Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Музей – это я - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Музей – это я


Автор(ы): Воронкова Марина Игоревна, учитель русского языка и литературы; Коннычева Ольга Вячеславовна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В будущее мы входим,
оглядываясь на прошлое
П. Валерии
Народ без своей истории перестает быть единым эпосом, он обречен на деградацию, будущее его бесперспективно, поэтому обращение к прошлому является важным делом школьной практики. Основой гуманитарного образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» является познание человека как существа мыслящего и деятельного, а, следовательно, изучение произведений мысли и духа человека, выраженных в памятниках культуры, истории, литературы (фольклора), искусства и языка.
В школе более 20 лет работает музей культурного достояния предков «Наследие», который является центром гуманитарного образования. Его основной фонд составляют разделы:
  • хозяйственный двор (орудия труда крестьян),
  • промыслы (охотничьи принадлежности, рыболовные снасти),
  • кухня Илимских крестьян (кухонная утварь, сибирские традиционные блюда),
  • зал детского прикладного творчества (работы учеников школы, в которых воссозданы старинные приемы декоративно – прикладного творчества).
В экспозициях музея представлены предметы семейно-бытовой культуры жителей Приангарья XIX - начала XX веков, имеющие художественную ценность. Каждый посетитель музея, едва переступив его порог, может ощутить колорит крестьянской жизни, увидеть русскую печь, деревянную кровать, сундук, этажерку, настенные часы и картины, вышитые гладью и крестиком и т.д. В этом музее представлены экспозиции, которые касаются истории края: «Илимский острог», «Сибирь – место каторги и ссылки», «Орудия труда и предметы быта Илимских крестьян», «Промыслы Илимских жителей», «Традиции жителей Приилимья», «Илимск – уездный город», которые с достаточной полнотой и глубиной раскрывают жизнь наших предков.
Усть-Илимск находится далеко от значительных культурных центров страны, а детям необходимо непосредственное общение с культурой, поэтому живое погружение в нее организуется через поисково-краеведческую, исследовательскую и художественно-эстетическую деятельности. Являясь сотрудниками музея, учащиеся могут реализовать себя по следующим направлениям:
  • в научно-исследовательской работе,
  • в работе по пополнению и дальнейшему развитию музея,
  • в организации учета и хранения существующих фондов,
  • в проведении экскурсий по экспозициям музея,
  • в организации встреч со знаменитыми людьми,
  • в обмене опытом с активами других школьных музеев,
  • в создании экспозиций,
  • в сборе материалов для отдельных разделов,
  • в организации конкурсов на лучший макет, фотографию, рисунок, стихотворение по теме экспозиции.
Успех любого дела во многом зависит от его организации. На базе музея работает Совет музея, клуб «Сибиряк». Задачи музея: установление тесного сотрудничества с классными коллективами, городским краеведческим музеем, вовлечение школьников в краеведческую работу (проведение экскурсий для учеников школ города). Председатель Совета музея подготавливает план работы, создает экспозиции, организует походы, экскурсии, составляет график дежурства в музее. Главный хранитель фондов ведет учет и хранение музейных коллекций, инвентаризационную книгу, составляет картотеку. Секретарь работает с документацией.
Поисково-краеведческой деятельностью занимается клуб «Сибиряк», где происходит знакомство учащихся с краеведением, его методами и приемами, а также с формами самостоятельной исследовательской работы по изучению родного края. Клуб позволяет воспитывать уважение к родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Главная задача юных краеведов состоит в сборе исторического, культурно-бытового и фольклорного материала о коренном населении региона. Учащимися школы, студентами и преподавателями исторического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета были организованы поисково-краеведческие экспедиции в села Кеуль и Ёдарма Илимского района. Из зоны затопления Богучанской ГЭС вывезены предметы быта Илимских жителей: самовары, утюги, берестяные туеса, рушники, посуда, орудия труда: ткацкий станок, рыболовные снасти, конная упряжь, топоры, охотничьи принадлежности и т.д. Это обогатило представление школьников об этнографии родного края, а музей пополнился новыми экспонатами. Участники экспедиции познакомились с фольклорным ансамблем старейших кеульских жителей, записали частушки, обрядовые песни, научились играть в такие игры, как «Выжигало», «Лапта». Ребятам удалось посмотреть культовый обряд «Похороны», выяснить наиболее популярные христианские праздники.
В экспедиции в село Паново Красноярского края краеведы не только собирали экспонаты, но и выясняли у старожилов технологические процессы изготовления орудий труда, предметов быта, способы и приемы их обработки, отделки, то есть изучали профессиональный трудовой опыт предшествующих поклонений. Это повысило уровень участия и активности учеников и учителей в поисково-краеведческих экспедициях, вовлеченность материалов школьного музея в учебно-воспитательный процесс, уровень знаний учениками истории, культуры, культурных традиций Приангарья и Илимского края, знаний детьми календарных, семейно-бытовых и обрядовых произведений в соответствии с годовым и общим циклом человека. Главным результатом экспедиций стали неизгладимые впечатления ребят о коренном сибиряке – хозяине, труженике, который обладает народными знаниями, практическими умениями охотника, рыболова, скотовода и земледельца.
Материалы, собранные школьными краеведами во время этнографических экспедиций, а также опыт работы школьного музея культурного достояния предков «Наследие» опубликованы в серии книг «Школа сибирской тайги»:
  • «История земли Илимской»:
    • Пушкарев В.В. История земли Илимской (программа и сборник статей).
    • Терентьева А.П. Проект «Берега Памяти: Творчество и выражение».
    • Ращупкина Л.П. Гуманитаризация учебно-воспитательного процесса посредством усиления историко-культурного образования и поисково-краеведческой работы.
    • Ращупкина Л.П. Клуб общения «Сибиряк» как форма краеведческой работы в школе.
    • Фролова Т.М. Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников.
    • Колесникова В.Р. Музей культурного достояния предков «Наследие» (сибирский фольклор).
  • «Дайджест программ гражданско-патриотического воспитания»:
    • История земли Илимской (адаптированная программа «Историческое краеведение»).
    • Музей культурного достояния предков «Наследие» (тематическое планирование).
    • Клуб «Сибирячок» (программа деятельности творческого объединения).
  • «В мир поиска»:
    • Ращупкина Л.П. «Пути поддержки одаренных детей».
    • Ведение научно-исследовательской работы (методические рекомендации).
  • «Азбука начинающего богача»:
    • Терентьева А.П. «Образовательно-предпринимательская деятельность в общеобразовательной школе».
    • Ращупкина Л.П. «Положение об ученическом предприятии «Школьное экскурсионное бюро «Молодые ветра».
Школьники и педагоги участвуют в мероприятиях разного уровня:
  • ежегодных городских конференциях старшеклассников «За страницами твоего учебника» (дипломы I, II, III степени),
  • областном слете юных краеведов в городе Ангарске (диплом участника слета, 2000 год),
  • областном историко-краеведческом конкурсе «Моя малая Родина» (диплом II степени, 2001 год),
  • областном фестивале «Сияние России» (диплом участника, 2002 год),
  • областной научно-практической конференции «Духовное возрождение молодежи – основа будущего России» (диплом участника, 2002 год),
  • областном конкурсе «Моя малая родина», посвященном 240-летию города Иркутска (диплом II степени, 2003),
  • областном смотре-конкурсе школьных музеев учебных заведений Иркутской области (диплом I степени, 2004 год).
Ежегодно в средствах массовой информации публикуются статьи членов клуба «Сибиряк». Осенью 2007 года в газете «Усть-Илимская правда» в разделе «Для себя и потомков» напечатана статья «В нас теплится еще надежда» о проблеме строительства Богучанской ГЭС. Группой младших школьников клуба «Сибирячок» музея «Наследие» организована акция «Письмо Президенту», цель акции – разработка мер по сохранению культурного, материального и духовного наследия народа, которое «уйдет под воду» в результате строительства гидроэлектростанции.
Знакомство с культурным достоянием предков осуществляется через проведение сотрудниками ученического предприятия «Школьное экскурсионное бюро «Молодые ветра» экскурсий. Экскурсионное бюро организует культурный досуг школьников, развивает интерес к изучению истории, прививает любовь к родному краю, городу, его людям, достопримечательностям. Его сотрудники разрабатывают и проводят экскурсии для учащихся, жителей и гостей Усть-Илимска. Нередко, увидев в экспозиции музея хорошо знакомый предмет, посетители удивляются, зачем эта вещь попала в музей, что в ней необычного, почему ее так внимательно рассматривают? Точно такая же вещь может быть и дома, и никому не приходит в голову любоваться ею как чем-то особенным, диковинным, и только из пояснений экскурсовода узнают, что эта вещь, этот экспонат, этот музейный предмет имеет прямое отношение к конкретному явлению. И посетители уже другими глазами смотрят на экспонируемую вещь, по-другому воспринимают ее, потому что она была частицей какого-либо события и хранит память о нем. В течение года проводится более 50 экскурсий, о которых посетители оставляют такие отзывы: «Нет слов – одолевают чувства. Очень тронут юными экскурсоводами, их знаниями своей истории, желанием посвятить свою дальнейшую жизнь изучению истории родного края». Также сотрудники Бюро организуют и проводят тематические беседы по темам «Ах, эта свадьба», «Рождество Христово», «Детский фольклор», «Илимские обычаи», «Забытые игры», «Занятия крестьян Приангарья» (работа с кожей, берестой, резьба по дереву, вышивка).
Экскурсионное бюро «Молодые ветра» способствует социально-трудовой адаптации учащихся, повышению профессионального мастерства и конкурентноспособности выпускников. В структуре экскурсионного бюро есть адиминистративно-плановый отдел (занимается распределением функциональных обязанностей сотрудников), производственный отдел (координирует и организует работу по оказанию услуг), финансово-экономический отдел (ведет учет и контроль над выполнением бизнес плана, несет ответственность за управление финансовыми средствами). Доход, полученный от экскурсионной деятельности Бюро, расходуется на оплату труда экскурсоводов, реинвестируется на развитие предприятия. Учащиеся постигают азы образовательно-предпринимательской деятельности, проходят процесс адаптации к современным условиям рыночной экономики. Учатся сами строить производственные отношения, рекламировать свою деятельность, вести финансовые расчеты. Советниками ребят являются учителя истории школы. В сферу деятельности экскурсионного бюро «Молодые ветра» входят и другие школьные музеи: Зал Боевой Славы, музей истории школы, музей под открытым небом «Аллея народной славы», музей истории города Усть-Илимска, музей детского прикладного творчества и экологический музей.
С музеем культурного достояния предков «Наследие» тесно сотрудничает научное общество учащихся «Факел», занимающееся научно- исследовательской деятельностью, результатом которой являются работы: «В старину едали деды», «Русский костюм», «Сибирский говорок», «Береста заговорила». Ученическое предприятие тесно сотрудничает с ученическими предприятиями школы: «Детский дом моделей», «Златовласка», «Хозяюшка», «Школа народных ремесел». Ученическое предприятие «Детский дом моделей» шьет русские народные костюмы по эскизам, привезенным из экспедиций. Сотрудники мини-предприятия создают модели, в которых просматриваются илимские мотивы. Прически, стилизованные под старину, создаются руками юных парикмахеров минипредприятия «Златовласка». Знакомство с сибирским разносольем происходит в школьном кафе «Хозяюшка», где можно отведать блюда по рецептам илимских старожилов. В мини-предприятии «Школа народных ремесел» учащиеся создают туеса, шкатулки, картины, панно, лоскутные одеяла, различную бижутерию в современном стиле в традициях народного искусства.
Традиционные школьные музеи по своей сути являются архивно-этнографическим...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1437

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340