неудачник. Мальчишка, который умеет дружить, любить отца, мать, Родину, который учится понимать людей и самого себя. Мальчишка, который взрослеет. Герои Лиханова не свидетели, а участники событий. И совсем не наивен юношеский максимализм, с каким они воюют против пусть даже самой маленькой капельки неискренности, лжи, мудр, ибо так и должно быть, ибо не может быть компромисса между добротой и корыстью, между правдой и обманом». (Сергей Михалков). Ученик 3: «Под серьёзной «юношеской» литературой я разумею ту, которая основательно, глубоко вмешивается в формирование нравственности юного читателя». (А.Лиханов). 5. Обсуждение прочитанного. - Ваше впечатление о повести.
- Передайте краткое содержание.
Вывод: На мой взгляд, самое ценное и важное в повести – показ нравственного влияния, которое оказывают взрослые на детей и подростков. 6. Беседа по содержанию произведения. - О каких ценностях русской души говорит писатель в повести «Те, кто до нас»? (Доброте, сострадании, жалости, страдании, смирении).
- Какие персонажи воплощают эти ценности, какие именно? (Бабушка и мама – доброту, сострадание, жалость и любовь; доктор Россихин – доброту, любовь, страдание, смирение).
- От какого лица ведётся повествование? (От первого лица).
- Рассказывает ребёнок или взрослый?
- Назовите временные границы воспоминаний. (До войны, война, после).
- Какие события детства особенно запомнились мальчику? (Бабочки, рояль в доме доктора, доктор в годы войны, помощь бабушки доктору и другие).
- Почему ведётся повествование в форме воспоминаний?
Выводы: - Классическаялитература рассматривает детство как фундамент в цепи событий.
- Ответнаходим в последних абзацах повести. Выразительное чтение отрывка изповести со слов: «Я думаю обо всех них…» до слов: «…кто после нас».
В повести Лиханова два адресата: читатель – ребёнок и читатель – взрослый. Диалог взрослых и детей. Посмотрим на мир глазами ребёнка и взрослого. 7. Мир глазами ребёнка. Ученик: Мир глазами ребёнка. Пересказ эпизода « Встреча с доктором». Вывод: Ребёнок не знает жизни, боится неизвестного, физической боли, но он любознателен, наблюдает и активно вмешивается, по-своему, в жизнь, накапливая опыт. Постепенно к нему приходит нравственное прозрение. Учится сопереживать, жалеть, любить, он чувствует, что его тоже любят, берегут от горя и бед. Беседа с учащимися по вопросам: - Кто же научил его этому?
- Что вспоминает о бабушке мальчик?
- Какие её поступки запомнились ребёнку?
- Расскажите, как она помогала доктору.
- Почему она ему помогает?
- Чему же она его научила?
Вывод: Бабушка научила мальчика помогать людям, уметь благодарить. Она отдаёт последнее – в этом есть глубокий смысл: в нём выражается высш...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.16 | Просмотров: 1739
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|