Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему Есть женщины в русских селеньях (по поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо)
Автор(ы): Сафинская Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. А. Некрасов Цели урока: - Раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
- Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
- Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.
Ход урока I. Организация начала урока: приветствие, определение отсутствующих; сообщение темы, раскрытие общей цели урока. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н. А Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие? Урок мы построим следующим образом: сначала традиционная л/в разминка, затем повторение ранее изученного материала, после перейдем к рассмотрению 3-й части поэмы “Крестьянка”. II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала как подготовка для освоения нового). 1. Литературоведческая разминка. (дайте определение л/в терминам) Реализм -…. Народность -… Поэма -… Эпопея -… Тема -… Идея -… Троп -… | Теория литературы: знать и уметь оперировать основными л/в терминами | 2. “Адресный вопрос” “Адресный вопрос” как проверка д/з (работа в парах). III. Изучение нового в соответствии с заявленной темой урока. 1. Вступительное слово учителя (Подготовка уч-ся к диалогу – обсуждению) У: В каком году рассчитывай. В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. У: Для чего? Чтобы узнать: Кому живется весело, Вольготно на Руси…, 2. Беседа на основе прочитанного. * У: Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX). У: Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. ) У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив. У: Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам? Помещик, чиновник, поп, Купчина толстопузый, Вельможный боярин, Министр государев, царь… У: Но оказывается (по мере их продвижения все дальше и дальше) трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже. Эгей, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями. У: И мужики приходят к выводу: Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину Другим по мужику…… У: Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого. Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь – Колом ее оттудова Не выбьешь. И они решают не искать Чиновника, купца, министра, Царя (“еще допустят ли нас, мужиченков, царь?”) а… Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб! Указывают им на Счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”. 3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”) Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы) У: Что еще вы узнали о судьбе героини из текста поэмы? Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини? У: Теперь, давайте попробуем охарактеризовать Матрену Тимофеевну. На доске выписаны основные качества ее характера. Подтвердите это текстом. На доске ИВС€ | внешняя красота | Эпитеты | трудолюбивая | Сравнения | решительная | Метафоры | волевая | | самостоятельная | | сильная духом | | умная | | талантливая | У: Но Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (выступление творческой группы с сообщением о речи Матрены Тимофеевны) Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники. У: Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.20 | Просмотров: 4062
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|