Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Любовная лирика Есенина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока литературы в 11 классе на тему: Любовная лирика Есенина


Автор(ы): Селиванова Тамара Владимировна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • показать динамику развития любовной лирики Есенина,
  • совершенствовать навыки выразительного чтения,
  • воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.
Методические приёмы:
  • лекция с элементами беседы,
  • аналитическое чтение.
Оборудование:
  • фотографии,
  • портреты поэта,
  • иллюстрации к стихотворениям,
  • песни и романсы на стихи Есенина,
  • сборники стихов поэта,
  • календари с портретом лирика.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирики Есенина.
Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения.
Итак, тема урока - любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
2. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.
Есенин пишет о любви к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…».
К родине: «Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою!».
К природе: « Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…»,
«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…».
К матери: «Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном, ветхом шушуне».
К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари…» ( стр. 24, читать всё стихотворение)
3. Выступление учащихся.
Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей Лидией Кашиной от насмешек домашних. Замужняя женщина, мать двоих детей, на десять лет старше Есенина… Кульминацией этого странного и таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, посвященное Лидии Кашиной, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта. ( Даша говорит эти слова наизусть).
«Зеленая прическа» (читают наизусть два человека: Стас и Катя, стр. 59-60).
4. Чтение и комментирование стихотворений.
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием:
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год)-городской цикл.
Излюбили тебя, измызгали-
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь синими брызгами?
Или в морду хошь?
По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: «Заметался пожар голубой» (читает наизусть ученик, стр. 86-87).
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Дорогая сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под коротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-25) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы. (Данилова Галя)
«Шаганэ ты моя, Шаганэ» (инсценируют Таня С. и Витя И., стр. 111-112).
Однако Персия в художественном воображении поэта - лишь временный покой. Вспомним «Соловьиный сад» А.Блока и персидский «сад» Есенина. ( Песня соловьиная есть и там, и там), но это все грезы, не более чем миф. Постепенно наступает разочарование «Глупое сердце» (читает наизусть Катя, стр. 88-89. Избранное.)
5. Анализ поэмы «Письмо к женщине».
Тексты у учащихся на столах.
Читаем поэму.
Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)
Сколько частей в поэме?
(Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).
Как называется этот прием?
( Антитеза - художес...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.27 | Просмотров: 2592

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340