Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект открытого урока в 11-м классе на тему Судьба, принесенная в жертву... (анализ рассказа А.И. Солженицына Матренин двор)
Автор(ы): Суркова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - продолжить знакомство с фактами биографии писателя;
- учить анализу прочитанного рассказа;
- подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;
- развивать навыки целостного анализа;
- воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям.
Эпиграфы: 1. Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу. А.И.Солженицын 2. …Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права… С.Залыгин Оборудование: презентация. Ход урока – Обратите внимание на портрет писателя, имя которого долгое время было известно лишь узкому кругу людей, а творчество было под запретом. И только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране, это имя по праву заняло своё место в истории русской литературы. – Прочитайте первый эпиграф: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”. Выпишите ключевые словосочетания. – Посмотрите, какие словосочетания были выписаны мною. Совпадают ли они с вашими? – Считаю, что следующее высказывание С.Залыгина можно взять вторым эпиграфом, так как на самом деле “…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…” – Запишите эпиграфы в тетрадь. – Как вы уже знаете из предыдущих уроков, Солженицын написал очень много замечательных произведений. Но сегодня на уроке нас интересуют его рассказы. Назовите известные вам рассказы Солженицына. (Проводится литературный аукцион) – “Матрёнин двор” (1963), “Случай на станции Кочетовка” (1963), “Захар-Калита” (1966), “Крохотки” (1966) – эти рассказы появились на исходе хрущёвской “оттепели”, в преддверии периода застоя. В наследии великого писателя они остаются классикой. С одной стороны, классикой “лагерной прозы”, а с другой – классикой прозы “деревенской”. – О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ талантлив”, “рассказ правдив”, – отмечалось в критике. – Вот поэтому вы дома будете писать рецензию именно на этот рассказ. А поможет вам материал сегодняшнего урока. (Запись домашнего задания: написать рецензию на рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор”) – Обратите внимание на план анализа рассказа “Матрёнин двор”. Запишите его в тетрадь. План История создания произведения. Жанр. Композиция. Образная система. Тема. Язык героев. Связь с публицистикой. (Статья Солженицына “Жить не по лжи!”) – Те сведения, тот фактический материал, который вы сейчас услышите, может быть использован вами для вступления к сочинению. (Сообщение.) – Да, рассказ “Матрёнин двор” – произведение автобиографическое и достоверное. Это рассказ Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана. – В. Астафьев назвал это произведение “вершиной русской новеллистики”. Сам же Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, “для художественного удовольствия”. Александр Исаевич писал: “В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя”. – В рассказе “Матрёнин двор” все грани отточены с блеском, и я думаю, что встреча с этим произведением стала большим наслаждением для вас. – Мы знаем, что в основе любого рассказа обычно случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. – Вы самостоятельно прочитали данное произведение. Что же собой представляет его композиция? – Как вы уже заметили, Солженицын разделил свой рассказ на 3 части, обозначив тем самым обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини. И мы постараемся с вами по крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям, к скупым признаниям самой Матрёны, составить полный рассказ о нелёгком жизненном пути героини, то есть “Судьбе, принесённой в жертву”, будет и посвящена основная часть нашей работы. А помогут нам ваши сообщения, которые вы готовили заранее. – 1 сообщение. Матрена в восприятии рассказчика. – Что же изображает Солженицын в 1 части рассказа? – Здесь звучит не только осуждающий власть, а и горестный, сострадательный голос писателя. (Обращение к первому эпиграфу) Слышу боль. – Если в 1 части рассказа всё повествование о Матрёне дано через восприятие рассказчика, то во второй – героиня сама рассказывает о себе, о своём прошлом, вспоминает молодость, любовь. Эта часть очень тесно связана с заключительной, третьей. Поэтому я предлагаю выслушать подряд два сообщения, подготовленные на их основе, а затем продолжить обсуждение. – Почему же они такие разные – Фаддей и Матрёна? – В рассказе нет явной антитезы, но мы замечаем, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев. – А каково отношение к Матрёне людей? (Совершенно разное) – Почему? (Потому что все поступки и помыслы Матрёны как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим). – А кому именно? Зачитайте. – Но такая чудная Матрёна хоть и немногим, но была дорога. Кому именно? – А каково отношение к героине самого автора? – Есть ли что-то общее в характере и поведении героини и её постояльца? – Я надеюсь, что вы поняли то, что образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему. – В чём же состоит особенность этого рассказа? – А чем достигается его впечатляющая сила? – Какова же главная тема рассказа? – В самом деле: пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою “лучезарную улыбку”… Какие же душевные си...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.18 | Просмотров: 2346
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|