Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект открытого урока по литературе Сказки Салтыкова-Щедрина
Автор(ы): Михайлова Татьяна Вениаминовна, преподаватель литературы, МХК
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский Цель урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, словарная работа над литературными терминами, развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность и в наши дни. Оформление: Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, выставка изданий произведений писателя, на доске эпиграф. Предварительное домашнее задание: 1. Прочитать сказки “Вяленая вобла”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”. 2. Подобрать синонимы и антонимы к слову “премудрый”, объяснить смысл названия сказки “Премудрый пискарь”. 3. Выделить в сказке “Дикий помещик” сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы и поговорки. 4. Выделить в сказке “Вяленая вобла” 1–2 приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали. Ход урока 1. Орг. момент. Сообщение темы. 2. Давайте подумаем, что мы уже знаем о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему) 3. На основе ответов составляем таблицу ЗХУ, которую заполняем на протяжении всего урока. (Первые две колонки заполняются сразу) Что уже знаем | Что хотим знать | Что мы узнали | | | | | | | | | | | | | 4. Вступительное слово учителя. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г. Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”. М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. 5. Работа над литературными терминами. САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического. ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение. 6. Работа над сказками проводится по рядам. Первый ряд работает над сказкой “Вяленая вобла” 1884 год. Раскрыть следующие вопросы: – История создания (Сказка была написана для февральского журнала “Отечественные записки”, 1884 г., но изъята по требованию цензуры. Писатель трижды пытался напечатать сказку в России, но безуспешно. И лишь в 1906 году удалось ее напечатать в смягченной редакции под заглавие “Мала рыбка, а лучше большого таракана”) – Краткий пересказ. – Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили чувств, мыслей, совести. “Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет!) – Какие пороки современности высмеивает сатирик в этой сказке? (Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс “вяления”, омертвения и опошления душ показывает сатирик. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, “жить”, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.) Второй ряд работает над сказкой “Дикий помещик” 1869 год. Раскрыть следующие вопросы: – Краткий пересказ. – Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками? (Типичные сказочные зачины: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло...”; характерные для народной речи обороты: “думал-думал”, “сказано-сделано”; постоянные эпитеты: “туча черная”, “тело белое”; троекратные повторения, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат; сказочные персонажи – Медведь Михаило Иванович) – Какие пороки обличает писатель? О чем сетует? (Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.) – Выписать из текста сказки примеры: иронии, гиперболы, гротеска. Третий ряд работает над сказкой “Премудрый пискарь”, 1883 год. Раскрыть следующие вопросы: – История созд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.19 | Просмотров: 3640
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|