Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока–путешествия по рассказу А.И. Солженицына Захар-Калита по теме: «Забытые дороги срединной России» - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока–путешествия по рассказу А.И. Солженицына Захар-Калита по теме: «Забытые дороги срединной России»


Автор(ы): Харчёва Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: на примере рассказа А.И.Солженицына «Захар-Калита» воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к памятникам истории; показать учащимся, как в русской литературе ХХ века отражаются исторические события и отношение к ним, история России; рассмотреть, как организовано в рассказе пространство и время.
Оборудование: портрет А.И.Солженицына, карта автомобильных дорог Центрального района России, репродукции изображения Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, картины художника М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», схема Куликовской битвы, тексты рассказа, «История государства Российского» Н.М. Карамзина.
Ход урока
I. Орг. момент
Эпиграфы к уроку.
В мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета,
ценностно-объединяющую роль играет искусство.
Одно слово правды весь мир перетянет.
А.И.Солженицын. «Нобелевская лекция»
Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году.
В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, всё можно
было вызвать: и костры, и конские темные табуны, и услышать блоковских
лебедей в стороне Непрядвы.
А.И.Солженицын. «Захар-Калита»
Мы сам-друг над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
Над Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.
А.Блок. Из цикла на «На Поле Куликовом»
Перед уроком учащиеся получили задания.
1. Из исторических источников подготовить сообщение о Куликовской битве.
2. Выучить наизусть стихотворение (по выбору) из цикла «На Поле Куликовом» А.Блока.
3. Поработать со словарем, объяснить значение слов.
Басурман, ражий, брюки офицерские диагоналевые третьего срока.
Почему пишутся с прописной буквы слова Поле, Книга Отзывов, Смотритель, Дух, Четырнадцатый, Девятнадцатый.
II. Слово учителя
Сегодня на уроке мы обратимся к славной истории России и совершим путешествие вместе с А.И.Солженицыным и героями его рассказа «Захар-Калита» на Поле Куликово.
В основе композиции рассказа – путешествие, дорога. У Солженицына много предшественников: дорога была композиционной основой многих произведений Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина.
И я приглашаю вас в замечательное путешествие. Силой великого писателя мы перенесемся в ХIV век, заглянем в глаза «русоволосых ратников», вставших на защиту Руси на Куликовом Поле.
Обратимся к карте. Наш путь начнем от села Есеновичи до Москвы. От стен Кремля до Поля Куликова. ( Учитель по карте показывает путь)
Работа с текстом. Вопросы классу (Здесь и далее курсивом даны примерные ответы учащихся)
1. Теперь обратимся к тексту рассказа: «Друзья мои, вы просите рассказать из летнего велосипедного? Ну вот, если вам нескучно, послушайте о Поле Куликовом». Что сулит читателю такое начало? Автор готовит читателя к началу серьёзного разговора. Наверняка, что-то увлекательное, что расскажет автор, что-то незабываемое, что произошло с ними во время этого путешествия.
2. О чем эта история? Куда привела дорога автора и куда он зовет нас? Дорога привела автора на Поле Куликово, вместе с ним мы и совершим путешествие. Дорога зовет в прошлое. Обращаясь к этому рассказу, т.е. читая его, мы попадаем на Куликово поле, и автор как бы переносит наше настоящее время в тот далекий 1380 год. Задача автора помочь читателю почувствовать ту атмосферу, которая царила 8 сентября в 14 веке, что чувствовали тогда, когда шли на верную смерть.
Слово учащимся, готовившим сообщение о Куликовской битве.
Работа с текстом. Вопросы классу
1. В каком году написан рассказ? В 1965 году.
2. Значит время, отображенное в рассказе – это наше время. Почему мы можем так сказать? Для истории отрезок времени в 40 лет – мгновение.
3. Как сейчас можно добраться до Куликова Поля?«Да ведь туда раскрашенные щиты не зазывают, указателей нет, и на карте найдешь не на каждой, хотя битва та по Четырнадцатому веку досталась русскому телу и русскому духу дороже, чем Бородино по Девятнадцатому».
4. Что нас настораживает, тревожит в этой фразе? Нет дороги, кроется затаенная обида: такой дорогой ценой досталась победа в кровавой битве – ни указателя, ни значка на карте. Забыто много, забыты дороги. Разочаровывают нас первые страницы. Люди. Приезжая отдыхать всё разбрасывают, какое-то пренебрежение к Куликову полю. Не берегут святыню. «Таких битв не на одних нас, а на всю Европу в полтысячи лет выпадала одна. Эта битва была не княжеств, не государственных армий – битва материков».
Слово учителя
Наше движение не только к Куликову Полю, но и во времена Куликовской битвы.
Учащиеся зачитывают отрывки из «Истории государства Российского» Н.М Карамзина.
Слово учителя
Обратимся к эпиграфу урока. Автор рассказа, осматривая Поле, мыслями уносится в прошлое, видит наших воинов. «Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые. Что и в 1380 году. В заповеднике остановились века, и, бредя по ночному Полю, всё можно было вызвать: и костры, и конские тёмные табуны, и услышать блоковских лебедей в стороне Непрядвы».
Итак, от стен кремля мы с войском Дмитрия Донского подошли к обширному Полю Куликову… еще тепло днём, а ночью обелит инеем травы. Дневное солнце разогреет разнотравье, и над полями поднимается сказочный запах. Голубеет небо, высоко над землей плывут облака. И по краям поля выступают могучие сторожевые полки – леса. Словно солдат в строю – в один рост, неколебимые. «Легенда переживет легенду. И из соседней деревни Ивановки старик рассказывает все по-своему: что туман, мол, никак не расходился, и в тумане принял Мамай обширный дубняк обок себя за русское войско, испугался: «Ай, силён крестьянский Бог!» - и так-то побежал, - читаем в рассказе. Это – вечное… (с. 140)
Мелькают спицы велосипедных колес. Вьётся тропка – вот впереди деревенька, вот лесок; от леса до леса, от маковки до маковки ведёт дорога. Как хорошо думается в пути, как легко читаются эти травяные строчки! И выступают из небытия лица, звучат голоса. Никуда это не ушло. Это здесь – в земле, в небе, в сверкающей на пригорке маковке, в нас, живущих на земле.
Работа с текстом. Вопросы классу
1. Какие сюжетные планы мы можем выявить в рассказе? Можем выявить два плана: внешний, событийный: поездка рассказчика на Куликово Поле, знакомство со Смотрителем Захаром Дмитриевичем. Внутренний – погружение рассказчика в глубину истории, его размышления.
2. Какую роль выполняет сюжетный внутренний план? Он выводит читателя на темы исторической памяти, осознания себя как части нации, живой души народа и омертвляющей систем.
3. Какие основные проблемы высвечивает внутренний план? В чем причины беспамятства людей? Люди стали плохо относится к памятникам истории. Туристы, местные жители оставляют после себя мусор, надписи в храме, на памятнике. И только смотритель приводит в порядок окружающее пространство. Не все ещё знают хорошо значение этой битвы. Многие скажут: «Ну и что? Что было, то было». Проблему исторической памяти, совести человека. Проблемы, связанные с патриотическим воспитанием.
4. Как случилось, что на родной земле человек чувствует себя не рачительным хозяином, а временщиком, которому только бы успеть утащить? В погоне за сиюминутным человек забывает о вечном. Надо постоянно ему об этом напоминать.
5. Почему человек, по-настоящему болеющий за свою землю, за её культурное и историческое наследие, системе не нужен? На культуре и истории невозможно заработать огромных денег. Болея за свою землю. Человек всё отдаёт ей ничего не беря взамен. Сейчас таких людей мало, каждый думает о своей личной выгоде.
6. Что является ведущим элементом композиции? Ведущим элементом композиции является хронотип (организация времени и пространства). Он помогает автору воплотить свой замысел: высвечивает основное в главном герое (и в рассказчике) – кровную связь с полегшими здесь ратниками.
Слово учителя
Уже в начале рассказа прошлое и настоящее существуют в едином пространстве: по этой земле стекались к месту битвы полки в XIV веке, по ней же идут наши путешественники. Так сильно у автора это ощущение прикосновение – через века – к истории, так зрима сопричастность всему, что было, словно это под нашими ногами сотрясается земля от топота тысячи конских копыт. И это на наших глазах сходятся Пересвет с Челубеем, и русский воин свечечкой останется в седле и мертвый проскачет мимо замерших полков. Ещё миг - и все сорвется с места и смешается в неистовой схватке.
Но это там, в Четырнадцатом веке. А сегодня перед читателем предстаёт церковь со сквозными куполами «в струях жаркого августовского дня колебались и морочили – то ли есть они, то ли нет», и, словно ратники, леса.
Задание классу
Сопоставьте два отрывка.
1-й отрывок: «Просто это выпало нам так в тот день … и прошли как по священному безмолвному заповеднику».
2-й отрывок: «Нам без помех думалось … чтоб только Русь встряхнулась от басурманов». (с.137)
1. Почему «без помех думалось»?
2. Почему именно в такую ночь, именно в это место привел писатель своего читателя? Думалось без помех, потому что ничего не изменилось на этом Куликовом поле. Так же все...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.27 | Просмотров: 1453

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340