Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова Маскарад - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова Маскарад


Автор(ы): Кузовкова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • познакомить учащихся с произведением;
  • помочь понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрыть её основной конфликт;
  • формировать навыки самостоятельного анализа текста.
Оформление: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; оформление сцены (класса) в стиле 19 века; костюмы для участников инсценировок; выставка книг по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!
М. Ю. Лермонтов
Слово учителя.
Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с драмой М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Эту пьесу автор считал «самым значительным драматическим произведением, которое он счёл достойным обнародования».
Вы уже знаете, что творчество Михаила Юрьевича Лермонтова развивалось после разгрома восстания декабристов. Разочарование в действительности, тоска по идеалу свободной и мятежной личности питала его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «И скучно и грустно», «Пророк», поэма «Мцыри», драма «Маскарад»).
К началу работы над «Маскарадом» (1835 - 1836) Лермонтов очень хорошо изучил петербургский свет, и свои впечатления в известной мере отразил в произведении. Михаил Юрьевич «трижды продавал «Маскарад» в драматическую цензуру и дважды переделывал, чтобы увидеть его на сцене, но все редакции драмы были запрещены». «Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардтов», - писал с возмущением в своём докладе о «Маскараде» цензор Ольдекоп.
Историческая справка.
Славившиеся в ту пору вечера, балы и маскарады в доме Энгельгардта посещались не только столичной знатью, но также членами царской фамилии во главе с императором. Не удивительно, что драма «Маскарад» была встречена Третьим отделением как дерзкий вызов великосветскому, придворному Петербургу.
Краткая сценическая история драмы «маскарад».
Драма Лермонтова так и не увидела света рампы при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Полностью «Маскарад» вышел в свет лишь в 1873 году в Собрании сочинений М. Лермонтова.
Слово учителя.
Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это «пёстрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад». «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души, ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
Были предположения, что в «Маскараде» «изображено реальное происшествие». А следы знакомства Лермонтова с конкретными лицами, типичными для столичного «общества» можно «отыскать в некоторых персонажах «Маскарада». Арбенин - одержимый карточной игрой писатель Н. Ф. Павлов (1803 - 1864), композитор А. А. Алябьев (1787 - 1850), нечистый на руку игрок граф Ф. И. Толстой («Американец») (1782 - 1846)».
Вопросы к классу.
Скажите, пожалуйста, каковы основные мотивы пьесы? (Карточная игра и костюмированные балы с их обязательной интригой.)
А с каким произведением, в котором автор обращается к теме карточной игры, мы с вами хорошо знакомы? («Пиковая дама» Пушкина (опубликовано в 1834 году).)
Какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова? («Горе от ума» А. С. Грибоедова, где изображение героя, противостоящего обществу, особенности стиха и стиля напоминают о встрече ранее; «улавливаются следы чтения Шекспира»; «Цыганы» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина.)
Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича). Карточная игра, костюмированные балы, которые проводились всегда с обязательной интригой, - распространённые увлечения современной Лермонтову дворянской молодёжи - стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта основывается сюжет драмы. Но не следует умалять и их символическое значение.
Итак, мы продолжаем тему маскарада и тему карточной игры. Именно со сцены в игорном доме, где царствует «зелёное сукно», и начинается действие в «Маскараде» - драме по-юношески «дерзкой и в то же время зрело-горькой», лучшей изо всех творений Лермонтова.
Работа по выявлению восприятия.
С кем и при каких обстоятельствах мы знакомимся, открывая первые страницы драмы?
О ком это: «Портрет хорош, - оригинал-то скверен!»?
Кому принадлежат эти слова?
При каких обстоятельствах встречаются Арбенин и князь Звездич?
Слово учителя.
Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I.
Историческая справка
Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своём доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны.
Какую вы заметили связь между поведением Арбенина на балу и изученными ранее стихотворениями «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «И скучно и грустно» и др.?
Найдите подтверждения этим словам в тексте драмы. (Сцена II, действие I.)
(Арбенин.
Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердцу холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой.)
Слово учителя.
Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти. А что же такое маскарад?
Справка из толкового словаря.
МАСКАРАД
- бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.
Инсцениро...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.24 | Просмотров: 2454

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340