Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 7-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина Безумная Евдокия» - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 7-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина Безумная Евдокия»


Автор(ы): Ященко Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Он прошел этот путь, чтобы спасти людей.
А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…

А. Алексин. “Безумная Евдокия”.
Оборудование:
1. Портрет А. Г. Алексина.
2. На доске записаны:
определение слова “путь” из Толкового словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
путь:
  • то же, что и дорога;
  • место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение;
  • железнодорожная колея, линия;
  • путешествие, поездка;
  • направление, маршрут;
  • направление деятельности, развитие чего-нибудь, образ действий.
- карточки-проблемы для групп (домашнее задание)
I группа: “Родители Оленьки – наша главная примета и главная профессия” (цитатный план по теме).
II группа: “Единственная неохваченная”. Путь Оленьки с классом по дороге жизни (роль курсива, художественной детали).
III группа: Жизнь человека в его развитии. “Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие жизни” (выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе).
IV группа: “Безумная” Евдокия. Наш путь к героине (способы создания образа).
Тип урока – урок-диалог (межгрупповой диалог), форма урока – работа смешанных творческих групп (4 группы, состоящие из учащихся и их родителей).
Цели урока:
  • анализируя повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, определить путь писателя в решении нравственных проблем современности;
  • используя возможности урока-диалога творческих групп, совместную работу детей и их родителей, формировать умение учащихся анализировать произведение в единстве формы и содержания, составлять цитатный, тезисный план, применять рабочие материалы урока для подготовки к домашнему сочинению;
  • развивать речевую культуру, творческое мышление;
  • формировать активную жизненную позицию.
Подготовительный этап.
“Большая” команда выбирает лидера (группы уже сформированы с начала года) из числа учеников или родителей, который организует работу. Консультации по необходимости. Все творческие группы получают задание: прочитав повесть А. Алексина “Безумная Евдокия”, проанализировать одну из проблем (названы выше).
Главный этап работы групп – урок.
“Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом…”4 – так начинается повесть писателя-современника Анатолия Георгиевича Алексина “Безумная Евдокия”.
Определение значений слова “путь” в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
- О каких путешествиях (поездках), дорогах, маршрутах идет речь в данной повести?
(Путь из роддома домой – поездка в Евпаторию – дорога в школу – поход по местам боевой славы – путь в больницу – дорога домой; одно из последних слов – “остановились”).
- Какие еще значения слова “путь” важны для понимания темы и идеи произведения? Почему?
  • жизнь человека в его развитии,
  • способ действия.
1. Вводно-мотивационная часть.
Определение темы, целей урока, эпиграфа (см. выше), представление команд и их лидеров.
2. Основная часть:
А) “Представление” выводов по темам домашнего задания. Во время обсуждения проблемы (межгрупповой диалог) в тетрадях ведутся рабочие записи.
I группа - примерный цитатный план по теме.
1. “Спасибо ей” (“…потеряв от счастья человеческий облик”).
2. “А вдруг с ней что-то случится?”.
3. “Центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы счастливы”.
4. “А разве ты уже не поешь?” – “…похожесть была моей главной бедой”.
5. “Нелегко придется нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных”.
6. “Но они… втроем учинили что-то такое, чего она не выдержала…”.
7. “Я ее не узнаю”.
8. “А ты, …чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”.
9. ““Спасибо ей!” – вот, наверное, где был тот роковой поворот в нашей жизни”.
Межгрупповой диалог:
- Удачна ли форма повествования от I лица, от лица отца Оленьки? Почему?
- Почему Оля, в отличие от матери, никогда не сравнивается с ребенком, не подчеркивается ее детскость?
- С какой целью автор нарушает хронологию?
- Докажите, что фраза “спасибо ей”, произнесенная в начале и в конце повести, имеет разный смысл?
II группа – анализ курсива, художественных деталей.
Курсив: Оля “забыла” о Люси, Люсе не нужна “такая” защита (Оля выдала тайну семьи Люси).
Оленька – Люси, “Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у нее было мало” (союз уступки).
Межгрупповой диалог:
- Почему из всех одноклассников выбраны лишь два человека – Люся Катунина и Боря Антохин?
- Как характеризует девочек их отношение к своим матерям?
- “Я был уверен, что они искупают вину…” - так думает отец Оленьки о Люсе и Боре. Есть ли действительно вина этих детей перед Олей? Способны ли эти дети любить и дружить? Докажите свою позицию.
III группа – выводы-цитаты по теме, построенные на антитезе.
1. “Чем сегодня порадует ваша Олечка?” – “Фигура собаки получилась статичной”.
2. “Не нужна такая защита!” – “Все слишком сложно. Поди разберись!”.
3. “Не нашла места в зале?” – “Оля забыла о ней”.
4. “Оленька часто и лег...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.23 | Просмотров: 1663

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340