Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока в 11-м классе по изучению биографии М.И. Цветаевой. Трагичность судьбы, определенная трагичностью эпохи, – безвременьем (Б.Пастернак)
Автор(ы): Потёмкина Наталья Александровна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: исследование. Материалы для исследования: воспоминания современников, стихи, статьи М.И.Цветаевой “Поэт и время”, “Поэты с историей и поэты без истории”, сообщения учащихся. Виды работы: индивидуальная, групповая, коллективная. Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа и сопоставления, сообщения учащихся, просмотр видеоматериалов, работа с критической статьёй, заполнение таблицы (рабочей карточки ученика), чтение наизусть, работа с портретами поэта и воспоминаниями современников. Ход урока Вступительное слово учителя. Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и помним, любовь к которому теперь навеки укрепилась, а когда-то была запрещена, преследовалась, не понималась. Сегодня мы попытаемся понять судьбу и сложнейший поэтический мир М.И.Цветаевой. Вам предстоит проделать исследовательскую работу, в ходе которой вы заполните таблицы, лежащие у вас на столах. В них указаны цели нашего исследования, прочтите их. После заполнения таблицы вы должны будете ответить на логическое задание, озвучьте его. Вы уже видели моноспектакль, посвящённый юбилею М.И.Цветаевой. Скажите, каким человеком и поэтом предстала перед вами она? Ваше первое впечатление? (ответы учащихся) Посмотрим, изменится или укрепится ваше первое впечатление о М.И.Цветаевой в конце урока. Предлагаю вам прослушать несколько отрывков из стихотворений разных лет М.И.Цветаевой и подумать, что объединяет все эти стихотворения? Звучат отрывки из стихотворений “Молитва”, 1909 г.; “Идёшь, на меня похожий…”,1913 г.; “Уж сколько их упало в эту бездну…”, 1913г.; “С большою нежностью, потому…”, 1915 г.; “Знаю, умру на заре!”, 1920 г. Что объединяет услышанные вами стихотворения? Какой вам кажется лирическая героиня в них? Закономерно возникает вопрос, почему в разные годы поэт М.И.Цветаева обращается к мотиву смерти? Не было ли это её мироощущением? Обратимся к портретам-фотографиям автора прозвучавших строк. Что вы можете сказать об этом человеке? Может быть, какие-то детали особенно выделяются в чертах её лица? (глаза) А теперь послушаем воспоминания современников, близких людей поэта, какой человек – Марина Цветаева предстаёт перед вами в них? (сообщения учащихся) Что вы теперь можете сказать о М.Цветаевой, рассеивается или утверждается образ трагического поэта в вашем представлении? А может быть возникает новое ощущение? (учащиеся замечают противоречивость воспоминаний современников, но трагедии, пессимизма в характере поэта не чувствуют) Почему же близкие люди рисуют столь разные портретные черты М.И.Цветаевой? С чем в своей жизни она вступала в противоречие? Послушайте стихотворение “Душа и имя”, 1911-1912 г. (противоречие внутреннее и противоречие с миром, неуспокоенность, несогласие с мирскими радостями, стремление к другим далям – вот основа характера поэта) Подберите синонимы к слову “морская” (значение имени поэта) – неземная, возвышенная, свободная… Вот какой разной, противоречивой, но в то же время устремлённой натурой предстаёт перед нами поэт Марина Цветаева. Попробуем понять истоки этого сложного характера и трагичности судьбы и творчества. Дома каждая группа уже познакомилась с некоторыми фактами биографии поэта, восстановим события её жизни. (групповая работа) 1 группа. Слушая сообщение первой группы, заполняем первую графу таблицы и думаем над вопросом, каким был мир детства М.Цветаевой? (сообщение 1 группы, учащиеся отмечают, что будущий поэт росла вне реальности, её мир – книги) Послушайте стихотворение “Книги в красном переплёте” (чтение наизусть), подумайте, какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини. (романтический, фантастический, нереальный) Добавьте в таблицу сведения о воспитании М.Цветаевой из воспоминаний А.И.Цветаевой. (видеофрагмент) В 17 лет юная Марина пишет стихотворение “Молитва”. Послушайте его, а затем поработайте с текстом, ответив на вопросы (у всех есть на столах). - Какими желаниями полна лирическая героиня этого стихотворения? Как называет она своё детство? Почему, любя свой мир, она просит о смерти в 17 лет? Да, неизвестность взрослой жизни пугает её, как пугал М.Цветаеву, вступающую в этот мир. Что ждёт её там? 2 группа. Слушая сообщение 2 группы, заполняем вторую графу таблицы. (учащиеся вписывают сведения, связанные с эмиграцией мужа и смертью младшей дочери поэта) С этим периодом связано стихотворение “Две руки, легко опущенные…”, 1920 г. Послушайте его, подумайте над вопросами: - какие чувства переполняют душу лирической героини стихотворения?
- какими качествами должна она обладать, чтобы справиться с этими чувствами?
Мужества и стойкости придётся набраться молодому поэту, потому что, кроме жизненных трагедий, её ждут трагедии творческие. (сообщение учащегося о сборниках “Вёрсты”, об отъезде Цветаевой заграницу к мужу) Помимо мужества и стойкости М.И.Цветаева обладала и другими качествами характера, которые ценила и в других людях. А вот какие это качества, попробуете определить вы, просмотрев фрагмент видеофильма. Внимательно вслушайтесь в слова стихотворения, которое будет звучать, оно поможет вам дополнить ваш ответ. (в видеофрагменте звучит стихотворение “Я с вызовом ношу его кольцо”) Какие качества человека, в данном случае мужчины, ценит М Цветаева в людях? (рыцарство, благородство, честь, смелость…) Это стихотворение перекликается и с другим, вошедшим в современное кино, как гимн этим мужским качествам, давайте послушаем его (звучит романс из кинофильма “О бедном гусаре замолвите слово” - “Генералам двенадцатого года”). Итак, верная идеалам чести, М.И.Цветаева – офицерская жена, ничего не знавшая о муже с1917 по 1921 гг., потерявшая дочь, безусловно, обладала мужеством, силой духа и ещё одним качеством, без которого человек в подобных обстоятельствах мог бы озлобиться на весь мир, на весь белый свет. А вот какое это качество, ответите вы, прослушав стихотворение из цикла “Подруга” (“Хочу у зеркала, где муть…”) (благородство, всепрощение, …) Жить ради других – смысл её жизни, сама Цветаева писала: “Нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась”. В мае 1922 г. произойдёт долгожданное соединение М.Цветаевой и её мужа за границей. Но чем встретит её русская эмиграция, какую позицию поэта и человека придётся занять Марине Ивановне? (смотрим видеофрагмент) (отстранена, одинока, отвергнута…) А.И.Цветаева сказала, что в эмиграции проявился свободолюбивый нрав её сестры. В чём же это выразилось? 3 группа. Слушая сообщение 3 группы, заполняем третью графу таблицы. М.И. не только не сдаётся, а как сказали ребята, трудится, формулируя свои позиции в поэзии, свою программу действий. Ребятам было дано задание, поработа...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.23 | Просмотров: 1661
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|