Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока в 11-м классе по роману Булгакова Мастер и Маргарита - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока в 11-м классе по роману Булгакова Мастер и Маргарита


Автор(ы): Лазарева Людмила Мухединовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: подвести учащихся к решению основного философско – нравственного вопроса об истине через название произведения и эпиграф к нему, к пониманию замысла писателя; воспитывать чувство прекрасного; развивать ассоциативно – логическое мышление.
Методические приемы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.
Оборудование: текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, репродукции картины Н. Ге “Что есть истина? Пилат и Христос”,видеокассета “Библейский сюжет в русской литературе. Ф. Достоевский “Преступление и наказание”. Воскрешение Лазаря”, фонозаписи: Ф. Лист “Грезы любви”, Вагнер “Полет Валькирий”, Фальи “Танец огня”, карточки – задания на соотнесение высказываний об истине с именами персонажей, которым они могли бы принадлежать.
Ход урока
І. АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Слово учителя: “Иисус отвечал:
Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.
Пилат сказал ему: что есть истина…”. Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.
- Как вы понимаете эти слова?
(Это слова Иисуса, обращенные к Пилату в сцене допроса ).
- А что такое истина, по вашему мнению?
(Правда, важное, неоспоримое…).
На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Так, в 1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину “Что есть истина? Пилат и Христос”. Давайте рассмотрим ее.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кто изображен на ней?
- В чем особенность расположения героев на полотне?
- Как они выглядят?
- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?
- Что, по мнению художника, есть истина?
(Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).
В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.
- Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.
(Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий …)
Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или трагически не поняты своими современниками, или признаны сумасшедшими. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”. И каждое поколение имеет своих Чацких, ищущих истину.
Подобный диалог улавливаем мы, обращаясь к классическому литературному наследию. Так, М. А. Булгаков в контексте русской жизни 30-х годов почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами и в своем многоплановом, многожанровом романе “Мастер и Маргарита” дал ответ на вопрос, в чем же заключается истина.
И сегодня цель нашего урока – рассмотреть, как через название романа и эпиграф к нему автор отвечает на главный нравственный, философский вопрос: “Что есть истина?”.
- Запишите тему урока и эпиграф.
(Эпиграф - слова из Евангелия)
- Итак, кто же из героев романа М. А. Булгакова пытается ответить на вечный вопрос об истине?
(Пилат, Мастер, Маргарита, Иван Бездомный и др. )
- Вспомните, что говорят они об истине и соотнесите строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат?
1. “Злых людей нет на свете”
2. “И настанет царство истины? Оно никогда не настанет”.
3. “Я предупредил, а там как хотите! Меня же сейчас более всего интересует Понтий Пилат…”
4. “Ах. Право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет”.
5. “… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?”
6. “Я погибаю из-за любви”.
7. “Рукописи не горят”.
8. “Правду говорить легко и приятно”.
9. “Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. Ах, это был золотой век!”
10. “Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”.
  1. Маргарита.
  2. Понтий Пилат
  3. Иешуа.
  4. Воланд.
  5. Иван Бездомный.
  6. Мастер.
Итак, многие герои пытаются решить, что есть истина, однако автор почему-то акцентирует наше внимание на двух персонажах, вынося их в название своего романа: “Мастер и Маргарита”.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с таким названием?
(Название напоминает нам такие произведения, как “Ромео и Джульетта”, “Руслан и Людмила”, “Тристан и Изольда”…Оно создано по той же модели - “он и она”. Автор сразу предупреждает, что в центре повествования будут герои-любовники, что линия любовная - центральная).
Заглавие произведения, как и эпиграф представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой, это имя произведения, манифестация его сущности.
- В чем отличие этого названия от традиционной схемы “он и она”?
(Имя героя не названо, он обобщенно назван Мастером).
- Что обозначает слово “мастер”?
(Творец, творческая личность, профессионал).
- Какая тема открывается этим первым словом в названии произведения?
(Мастер – первое слово романа, им открывается роман в целом, несмотря на то, что сам герой появляется далеко не в начале романа, и открывается тема творчества).
- Но почему Мастер безымянный? И что, по-вашему, человек без имени?
(Нет личности - она утрачена, чувства его неопределенны, действия непоследовательны, нет четкости, нет уверенности).
- Что свидетельствует о том, что герой утратил стойкость, веру, потерян? Есть ли в тексте доказательства того, что Мастер – трагическая личность?
(Боится, бессилен, сжигает роман, готов отказаться от любимой, чтобы не причинить ей вреда…)
- Что же является истиной для Мастера?
(Его роман - свидетельство его мастерства).
- Какой же теме посвящен его роман?
(Опять же основному вопросу - что есть истина?- он обращается к библейскому сюжету).
II. ВИДЕОЗАПИСЬ (включает учитель или ученик – ассистент) фрагмента фильма “Воскрешение Лазаря. Ф. Достоевский “Преступление и наказание”.
Мы говорим о романе Булгакова – а во фрагменте фильма, который мы с вами посмотрели,- речь идет о романе Достоевского. Есть ли связь?
(Достоевский обращается к библейскому сюжету, к легенде о воскрешении Лазаря и показывает долгий, трудный путь к истине главного героя – Раскольникова, к его воскрешению).
- Проведите параллель между булгаковским героем, героем легенды о Лазаре и героем романа Достоевского.
(Мастер воскресает благодаря Маргарите, Раскольников – благодаря Сонечке, герои восстанавливают душевное равновесие, приходят к гармонии с собой и с миром, воскресают).
- Что значит воскресают?
(Обретают истину, отрекаются от ложных заблуждений).
Итак. Первое слово в названии романа М. А. Булгакова дает первый ответ на вопрос: “Что есть истина?”. Истина – в творчестве.
Учитель на доске (а ученики – в тетрадях) записывает:
ТВОРЧЕСТВО
- Кто помогает мастеру в обретении истины?
(Маргарита).
- Давайте послушаем, как он говорит о первой встрече с ней.
(Подготовленный ученик наизусть рассказывает монолог Мастера о встрече с Маргаритой, звучит музыка - “Грезы любви Ф. Листа).
- Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Какая она? О чем она? Подчеркивает ли она чувства героев? Какие чувства эта мумыка вызывает у вас?
- Да, это звучала мелодия “Грезы любви” Ф. Листа.
- Давайте проанализируем этот фрагмент текста.
Примерный план лингвистического анализа эпизода.
1. Тема отрывка.
2. Лингвистический анализ художественно доминирующих элементов текста. Какие уровни языка участвуют в ф...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.23 | Просмотров: 2588

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340