Этапы урока | Формы и виды учебной деятельности
| Содержание урока
|
1. Эмоциональ-ный настрой 2. Мотивация
| Коллективная. Проблемные вопросы /2 м
| Учитель. Не подскажете ли, который час? В чем измеряется время? Если бы не было возможности обратиться к часам, как бы вы определили время? Учащиеся. По солнцу, по теням, по цветам, от события к событию. Учитель. Какие значительные события стали своего рода отсчетом «нового времени», «нового периода» в нашей жизни? Учащиеся. Поездка, знакомство, день рождения. Учитель. Рассмотрите материал на ваших столах, к какому понятию (времени или событию) можно отнести эти слова? Какой это художественный прием? Разберите свои примеры. (На столах карточки с примерами олицетворений [время] течет, изменяется, тревожит, торопит)
|
3. Определение темы, цели исследования
| Коллективно-групповая. Обсуждение, дискутирование /4 м
| Учитель. Попробуем понаблюдать за временем в литературном произведении. Предмет нашего исследования − рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Помогите сформулировать тему и цель исследования. Учащиеся. Примерные формулировки темы. − Время в рассказе «Господин из Сан-Франциско». − Отсчет времени в рассказе «Господин…» − Образ времени в рассказе «Господин…» Определение цели − Выяснить, каков образ времени в рассказе. − Определить, какое время изображает И.А.Бунин в рассказе
|
4. Планирование работы. Выбор способов деятельности
| Коллективная беседа /2 м
| Учитель. Что стало своеобразным отсчетом времени в пространстве рассказа? Учащиеся. Восхождение господина на корабль «Атлантида». Учитель. За какими еще временными промежутками, особенностями времени предложите понаблюдать? Давайте составим план наблюдений. (В помощь материалы с указанием временных промежутков, среди которых есть и ошибочные варианты). Учащиеся (примерные формулировки ответов). − Будем характеризовать течение времени на корабле; − Обсудим само время путешествия; − Выясним отношение героев ко времени.
|
5. Актуализация знаний. Сбор нового материала а) Течение времени на корабле
| Групповая и индивидуальная. Составление рекламного описания корабля
| Учитель. Вслед за путешественниками и вам предлагаю взойти на «Атлантиду». А группах составьте своего рода рекламный проспект, демонстрирующий достоинства корабля. Представьте от каждой группы «рекламного агента».
|
Коллективная беседа
| Учитель. Почему именно этот корабль был выбран Господином? Учащиеся. − Из-за роскоши. − Мог себе позволить. − Осуществил свою мечту. Учитель. Что требует этот мир роскоши? Учащиеся − Особых правил поведения. − Соблюдения «церемониала». − Соблюдения традиций. − Соответствия представлениям о норме поведения.
|
Реализация индивидуального домашнего задания. Составление режима дня
| Учитель. Представим себе, что бы мог предложить капитан корабля своим пассажирам. Ученик. Рассказывает от лица капитана о возможном распорядке дня.
|
Коллективная
| Учитель. А часы какой фирмы носил Господин? Как он ориентировался во времени? Учащиеся. По корабельной сирене.
|
Индивидуально-групповая
| Учитель. Подберите эпитеты к слову «сирена», выберите наиболее точные. Учащиеся. Сирена − резкая, равнодушная, неприятная…
|
Индивидуально-коллективная /10 м
| Учитель. Обобщим наши наблюдения. Каково же время на корабле? Представьте свои материалы-записи на доске. Учащиеся. Упорядоченное, загнанное в рамки, «бессобытийное», строго распределено без учета интересов людей
|
б) Время путешествия
|
| Учитель. Строго распределено не только время на корабле, но и маршрут путешествия Господина.
|
Поисковая деятельность по тексту. Индивидуально-парная
| На какое время планировал выехать в путеше...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|