Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы в 10-м классе. Разговор о войне (по повести В.Некрасова В окопах Сталинграда)
Автор(ы): Русакова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок по повести В.Некрасова актуален, так как необходимо, чтобы дети знали историю своей страны, читали лучшие произведения современной литературы. Сегодняшние ученики должны понять, что без памяти о той страшной войне можно многое потерять. Повесть В. Некрасова учит оставаться людьми даже в сложных жизненных ситуациях. Цель урока: пробудить интерес к литературе о войне и творчеству В.П. Некрасова. Задачи: убедить в том, что повесть В. Некрасова - самая правдивая книга о войне, что тайна победы в том, что герои В.Некрасова нравственно не разрушаются (Андрей Платонов); проследить толстовские традиции в изображении войны и человека на ней; воспитывать чувство патриотизма, мужество; помочь учащимся увидеть проблему человеческого достоинства, самореализации личности и осознать ценность этого произведения для себя. Оборудование: - тексты повести В.Некрасова В окопах Сталинграда;
- тетради;
- набор открыток Панорама Сталинградской битвы
Методические приёмы: слово учителя, беседа, сравнительный анализ, выразительное чтение текста, рассказы учащихся, определение темы урока учащимися. Ход урока I. Сообщение о целях и задачах урока. II. Слово учителя. Виктор Платонович Некрасов, автор повести В окопах Сталинграда, вёл свою литературную родословную от Л.Н.Толстого. Ещё в Севастопольских рассказах Лев Толстой писал: Вы увидите войну в не правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении: III. Беседа с обобщениями учащихся. Что такое война, по словам Л.Н.Толстого, настоящем её выражении на страницах повести В. Некрасова? Подтвердите текстом сходство толстовских эпизодов и некрасовских. Чтение отрывков из рассказа Л.Н.Толстого Севастополь в декабре и повести В.Некрасова (гл.6,16, 19). IV. Слово учителя. Мы видим, что война на страницах повести - это не только бои, но и трудная работа, неимоверный физический труд. С болью в сердце рассказывает Юрий Керженцев о том, как бойцы долбят кирками твёрдый, как камень грунт. Двое долбят, двое вынимают землю вёдрами, двое крепят лес. Пахнет копотью, потом и сырой землёй. А у Толстого? Подтвердите текстом. V. Чтение отрывков из рассказа Севастополь в Декабре (стр.58) VI. Вывод. - Итак, какой мы видим войну на страницах повести В.Некрасова и в рассказе Толстого? В чём особенность изображения войны? VII. Слово учителя. В конце 10 главы I части повести В.Некрасова Читаем:На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь ясно это. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель особенный! VIII. Беседа с обобщениями учащихся. 1.Влияет ли война на характер людей? Что мы видим сквозь лакмусовую бумажку? Подтвердите примерами из текста. Рассказ учеников о Калужском. 2. Есть ли такие антигерои в Севастопольских рассказах Л.Н.Толстого? - Да, в рассказе Севастополь в мае в 9 гл. есть небольшой эпизод, где Калугин демонстрирует свою храбрость капитану, который Уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей. Чтение отрывка из рассказа (стр.88) - Мы видим разницу между истинным и ложным героизмом. IX. Беседа о главном герое повести В.Некрасова. - Вернёмся к положительным героям. - Каким был Юрий Керженцев до войны? (гл.3) Какой сейчас лейтенант Керженцев? На войне Ю.Керженцев бывалый солдат,но, кажется, он менее всего предназначен был для военной жизни.Не зря же Чумак говорит о нём : А я думал, вы стихи пишете. Вид у вас поэтический. И отношение разведчика к Юрию здорово меняется: от полного пренебрежения (до войны Чумак таким интеллигентам морду бил) до уважения и признания смелости и мужества лейтенанта Керженцева, когда тот ведёт бойцов в атаку при взятии сопки. Мы видим, что на войне происходит взросление, возмужание Юрия Керженцева. X. Слово учителя. Всех героев повести мы видим глазами Юрия Керженцева. Он замечает всё хорошее в характере окружающих людей. Ценит смелость, готовность до конца выполнить долг. XI. Беседа с обобщениями учащихся. К кому особенно привязан Юрий Керженцев? - С особой теплотой Юрий говорит о своём ординарце Волегове, которого все называют Валега. Рассказ учащихся о Валеге. А кто ещё из героев запомнился? Рассказ учащихся. XII. Слово учителя. В рассказе Толстого Севастополь в мае автор с презрением пишет о маленьких Наполеонах, маленьких извергах. Чтение учителя начала 15 гл. XIII. Беседа с обобщениями учащихся. 1. Есть ли в повести В.Некрасова маленькие Наполеоны, маленькие изверги? Рассказ учащихся об Абросимове и об атаке (гл.22-24) В портрете капитана автор выделяет холодные, безжизненные глаза. И эта характеристика полностью подтверждается дальнейшим ходом событий. Абросимов, угрожая комбату Ширяеву пист...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.27 | Просмотров: 2466
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|