Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого После бала - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого После бала


Автор(ы): Кашанова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.
Оборудование: иллюстрация к рассказу “После бала”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.
2. Беседа с учащимися.
- Как композиционно построен рассказ?
- Какие две сцены противопоставлены?
- Что мы называем контрастом?
(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
- Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?
3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.
- Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.
- Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части?
Составление плана сравнительной характеристики.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: ВТОРАЯ ЧАСТЬ:
- зала предводителя дворянства; - описание улицы;
- хозяева бала; - солдаты;
- Варенька; - наказываемый;
- полковник; - полковник;
- Иван Васильевич. - Иван Васильевич.
Запись планов в тетрадь.
4. Слово учителя.
Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.
Записи в тетрадях.
Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.
Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.
- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).
Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.
На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Полковник все тот же – с р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.11.30 | Просмотров: 3850

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Параклуб. Ру. Экстремальный спорт: занятия параплананерному спорту удобно

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340