Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по географии в 6-м классе Вулканы - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок по географии в 6-м классе Вулканы


Автор(ы): Филиппова Татьяна Васильевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование у учащихся представления о вулканах, как фактора проявления внутренних процессов Земли.
Задачи урока:
  • показать особенности строения вулкана в сравнении с горами.
  • на примере использования информационных источников познакомить учащихся с делением вулканов на действующие и потухшие
  • опираясь на знания учащихся о внутреннем строении Земли рассмотреть механизм действия вулканов
  • на основе сопоставления карт формировать умения определять районы распространения вулканов
  • познакомиться с ролью вулканов в природе.
Планируемый результат: Учащиеся должны: знать/понимать определения основных понятий темы; уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм рельефа, называть отличия потухших вулканов от действующих, объяснять закономерности распространения вулканов, определять по карте географические координаты и абсолютную высоту вулканов.
Основные понятия: вулканизм, вулкан, кратер вулкана, жерло вулкана, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава
Ресурсы
  • Учебник (авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова) стр. 49-51
  • Атлас стр. 14-15, 16-17
  • Физическая карта полушарий
  • Иллюстрации с изображением вулканов
Ход урока
Этапы урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовительный
Определение целей и задач урока
Под руководством учителя учащиеся определяю цель урока
Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока,психологически настраивает их на восприятие материала
Основной
Постановка проблемы урока и ее решение:



а) отличаются ли вулканы от гор?
б) если бы не происходило движение земной коры, было ливозможно образование вулканов?
Изучение рисунка 31 на стр. 49, ответы на вопросы учителя
Учитель задает вопросы по рисунку, помогает сделать выводоб особенностях строения вулканов

в) если вулкан потухший, то …
Работа с текстом учебника, стр. 50
Учитель приводит примеры, показывающие относительностьделения вулканов на действующие и потухшие

г) работа с картами с целью выявления закономерности врасположении вулканических зон (нахождения ответа на вопрос о совпадениисейсмических зон с зонами вулканизма)
Учащиеся, работая с картами должны сделать вывод о совпадениисейсмических зон и зон вулканизма
Учитель помогает сформулировать вывод о совпадениисейсмических зон и зон распространения вулканов как на суше, так в океане

Практическая работа: определение географических координати абсолютных высот вулканов
д) знакомство с характеристикамиотдельных вулканов
е) роль вулканов в природе
По картам атласа учащиеся находят вулканы, определяютдействующие они или потухшие, их координаты и абсолютную высоту.
Сообщения о вулканах (работа при подготовке к уроку)
Работа с текстом, стр. 51
Учитель проверяет правильность выполнения работы
Помощь в выборе источников информации (работа приподготовке к уроку)
Подготовка вопросов для учащихся, рассказ учителя о роливулканов в природе.
Заключительный
Ответы на вопросы, позволяющие определить степень усвоенияматериала
Домашнее задание:
§19, подготовить сообщение «Вулканы и гейзеры» (для желающих)
Ответы на вопросы
Вопросы учителя
Конспект урока
Когда вулканы молчат,
о них забывают.
Индонезийская пословица.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о вулканах, о том, где и почему образуются вулканы, чем они отличаются от гор, какую роль играют вулканы в природе.
(На доске иллюстрации или слайды с изображением вулканов).
Отличаются ли вулканы от гор?
Ученик: В отличие от гор, на вершине вулкана имеется кратер, которым заканчивается жерло (работа с терминами: кратер (от греч. krater- большая чаша) – углубление на вершине вулкана, жерло – канал, по которому магма из очага поднимается к кратеру)
Учитель: Чаще вулканы имеют форму конуса, но могут быть и площадными в виде щитов или трещинными.
Конус вулкана имеет слоистое строение. Как выдумаете, почему?
Ученик: магма, поднимающаяся из земных глубин, застывает, превращаясь в лаву. При следующем извержении накладывается новый слой лавы и, таким образом, происходит нарастание конуса.
(Работа с терминами: магма – (греч. magma – густая мазь)- расплавленная масса, образующая в глубинных зонах Земли), лава – итал. lava – раскаленная масса, изливающаяся на поверхность Земли).
Учитель: Через жерло вулкана на земную поверхность из недр выносятся продукты извержения: расплавленная лава, пепел, бомбы и обломки пород, газы. Под каждым вулканом располагается крупная, объемом в несколько кубических километров камера, заполненная магматическим расплавом – магматический очаг (магматическая камера). У вулкана Ключевская Сопка на полуострове Камчатка такая камера находится на глубине 70-75 км, а у Везувия на глубине – до 4-5 км.
Расплавленная магма насыщена большим количеством газов, основной объем (свыше 90%) которых представлен парами воды, углекислым газом, азотом, кислородом и другими веществами.
Под давлением вышележащих толщ горных пород магматический расплав пребывает в устойчивом равновесном состоянии, но в какой- то момент это равновесие нарушается. Давление в очаге магмы нарастает, разрушается свод магматической камеры. При этом газ вырывается на дневную поверхность и происходит взрыв. Газ увлекает за собой магму, которая устремляется по жерлу и выбрасывается через кратер, в одних случаях распыляясь в атмосфере тучами пепла с бомбами, а в других изливаясь по склонам потоками раскаленной лавы.
Если не происходили бы движения в земной коре, могли бы образовываться вулканы?
Ученик: При движении земной коры магма по трещинам может подниматься ближе к земной поверхности, образовывать очаги магмы (магматические камеры), при нарастании давления в которых ведет к извержению вулканов.
Учитель: Для обозначения вулканов на картах существуют условные знаки.
Ученик: По условным знакам можно определить вулканы действующие и вулканы потухшие.
Учитель: Используя текст учебника, объясните отличия вулкана действующего от вулкана потухшего.
Ученик: Вулканы, об извержении которых есть упоминания в литературе или которые извергаются в настоящее время - вулканы действующие, об извержении которых нет упоминаний –вулканы потухшие.
Учитель:деление вулканов на действующие и потухшие является относительным.
(Можно заслушать сообщение ученика). Примером может служить вулкан Мон - Пеле (Монтань – Пеле), находящийся на острове Мартиника в группе Малых Антильских островов. Этот вулкан издавна считался потухшим, но в 1902 году, после нескольких подземных толчков взорвался. Из вершины вулкана вырвалась клубящаяся туча жгучих газов, которая огненным смерчем обрушилась на близлежащий город Сен-Пьер и омывающую его бухту. В одно мгновение городские кварталы были испепелены, морские воды вскипели, семнадцать кораблей, находившихся в бухте, сгорели.
К неожиданным извержениям можно отнести извержения в 1912 году вулканов Катмай на Аляске и в 1956 году в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.18 | Просмотров: 1760

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340