Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Любовная лирика Есенина
Автор(ы): Селиванова Тамара Владимировна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - показать динамику развития любовной лирики Есенина,
- совершенствовать навыки выразительного чтения,
- воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.
Методические приёмы: - лекция с элементами беседы,
- аналитическое чтение.
Оборудование: - фотографии,
- портреты поэта,
- иллюстрации к стихотворениям,
- песни и романсы на стихи Есенина,
- сборники стихов поэта,
- календари с портретом лирика.
Ход урока. I. Вступительное слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества. Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирики Есенина. Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения. Итак, тема урока - любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. 2. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций. Есенин пишет о любви к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…». К родине: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: « Не надо рая, Дайте Родину мою!». К природе: « Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком…», «Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду…». К матери: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном, ветхом шушуне». К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари…» ( стр. 24, читать всё стихотворение) 3. Выступление учащихся. Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей Лидией Кашиной от насмешек домашних. Замужняя женщина, мать двоих детей, на десять лет старше Есенина… Кульминацией этого странного и таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, посвященное Лидии Кашиной, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта. ( Даша говорит эти слова наизусть). «Зеленая прическа» (читают наизусть два человека: Стас и Катя, стр. 59-60). 4. Чтение и комментирование стихотворений. Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием: Где-то за садом несмело Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом Нежную песню поет. Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год)-городской цикл. Излюбили тебя, измызгали- Невтерпеж. Что ж ты смотришь синими брызгами? Или в морду хошь? По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: «Заметался пожар голубой» (читает наизусть ученик, стр. 86-87). Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью: Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. Дорогая сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под коротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-25) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы. (Данилова Галя) «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (инсценируют Таня С. и Витя И., стр. 111-112). Однако Персия в художественном воображении поэта - лишь временный покой. Вспомним «Соловьиный сад» А.Блока и персидский «сад» Есенина. ( Песня соловьиная есть и там, и там), но это все грезы, не более чем миф. Постепенно наступает разочарование «Глупое сердце» (читает наизусть Катя, стр. 88-89. Избранное.) 5. Анализ поэмы «Письмо к женщине». Тексты у учащихся на столах. Читаем поэму. Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Какова основная тема этого произведения? ( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине) Сколько частей в поэме? (Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»). Как называется этот прием? ( Антитеза - художес...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.27 | Просмотров: 2592
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|