Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект открытого урока по литературе Сказки Салтыкова-Щедрина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект открытого урока по литературе Сказки Салтыкова-Щедрина


Автор(ы): Михайлова Татьяна Вениаминовна, преподаватель литературы, МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Эпиграф к уроку:
Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.
А.В.Луначарский
Цель урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, словарная работа над литературными терминами, развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность и в наши дни.
Оформление: Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, выставка изданий произведений писателя, на доске эпиграф.
Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать сказки “Вяленая вобла”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.
2. Подобрать синонимы и антонимы к слову “премудрый”, объяснить смысл названия сказки “Премудрый пискарь”.
3. Выделить в сказке “Дикий помещик” сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы и поговорки.
4. Выделить в сказке “Вяленая вобла” 1–2 приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали.
Ход урока
1. Орг. момент. Сообщение темы.
2. Давайте подумаем, что мы уже знаем о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему)

3. На основе ответов составляем таблицу ЗХУ, которую заполняем на протяжении всего урока. (Первые две колонки заполняются сразу)

Что уже знаем Что хотим знать Что мы узнали
4. Вступительное слово учителя.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.
М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
5. Работа над литературными терминами.
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
6. Работа над сказками проводится по рядам.
Первый ряд работает над сказкой “Вяленая вобла” 1884 год. Раскрыть следующие вопросы:
– История создания
(Сказка была написана для февральского журнала “Отечественные записки”, 1884 г., но изъята по требованию цензуры. Писатель трижды пытался напечатать сказку в России, но безуспешно. И лишь в 1906 году удалось ее напечатать в смягченной редакции под заглавие “Мала рыбка, а лучше большого таракана”)
– Краткий пересказ.
– Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?
(Умна, что вовремя провялили, лишили чувств, мыслей, совести. “Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет!)
– Какие пороки современности высмеивает сатирик в этой сказке? (Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс “вяления”, омертвения и опошления душ показывает сатирик. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, “жить”, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.)
Второй ряд работает над сказкой “Дикий помещик” 1869 год. Раскрыть следующие вопросы:
– Краткий пересказ.
– Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками?
(Типичные сказочные зачины: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло...”; характерные для народной речи обороты: “думал-думал”, “сказано-сделано”; постоянные эпитеты: “туча черная”, “тело белое”; троекратные повторения, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат; сказочные персонажи – Медведь Михаило Иванович)
– Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?
(Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.)
– Выписать из текста сказки примеры: иронии, гиперболы, гротеска.
Третий ряд работает над сказкой “Премудрый пискарь”, 1883 год.
Раскрыть следующие вопросы:
– История созд...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.19 | Просмотров: 3640

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340