Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-семинар в 9-м классе по теме Азот и фосфор — элементы жизни - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Урок-семинар в 9-м классе по теме Азот и фосфор — элементы жизни


Автор(ы): Ещенко Валентина Александровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз
(Античный афоризм)
Цели урока:
  • научить учащихся самостоятельно добывать знания путём рационального использования различных источников информации (учебники, научно-популярная литература, материалы периодической печати, интернет) и применять полученные знания; устанавливать причинно - следственные связи между строением, свойствами и использованием веществ на основе изученных теорий,
  • продолжить развитие экспериментальных навыков по определению качественного состава солей, используемых как минеральные удобрения,
  • развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда.
Методы и методические приемы: самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой, подготовка сообщений и презентаций, выполнение лабораторного эксперимента, диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, текущий контроль знаний с помощью теста, индивидуально-дифференцированных заданий.
Предварительная подготовка.
За неделю до проведения семинара учащиеся получают вопросы и задания для подготовки (приложение 1)
Учащиеся по группам готовят ответы на вопросы и задания. Организована проектная деятельность учащихся по изучению этих веществ, их роли в жизни человека и общем круговороте веществ живой и неживой природы, а отчёты о проделанной работе подготовлены в виде презентаций.
Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков.
Форма проведения: урок-семинар.
Оборудование и реактивы:
  • на столах учащихся - таблицы элементов Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты, учебник, справочная литература;
  • наборы химических реактивов в лотках по вариантам: растворы KNO3, AgNO3, NH4NO3, K3PO4, NaOH, спиртовка, спички, стаканчик с водой, штатив с пробирками.
Ход урока-семинара
Ребята, мы закончили изучение темы: Подгруппа азота. Цель нашего урока-семинара - обобщить ваши знания по теме.
План семинара:
I. Химические элементы.
II. Простые вещества.
III. Важнейшие соединения элементов.
-Итак, 1 вопрос.
Учащиеся рассказывают о положении элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строении и свойствах их атомов. На основе теории строения атомов поясняют: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого. Делают вывод. Нахождение в природе, роль и значение по презентации (приложение 2).
-2 вопрос по презентации (приложение 3)
Учащиеся рассказывают о физических свойствах азота и фосфора, строении кристаллических решеток. Отвечают на вопрос: Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется?
Проводится тестовая работа по вариантам (приложение 4).
Ответы слайд №1.
-3 вопрос.
В книге выдающегося писателя сатирика Дж.Свифта Путешествие Гулливераесть описание академии Ладаго: В его распоряжении были две большие комнаты, загромождённые самыми удивительными диковинками, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух, в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру:. Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить аммиачную селитру.
Пока один ученик составляет цепочку у доски, на местах проводится игра в крестики - нолики.
Ответы слайды №2,№3.
Учащиеся делают вывод о кислотных свойствах оксидов азота (V) и фосфора(V), свойствах кислот как электролитов. Далее анализируется цепочка превращений.
- Рассмотрим окислительные свойства азотной и фосфорной кислот.
2 ученика у доски выполняют задание:
а) Напишите уравнения реакций, протекающих между медью и разбавленной азотной, а также концентрированной азотной кислотой. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель.
б) Как взаимодействует фосфорная кислота с металлами? Приведите примеры. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель.
На местах выполняется индивидуально-дифференцированное задание из приложения.
Затем проверяются ответы у доски.
Учащиеся делают вывод:
-Фосфорная кислота является окислителем в реакции с металлами за счет ионов водорода(H+). Азотная кислота - более сильный окислитель за счет N+5
Выполняется экспериментальное задание приложение. Затем обсуждается ход распознавания фосфатов и солей аммония, запись ионных уравнений на доске.
Применение кислот и их солей по презентации.
- Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, еще раз убедились в единстве живой и неживой природы.
Отметки за семинар.
Всем спасибо за работу!
Приложение 1:
Вопросы для подготовки к семинару:
Азот и фосфор элементы жизни.
Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строение и свойства их атомов. Нахождение в природе, роль и значение.
  • Физические свойства азота и фосфора, строение молекул.
  • Химические свойства простых веществ.
  • Высшие оксиды азота и фосфора.
  • Физические свойства кислот.
  • Химические свойства азотной и фосфорной кислот: а) общие, б) специфические.
  • Применение солей азотной и фосфорной кислот.
Задания
1) На основе теории строения атомов поясните: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого.
2) Перечислите известные вам физические свойства азота, белого и красного фосфора. Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется?
3) Опишите химические свойства азота и фосфора, связав их с положением элементов в периодической таблице.
4) Кислотный характер высших оксидов азота и фосфора.
5) Перечислите физические свойства азотной и фосфорной кислот.
6) Свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Фосфорная кислота и три ряда её солей.
7) Охарактеризуйте роль азота и фосфора как основных питательных элементов в жизни растений.
Приложение 2 (презентация Нахождение азота и фосфора в природе)
Приложение 3 (презентация Физические свойства азота и фосфора)
Приложение 4:
Тестовые задания по теме: Азот и фосфор
I вариант
Азот проявляет положительную степень окисления в соединениях:
а) N2; б) NH4Cl; в) KNO3.
2.Какое вещество называется бурый газ
а) NH3 , б) NO2, в) NO.
3. В реакции N2+3H2 > 2NH3 окислителем является:
а) NH3; б) H2; в) N2.
4. Кристаллическая решётка азота:
а) молекулярная; б) атомная; в) ионная.
5. Окислительные свойства сильнее выражены у:
а) N; б) C; в) P.
вопрос 1 2 3 4 5
ответ ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.25 | Просмотров: 2831

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340