Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 7-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина Безумная Евдокия»
Автор(ы): Ященко Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека… А. Алексин. “Безумная Евдокия”. Оборудование: 1. Портрет А. Г. Алексина. 2. На доске записаны: определение слова “путь” из Толкового словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: путь: - то же, что и дорога;
- место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение;
- железнодорожная колея, линия;
- путешествие, поездка;
- направление, маршрут;
- направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий.
- карточки-проблемы для групп (домашнее задание) I группа: “Родители Оленьки – наша главная примета и главная профессия” (цитатный план по теме). II группа: “Единственная неохваченная”. Путь Оленьки с классом по дороге жизни (роль курсива, художественной детали). III группа: Жизнь человека в его развитии. “Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие жизни” (выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе). IV группа: “Безумная” Евдокия. Наш путь к героине (способы создания образа). Тип урока – урок-диалог (межгрупповой диалог), форма урока – работа смешанных творческих групп (4 группы, состоящие из учащихся и их родителей). Цели урока: - анализируя повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, определить путь писателя в решении нравственных проблем современности;
- используя возможности урока-диалога творческих групп, совместную работу детей и их родителей, формировать умение учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, составлять цитатный, тезисный план, применять рабочие материалы урока для подготовки к домашнему сочинению;
- развивать речевую культуру, творческое мышление;
- формировать активную жизненную позицию.
Подготовительный этап. “Большая” команда выбирает лидера (группы уже сформированы с начала года) из числа учеников или родителей, который организует работу. Консультации по необходимости. Все творческие группы получают задание: прочитав повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, проанализировать одну из проблем (названы выше). Главный этап работы групп – урок. “Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом…”4 – так начинается повесть писателя-современника Анатолия Георгиевича Алексина “Безумная Евдокия”. Определение значений слова “путь” в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. - О каких путешествиях (поездках), дорогах, маршрутах идет речь в данной повести? (Путь из роддома домой – поездка в Евпаторию – дорога в школу – поход по местам боевой славы – путь в больницу – дорога домой; одно из последних слов – “остановились”). - Какие еще значения слова “путь” важны для понимания темы и идеи произведения? Почему? - жизнь человека в его развитии,
- способ действия.
1. Вводно-мотивационная часть. Определение темы, целей урока, эпиграфа (см. выше), представление команд и их лидеров. 2. Основная часть: А) “Представление” выводов по темам домашнего задания. Во время обсуждения проблемы (межгрупповой диалог) в тетрадях ведутся рабочие записи. I группа - примерный цитатный план по теме. 1. “Спасибо ей” (“…потеряв от счастья человеческий облик”). 2. “А вдруг с ней что-то случится?”. 3. “Центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы счастливы”. 4. “А разве ты уже не поешь?” – “…похожесть была моей главной бедой”. 5. “Нелегко придется нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных”. 6. “Но они… втроем учинили что-то такое, чего она не выдержала…”. 7. “Я ее не узнаю”. 8. “А ты, …чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”. 9. ““Спасибо ей!” – вот, наверное, где был тот роковой поворот в нашей жизни”. Межгрупповой диалог: - Удачна ли форма повествования от I лица, от лица отца Оленьки? Почему? - Почему Оля, в отличие от матери, никогда не сравнивается с ребенком, не подчеркивается ее детскость? - С какой целью автор нарушает хронологию? - Докажите, что фраза “спасибо ей”, произнесенная в начале и в конце повести, имеет разный смысл? II группа – анализ курсива, художественных деталей. Курсив: Оля “забыла” о Люси, Люсе не нужна “такая” защита (Оля выдала тайну семьи Люси). Оленька – Люси, “Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у нее было мало” (союз уступки). Межгрупповой диалог: - Почему из всех одноклассников выбраны лишь два человека – Люся Катунина и Боря Антохин? - Как характеризует девочек их отношение к своим матерям? - “Я был уверен, что они искупают вину…” - так думает отец Оленьки о Люсе и Боре. Есть ли действительно вина этих детей перед Олей? Способны ли эти дети любить и дружить? Докажите свою позицию. III группа – выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе. 1. “Чем сегодня порадует ваша Олечка?” – “Фигура собаки получилась статичной”. 2. “Не нужна такая защита!” – “Все слишком сложно. Поди разберись!”. 3. “Не нашла места в зале?” – “Оля забыла о ней”. 4. “Оленька часто и лег...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.23 | Просмотров: 1663
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|