Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого После бала
Автор(ы): Кашанова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: - показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
- работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
- раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.
Оборудование: иллюстрация к рассказу “После бала”. Ход урока 1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня. 2. Беседа с учащимися. - Как композиционно построен рассказ? - Какие две сцены противопоставлены? - Что мы называем контрастом? (Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя) - Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”? 3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала. - Давайте сравним поведение героев на балу и после бала. - Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части? Составление плана сравнительной характеристики. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: | ВТОРАЯ ЧАСТЬ: | - зала предводителя дворянства; | - описание улицы; | - хозяева бала; | - солдаты; | - Варенька; | - наказываемый; | - полковник; | - полковник; | - Иван Васильевич. | - Иван Васильевич. | Запись планов в тетрадь. 4. Слово учителя. Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради. Записи в тетрадях. Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно. Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”. Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением. - Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота). Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное. На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания. Полковник все тот же – с р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.11.30 | Просмотров: 3850
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Параклуб. Ру. Экстремальный спорт: занятия параплананерному спорту удобно |