Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 10-м классе. Разговор о войне (по повести В.Некрасова В окопах Сталинграда) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 10-м классе. Разговор о войне (по повести В.Некрасова В окопах Сталинграда)


Автор(ы): Русакова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок по повести В.Некрасова актуален, так как необходимо, чтобы дети знали историю своей страны, читали лучшие произведения современной литературы.
Сегодняшние ученики должны понять, что без памяти о той страшной войне можно многое потерять.
Повесть В. Некрасова учит оставаться людьми даже в сложных жизненных ситуациях.
Цель урока: пробудить интерес к литературе о войне и творчеству В.П. Некрасова.
Задачи: убедить в том, что повесть В. Некрасова - самая правдивая книга о войне, что тайна победы в том, что герои В.Некрасова нравственно не разрушаются (Андрей Платонов); проследить толстовские традиции в изображении войны и человека на ней; воспитывать чувство патриотизма, мужество; помочь учащимся увидеть проблему человеческого достоинства, самореализации личности и осознать ценность этого произведения для себя.
Оборудование:
  • тексты повести В.Некрасова В окопах Сталинграда;
  • тетради;
  • набор открыток Панорама Сталинградской битвы
Методические приёмы: слово учителя, беседа, сравнительный анализ, выразительное чтение текста, рассказы учащихся, определение темы урока учащимися.
Ход урока
I. Сообщение о целях и задачах урока.
II. Слово учителя.
Виктор Платонович Некрасов, автор повести В окопах Сталинграда, вёл свою литературную родословную от Л.Н.Толстого.
Ещё в Севастопольских рассказах Лев Толстой писал: Вы увидите войну в не правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении:
III. Беседа с обобщениями учащихся.
Что такое война, по словам Л.Н.Толстого, настоящем её выражении на страницах повести В. Некрасова?
Подтвердите текстом сходство толстовских эпизодов и некрасовских.
Чтение отрывков из рассказа Л.Н.Толстого Севастополь в декабре и повести В.Некрасова (гл.6,16, 19).
IV. Слово учителя.
Мы видим, что война на страницах повести - это не только бои, но и трудная работа, неимоверный физический труд. С болью в сердце рассказывает Юрий Керженцев о том, как бойцы долбят кирками твёрдый, как камень грунт. Двое долбят, двое вынимают землю вёдрами, двое крепят лес. Пахнет копотью, потом и сырой землёй.
А у Толстого? Подтвердите текстом.
V. Чтение отрывков из рассказа Севастополь в Декабре (стр.58)
VI. Вывод.
- Итак, какой мы видим войну на страницах повести В.Некрасова и в рассказе Толстого? В чём особенность изображения войны?
VII. Слово учителя.
В конце 10 главы I части повести В.Некрасова Читаем:На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь ясно это. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель особенный!
VIII. Беседа с обобщениями учащихся.
1.Влияет ли война на характер людей? Что мы видим сквозь лакмусовую бумажку?
Подтвердите примерами из текста.
Рассказ учеников о Калужском.
2. Есть ли такие антигерои в Севастопольских рассказах Л.Н.Толстого?
- Да, в рассказе Севастополь в мае в 9 гл. есть небольшой эпизод, где Калугин демонстрирует свою храбрость капитану, который Уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей.
Чтение отрывка из рассказа (стр.88)
- Мы видим разницу между истинным и ложным героизмом.
IX. Беседа о главном герое повести В.Некрасова.
- Вернёмся к положительным героям.
- Каким был Юрий Керженцев до войны? (гл.3) Какой сейчас лейтенант Керженцев?
На войне Ю.Керженцев бывалый солдат,но, кажется, он менее всего предназначен был для военной жизни.Не зря же Чумак говорит о нём : А я думал, вы стихи пишете. Вид у вас поэтический. И отношение разведчика к Юрию здорово меняется: от полного пренебрежения (до войны Чумак таким интеллигентам морду бил) до уважения и признания смелости и мужества лейтенанта Керженцева, когда тот ведёт бойцов в атаку при взятии сопки.
Мы видим, что на войне происходит взросление, возмужание Юрия Керженцева.
X. Слово учителя.
Всех героев повести мы видим глазами Юрия Керженцева. Он замечает всё хорошее в характере окружающих людей. Ценит смелость, готовность до конца выполнить долг.
XI. Беседа с обобщениями учащихся.
К кому особенно привязан Юрий Керженцев?
- С особой теплотой Юрий говорит о своём ординарце Волегове, которого все называют Валега.
Рассказ учащихся о Валеге.
А кто ещё из героев запомнился?
Рассказ учащихся.
XII. Слово учителя.
В рассказе Толстого Севастополь в мае автор с презрением пишет о маленьких Наполеонах, маленьких извергах.
Чтение учителя начала 15 гл.
XIII. Беседа с обобщениями учащихся.
1. Есть ли в повести В.Некрасова маленькие Наполеоны, маленькие изверги?
Рассказ учащихся об Абросимове и об атаке (гл.22-24)
В портрете капитана автор выделяет холодные, безжизненные глаза. И эта характеристика полностью подтверждается дальнейшим ходом событий. Абросимов, угрожая комбату Ширяеву пист...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.27 | Просмотров: 2466

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340