Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование проектной деятельности учащимися на уроках физики - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Использование проектной деятельности учащимися на уроках физики


Автор(ы): Поспелова Надежда Игоревна, учитель физики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности и содержанию предмета. Для меня это заключается в следующем:
во-первых, в изменение деятельности учителя и учащихся на уроке и вне его (предоставление большей свободы действий, воображение, представление в уме, рассуждения, проверка своих догадок на практике, доказательства и вновь опровержение своих умозаключений, т.е. делать так, чтобы показать жизнь науки и практики);
во-вторых, в изменении содержания предмета (необходимости показать ввод тех или иных понятий в науке физике; выстраивание физических моделей, их проверка, с использованием современных средств, в частности компьютеризацию).
Отправной точкой в проектный вид деятельности стали слова Розенбергера “Греческий ум отличается особенной силой творчества в области гипотез. Он, можно сказать, почти исчерпал все мыслительные теории для объяснения вселенной, так что наши современные гипотезы можно признать как бы непосредственным продолжение неудавшихся попыток древних”.
Проектная деятельность “современных” учащихся еще спасает в познании науки физики. Появились новые возможности у учащихся кроме журналов, энциклопедий и учебников использовать другие носители – CD, Интернет, творить “свое”, используя современные технологии. И чем глубже они начинают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные компьютерные программы, что и развивает их исследовательскую деятельность.
Проектная деятельность, именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как учащийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики….).
Свою деятельность преподавателя я выстраиваю, используя составленный документ “Проект деятельности учителя физики и информатики МОУ “СОШ № 7”. Представляю выдержки из проекта
Цель. Создать условия для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, для самостоятельного выявления закономерностей физических явлений, для установления связей между физическими величинами и убеждения в справедливости законов, полученных теоретически.
Ожидаемый результат.
    • Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки. Измерить можно через конкретные постановки учащимися наблюдений, экспериментов, выходом на специальные проекты; на составление учащимися страниц учебника по курсам, названными: “Механика” “Теплодинамика”, “Электродинамика”, “Квантодинамика”.
    • Высказывания учащимися своей точки зрения на природные явления, процессы. Через видеосъемки уроков, с последующим их разбором с учащимися.
    • Проявление потребности у учащихся самим экспериментировать на уроке, дома либо на других уроках в подтверждении физической гипотезы.
    • Подготовленность учащихся к выходу на экзамен в любой форме.
Негативные последствия и пути их преодоления.
    • Поверхностный подход в проектной деятельности и в изучении материала учащимися (Индивидуальная работа, ответы на вопросы, формирование стимула к работе через доступ к Интернету, конструирование, разработки.)
    • Непостоянное фиксирование материалов деятельности учителем и учащимися (Помощь учителем в создании рабочих тетрадей, файлов, об учение приемам конспектирования...).
    • Не понимание материала учащимися (Учить задавать вопросы, слушать ответы...)
Диагностический аппарат.
    • Тесты - контрольные, проверочные.
    • Рост качеств личности, мыслительных операций.
    • Наблюдения.
    • Вопрос “Что необходимо сделать, чтобы улучшить эту замечательную работу?”
    • Видео съемка, с последующим обсуждением.
Формы представления результатов.
    • Описание фрагментов уроков (учителем и учениками).
    • Ученические разработки (мини научный журнал).
    • Рабочие тетради (замечательно, если появится папка с файлами).
    • Усовершенствование тетради “Проект” (приложение 1).
План деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся 9-В класса
Предварительные наброски “цикла обучения”по темам и в целом.
Введение в проектную деятельность по теме “Геометрическая оптика”. Отработка ЗУН прошлого года и появление способности к постановке эксперимента и понимания теории “Оптические приборы”.
Учет обязательных самостоятельных, экспериментальных заданий. Выполнение работ группой, в парах постоянного состава или индивидуально
Анализ, фиксация первого проекта Представление результатов.
Введение в проектную деятельность по теме “Силы в механике”. Проявление способности наблюдать, ставить эксперимент, применяя математический аппарат.
Появление текста-анализа технологии уроков, деятельности учащихся. Составление результатов деятельности с использованием текста-анализа.
Учет обязательных контрольных работ, экспериментальных заданий. Групповая, парная работа, индивидуальное продвижение
Введение в проектную деятельность по теме “Виды механического движения”. Появление способности изобретать, решать задачи, выполняя либо индивидуально, либо группой
Анализ и фиксация проекта. Представление результатов
Анализ, годовая контрольная работа. Составление контрольных работ, решение годовой контрольной работы.Выход на государственный экзамен.
Подготовка к выступлению учащихся на конференциях Подготовка и выступление на классной, школьной, городской конференциях.
Здесь был представлен только небольшой материал из проекта деятельности учителя, в котором учтены: гипотеза проекта, новизна проекта, цели, задачи, место проекта в системе образования, результаты проекта, формы представления результатов, перспективы распространения результатов, план график реализации проекта с учетом деятельности всех сторон, с датой и конечным результатом, учеты критерии результативности проекта.
Количество проектов в разных классах выстраивается по-разному от одного до трех в год, в зависимости от изучаемых тем и современных требований. Заключительная часть выполнения проекта на уроке протекает в различных формах: физический праздник, конференция, семинар, переводной экзамен. Приведу примеры названия тем, которые были предложены учащимися после этапа мотивации, что является обязательным этапом начала проектной деятельности.
Для проведения физических праздников использовались следующие темы проектов
Темы проектов “Силы в Механике” Темы проектов “Давление жидкости”.
1.Сила упругости 1.Шлюз города Чайковского
2.Закон всемирного тяготения 2.Подача воды в вашу квартиру
3.Сила тяжести 3.Исследование морских глубин Жаком Кусто
4.Вес тела 4.Водолаз (гидрокостюм) и техника безопасности при погружении на большую глубину
5.Сила трения 5.Батисфера
6.Сила трения покоя 6.Архимед и его открытия
7.Сила трения качения 7.Плавание тел (рыбы и её пузырь)
8.Сила реакции опоры и подвеса 8.Плавание судов
9.Законы Ньютона 9.Подводная лодка
10.Ученые – Исаак Ньютон, Роберт Гук 10.Плавание человека и техника безопасности на воде
11.Природа сил 11.Если воздушный шар наполнить жидкостью
Для проведения конференции.
Конференция “Экологические проблемы России с точки зрения электрификации”.

Для рассмотрения вопросов использовать знания трех предметов “Физика”, “Химия”, “Общество знания”.
Темы проектов Понятия, вопросы Кто готовит
1.Тепловое действие токаТеплорегуляция организма Закон Джоуля – ЛенцаТепловые потери
Как организм приспособился избегать тепловых потерь?
теплотехник
2. Электроэнергия и еероль в жизни современного общества Электроэнергия (ЭЭ)Генерирование ЭЭ
Использование ЭЭ
Образование ЭЭ в живой клетке и в природе, ее использование
докладчики
3. Устройство тепловых электростанций ТЭЦ г. ЧайковскогоКПД ТЭЦ. Потери, вред инженер- теплотехник
4.Устройство гидравлических электростанций ГЭС г. ЧайковскогоКПД ГЭС. Потери, вредное воздействие инженер-гидротехник
5. Передача электроэнергии от электростанции к потребителю Линии электропередачи (ЛЭП)Тепловые потери, сопротивление, мощность
Влияние ЛЭП на окружающую среду
инженер-энергетик
6.Трансформаторы и трансформаторная подстанция Устройство и принцип действия трансформаторов Виды трансформаторов мастер по обслуживанию ЛЭП
7. Короткое замыкание, предохранители.Природа нервного импульса Польза и вред короткого замыкания.Возможно ли короткое замыкание в организме (ответ обосновать)
Устройство и принцип действия предохранителя, виды предохранителей
энергетик
8. Устройство атомных электростанций (АЭС) Устройство и принцип действия АЭСПольза и вред АЭС инженер-ядерщик
9. Реакция деления ядра урана Энергия связиДеление ядер
Атомная бомба
Сравнение химической реакции с ядерной
физик-теоретик
10. Синтез ядер легких элементов Термоядерная реакция – польза, вредВодородная бомба
Следует ли человеку свою энергию и интеллект тратить на изобретение бомб?
теоретик-ядерщик
11.Чернобыльская АЭС Особенности местонахождения и работы Чернобыльской АЭСОбстоятельства аварии и принесенный ущерб гражданин
12. Война в Ираке – физические катастрофы К каким катастрофам приведет войнаПриродные катаклизмы.
Видеоматериалы
гражданин
13. Экологические проблемы электроэнергетики Продукты сгоранияПарниковый эффект, таяние льдов
Строительство плотин
Ядерные отходы
Аварийные ситуации
эколог
14. Расчет расхода электроэнергии дома, школы, города ЭлектросчетчикПодсчет потребляемой электроэнергии
Государственный подсчет
экономист
К проведению любого дела прописывается план действий с указанием времени, ответственных, и получением конечного результата. Приведу пример из плана работы “Что делаем?”
Что делаем?
1. Начать проектную деятельность учащихся, результатом которой будет выступление на конференции в определенной роли.
2. Договориться с учителем химии Калмыковой Верой Викторовной и учителем обществознания Каплевой Еленой Александровной о возможности совместной работы (дали согласие).
3. Встретиться с Надеждой Владимировной для создания музыкального оформления:“Расцветай Сибирь”- песня. Музыка В. Мурадели, слова Э.Иодковского (о Братской ГЭС),
“Таежные огни”- песня. Музыка Шемрякова, слова Федоровой (о Красноярской ГЭС),
“От Волги до Дона” - песня. Музыка С. Заславского, слова А.Сафронова и т.д.
4. Договориться с учащимися 10 - Б класса о помощи в проведении встречи.
5. Провести экскурсии на Чайковскую ГЭС, и, если возможно, на ТЭЦ.Городские коммунальные электрические сети.
Музей - выставка “Биологические мутанты”.
6. Пригласить работника ТЭЦ (маму Сапуновой Надежды).Найти участника ликвидации Чернобыльской АЭС (начать с Музея – сосед Димы).
Пригласить учащихся 10 -Б, 5 - Б или учителей, побывавших на выставке “Биологические мутанты”.
Пригласить участника Экологического общества г. Чайковского.
Пригласить человека, имеющего свое мнение по войне в Ираке (энергетика - начать с Музея).
7. Приготовить макет “Железная дорога”, “Электрифицированная карта России”, “Ирак”.Таблицы, разъясняющие принцип работы электростанций различных типов.
Диаграммы, показывающие рост выработки электроэнергии.
Выставка книг, посвященных электрификации.
Выставка самодельных моделей и приборов на тему “Применение электричества в технике, науке, быту”.
Диафильмы, кинофильмы и видеосъемка “Новости о войне в Ираке”.
. Альбом по строительству ГЭС.
Компот из ягод, выращенных под ЛЭП.
8. Проверить выступающих.
9. Подготовить плакат с викториной и отдельные листочки для учащихся (контроль).
10. Подготовить подарки приглашенным людям.
11. Подготовить содержание встречи, раздать специальные заготовки учащимся и ведущему.
Семинары в старших классах
Семинары отличаются большой степенью самостоятельности, активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с информацией; изменением функций выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулирующую и организаторскую, хотя ее можно доверить и ученикам.
Темы проектов к защите их на семинарах в 11 классе
“Шкала электромагнитных излучений (от 50 Гц до 1013 Гц)”.

1.Роль магнитных полей в явлениях, происходящих в верхних слоях Солн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2857

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340