Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Урок-семинар в 9-м классе по теме Азот и фосфор — элементы жизни
Автор(ы): Ещенко Валентина Александровна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз (Античный афоризм) Цели урока: научить учащихся самостоятельно добывать знания путём рационального использования различных источников информации (учебники, научно-популярная литература, материалы периодической печати, интернет) и применять полученные знания; устанавливать причинно - следственные связи между строением, свойствами и использованием веществ на основе изученных теорий, продолжить развитие экспериментальных навыков по определению качественного состава солей, используемых как минеральные удобрения, развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, настойчивости, умения действовать самостоятельно, воспитание культуры умственного труда. Методы и методические приемы: самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой, подготовка сообщений и презентаций, выполнение лабораторного эксперимента, диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, текущий контроль знаний с помощью теста, индивидуально-дифференцированных заданий. Предварительная подготовка. За неделю до проведения семинара учащиеся получают вопросы и задания для подготовки (приложение 1) Учащиеся по группам готовят ответы на вопросы и задания. Организована проектная деятельность учащихся по изучению этих веществ, их роли в жизни человека и общем круговороте веществ живой и неживой природы, а отчёты о проделанной работе подготовлены в виде презентаций. Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков. Форма проведения: урок-семинар. Оборудование и реактивы: - на столах учащихся - таблицы элементов Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты, учебник, справочная литература;
- наборы химических реактивов в лотках по вариантам: растворы KNO3, AgNO3, NH4NO3, K3PO4, NaOH, спиртовка, спички, стаканчик с водой, штатив с пробирками.
Ход урока-семинара Ребята, мы закончили изучение темы: Подгруппа азота. Цель нашего урока-семинара - обобщить ваши знания по теме. План семинара: I. Химические элементы. II. Простые вещества. III. Важнейшие соединения элементов. -Итак, 1 вопрос. Учащиеся рассказывают о положении элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строении и свойствах их атомов. На основе теории строения атомов поясняют: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого. Делают вывод. Нахождение в природе, роль и значение по презентации (приложение 2). -2 вопрос по презентации (приложение 3) Учащиеся рассказывают о физических свойствах азота и фосфора, строении кристаллических решеток. Отвечают на вопрос: Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется? Проводится тестовая работа по вариантам (приложение 4). Ответы слайд №1. -3 вопрос. В книге выдающегося писателя сатирика Дж.Свифта Путешествие Гулливераесть описание академии Ладаго: В его распоряжении были две большие комнаты, загромождённые самыми удивительными диковинками, 50 помощников работали под его руководством. Они сгущали воздух, в сухое плотное вещество, извлекая из него селитру:. Напишите цепочку превращений, в результате которых из воздуха и воды можно получить аммиачную селитру. Пока один ученик составляет цепочку у доски, на местах проводится игра в крестики - нолики. Ответы слайды №2,№3. Учащиеся делают вывод о кислотных свойствах оксидов азота (V) и фосфора(V), свойствах кислот как электролитов. Далее анализируется цепочка превращений. - Рассмотрим окислительные свойства азотной и фосфорной кислот. 2 ученика у доски выполняют задание: а) Напишите уравнения реакций, протекающих между медью и разбавленной азотной, а также концентрированной азотной кислотой. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель. б) Как взаимодействует фосфорная кислота с металлами? Приведите примеры. Покажите переход электронов и укажите окислитель и восстановитель. На местах выполняется индивидуально-дифференцированное задание из приложения. Затем проверяются ответы у доски. Учащиеся делают вывод: -Фосфорная кислота является окислителем в реакции с металлами за счет ионов водорода(H+). Азотная кислота - более сильный окислитель за счет N+5 Выполняется экспериментальное задание приложение. Затем обсуждается ход распознавания фосфатов и солей аммония, запись ионных уравнений на доске. Применение кислот и их солей по презентации. - Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, еще раз убедились в единстве живой и неживой природы. Отметки за семинар. Всем спасибо за работу! Приложение 1: Вопросы для подготовки к семинару: Азот и фосфор элементы жизни. Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов, строение и свойства их атомов. Нахождение в природе, роль и значение. - Физические свойства азота и фосфора, строение молекул.
- Химические свойства простых веществ.
- Высшие оксиды азота и фосфора.
- Физические свойства кислот.
- Химические свойства азотной и фосфорной кислот: а) общие, б) специфические.
- Применение солей азотной и фосфорной кислот.
Задания 1) На основе теории строения атомов поясните: а) в чём проявляется сходство элементов азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от другого. 2) Перечислите известные вам физические свойства азота, белого и красного фосфора. Азот встречается в природе в соединениях и в свободном виде, а фосфор только в соединениях. Чем это объясняется? 3) Опишите химические свойства азота и фосфора, связав их с положением элементов в периодической таблице. 4) Кислотный характер высших оксидов азота и фосфора. 5) Перечислите физические свойства азотной и фосфорной кислот. 6) Свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Фосфорная кислота и три ряда её солей. 7) Охарактеризуйте роль азота и фосфора как основных питательных элементов в жизни растений. Приложение 2 (презентация Нахождение азота и фосфора в природе) Приложение 3 (презентация Физические свойства азота и фосфора) Приложение 4: Тестовые задания по теме: Азот и фосфор I вариант Азот проявляет положительную степень окисления в соединениях: а) N2; б) NH4Cl; в) KNO3. 2.Какое вещество называется бурый газ а) NH3 , б) NO2, в) NO. 3. В реакции N2+3H2 > 2NH3 окислителем является: а) NH3; б) H2; в) N2. 4. Кристаллическая решётка азота: а) молекулярная; б) атомная; в) ионная. 5. Окислительные свойства сильнее выражены у: а) N; б) C; в) P. вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ответ | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.25 | Просмотров: 2831
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|