Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему Есть женщины в русских селеньях (по поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему Есть женщины в русских селеньях (по поэме Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо)


Автор(ы): Сафинская Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов
Цели урока:
  1. Раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
  2. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
  3. Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.
Ход урока
I. Организация начала урока: приветствие, определение отсутствующих; сообщение темы, раскрытие общей цели урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н. А Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?
Урок мы построим следующим образом: сначала традиционная л/в разминка, затем повторение ранее изученного материала, после перейдем к рассмотрению 3-й части поэмы “Крестьянка”.
II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала как подготовка для освоения нового).
1. Литературоведческая разминка.
(дайте определение л/в терминам)
Реализм -…. Народность -…
Поэма -…
Эпопея -…
Тема -…
Идея -…
Троп -…
Теория литературы: знать и уметь оперировать основными л/в терминами
2. “Адресный вопрос”
“Адресный вопрос” как проверка д/з (работа в парах).
III. Изучение нового в соответствии с заявленной темой урока.
1. Вступительное слово учителя (Подготовка уч-ся к диалогу – обсуждению)
У:
В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
У: Для чего?
Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,
2. Беседа на основе прочитанного.
* У: Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).
У: Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. )
У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.
У: Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?
Помещик, чиновник, поп,
Купчина толстопузый,
Вельможный боярин,
Министр государев, царь…
У: Но оказывается (по мере их продвижения все дальше и дальше) трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.
Эгей, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.
У: И мужики приходят к выводу:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину
Другим по мужику……
У: Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь.
И они решают не искать
Чиновника, купца, министра,
Царя (“еще допустят ли нас, мужиченков, царь?”) а…
Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Указывают им на Счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.
3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)
Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)
У: Что еще вы узнали о судьбе героини из текста поэмы?
Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?
У: Теперь, давайте попробуем охарактеризовать Матрену Тимофеевну.
На доске выписаны основные качества ее характера. Подтвердите это текстом.
На доске
ИВС€ внешняя красота
Эпитеты трудолюбивая
Сравнения решительная
Метафоры волевая
самостоятельная
сильная духом
умная
талантливая
У: Но Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина
(выступление творческой группы с сообщением о речи Матрены Тимофеевны)
Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька.
Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.
У: Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.20 | Просмотров: 4062

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340