Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок по географии в 6-м классе Вулканы
Автор(ы): Филиппова Татьяна Васильевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование у учащихся представления о вулканах, как фактора проявления внутренних процессов Земли. Задачи урока: - показать особенности строения вулкана в сравнении с горами.
- на примере использования информационных источников познакомить учащихся с делением вулканов на действующие и потухшие
- опираясь на знания учащихся о внутреннем строении Земли рассмотреть механизм действия вулканов
- на основе сопоставления карт формировать умения определять районы распространения вулканов
- познакомиться с ролью вулканов в природе.
Планируемый результат: Учащиеся должны: знать/понимать определения основных понятий темы; уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм рельефа, называть отличия потухших вулканов от действующих, объяснять закономерности распространения вулканов, определять по карте географические координаты и абсолютную высоту вулканов. Основные понятия: вулканизм, вулкан, кратер вулкана, жерло вулкана, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава Ресурсы - Учебник (авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова) стр. 49-51
- Атлас стр. 14-15, 16-17
- Физическая карта полушарий
- Иллюстрации с изображением вулканов
Ход урока Этапы урока
| Содержание
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Подготовительный
| Определение целей и задач урока
| Под руководством учителя учащиеся определяю цель урока
| Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока,психологически настраивает их на восприятие материала
| Основной
| Постановка проблемы урока и ее решение:
|
|
|
| а) отличаются ли вулканы от гор? б) если бы не происходило движение земной коры, было ливозможно образование вулканов?
| Изучение рисунка 31 на стр. 49, ответы на вопросы учителя
| Учитель задает вопросы по рисунку, помогает сделать выводоб особенностях строения вулканов
|
| в) если вулкан потухший, то …
| Работа с текстом учебника, стр. 50
| Учитель приводит примеры, показывающие относительностьделения вулканов на действующие и потухшие
|
| г) работа с картами с целью выявления закономерности врасположении вулканических зон (нахождения ответа на вопрос о совпадениисейсмических зон с зонами вулканизма)
| Учащиеся, работая с картами должны сделать вывод о совпадениисейсмических зон и зон вулканизма
| Учитель помогает сформулировать вывод о совпадениисейсмических зон и зон распространения вулканов как на суше, так в океане
|
| Практическая работа: определение географических координати абсолютных высот вулканов д) знакомство с характеристикамиотдельных вулканов е) роль вулканов в природе
| По картам атласа учащиеся находят вулканы, определяютдействующие они или потухшие, их координаты и абсолютную высоту. Сообщения о вулканах (работа при подготовке к уроку) Работа с текстом, стр. 51
| Учитель проверяет правильность выполнения работы Помощь в выборе источников информации (работа приподготовке к уроку) Подготовка вопросов для учащихся, рассказ учителя о роливулканов в природе.
| Заключительный
| Ответы на вопросы, позволяющие определить степень усвоенияматериала Домашнее задание: §19, подготовить сообщение «Вулканы и гейзеры» (для желающих)
| Ответы на вопросы
| Вопросы учителя
| Конспект урока Когда вулканы молчат, о них забывают. Индонезийская пословица. Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о вулканах, о том, где и почему образуются вулканы, чем они отличаются от гор, какую роль играют вулканы в природе. (На доске иллюстрации или слайды с изображением вулканов). Отличаются ли вулканы от гор? Ученик: В отличие от гор, на вершине вулкана имеется кратер, которым заканчивается жерло (работа с терминами: кратер (от греч. krater- большая чаша) – углубление на вершине вулкана, жерло – канал, по которому магма из очага поднимается к кратеру) Учитель: Чаще вулканы имеют форму конуса, но могут быть и площадными в виде щитов или трещинными. Конус вулкана имеет слоистое строение. Как выдумаете, почему? Ученик: магма, поднимающаяся из земных глубин, застывает, превращаясь в лаву. При следующем извержении накладывается новый слой лавы и, таким образом, происходит нарастание конуса. (Работа с терминами: магма – (греч. magma – густая мазь)- расплавленная масса, образующая в глубинных зонах Земли), лава – итал. lava – раскаленная масса, изливающаяся на поверхность Земли). Учитель: Через жерло вулкана на земную поверхность из недр выносятся продукты извержения: расплавленная лава, пепел, бомбы и обломки пород, газы. Под каждым вулканом располагается крупная, объемом в несколько кубических километров камера, заполненная магматическим расплавом – магматический очаг (магматическая камера). У вулкана Ключевская Сопка на полуострове Камчатка такая камера находится на глубине 70-75 км, а у Везувия на глубине – до 4-5 км. Расплавленная магма насыщена большим количеством газов, основной объем (свыше 90%) которых представлен парами воды, углекислым газом, азотом, кислородом и другими веществами. Под давлением вышележащих толщ горных пород магматический расплав пребывает в устойчивом равновесном состоянии, но в какой- то момент это равновесие нарушается. Давление в очаге магмы нарастает, разрушается свод магматической камеры. При этом газ вырывается на дневную поверхность и происходит взрыв. Газ увлекает за собой магму, которая устремляется по жерлу и выбрасывается через кратер, в одних случаях распыляясь в атмосфере тучами пепла с бомбами, а в других изливаясь по склонам потоками раскаленной лавы. Если не происходили бы движения в земной коре, могли бы образовываться вулканы? Ученик: При движении земной коры магма по трещинам может подниматься ближе к земной поверхности, образовывать очаги магмы (магматические камеры), при нарастании давления в которых ведет к извержению вулканов. Учитель: Для обозначения вулканов на картах существуют условные знаки. Ученик: По условным знакам можно определить вулканы действующие и вулканы потухшие. Учитель: Используя текст учебника, объясните отличия вулкана действующего от вулкана потухшего. Ученик: Вулканы, об извержении которых есть упоминания в литературе или которые извергаются в настоящее время - вулканы действующие, об извержении которых нет упоминаний –вулканы потухшие. Учитель:деление вулканов на действующие и потухшие является относительным. (Можно заслушать сообщение ученика). Примером может служить вулкан Мон - Пеле (Монтань – Пеле), находящийся на острове Мартиника в группе Малых Антильских островов. Этот вулкан издавна считался потухшим, но в 1902 году, после нескольких подземных толчков взорвался. Из вершины вулкана вырвалась клубящаяся туча жгучих газов, которая огненным смерчем обрушилась на близлежащий город Сен-Пьер и омывающую его бухту. В одно мгновение городские кварталы были испепелены, морские воды вскипели, семнадцать кораблей, находившихся в бухте, сгорели. К неожиданным извержениям можно отнести извержения в 1912 году вулканов Катмай на Аляске и в 1956 году в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.18 | Просмотров: 1760
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|