Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Контрольные работы для проверки качества домашнего чтения литературных произведений
Автор(ы): Панов Борис Александрович, учитель литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
"Почему дети не читают или плохо читают художественные произведения из школьной программы?" – такой вопрос очень часто можно услышать от учителей литературы и родителей. Известен и типичный ответ на этот вопрос: "Потому что наступила другая эпоха: дети сидят за компьютером, смотрят телевизор…" После таких слов кажется странной даже сама возможность продолжения разговора: старое сменяет новое и этот процесс никому не остановить. Но насколько верен такой подход? Действительно ли преподавание классической литературы в школе переживает системный кризис и уходит в прошлое? Чтение произведений – это основной вид домашних заданий по данному предмету. Задаются домашние задания и по другим предметам: по физике, по математике, русскому языку и т.д. Любой опытный учитель знает, что домашние задания необходимо не только задавать, но и регулярно проверять их выполнение. Во-первых, эта проверка должна быть письменной, чтобы исправленные учителем ошибки были хорошо видны ученику и родителям, во-вторых, она должна проводиться у всего класса, а не выборочно. Если этого не происходит, то домашние задания в обычном классе регулярно делают лишь три-четыре человека, большая часть класса обращается к домашним заданиям, когда почувствует, что давно не спрашивали, а еще человек пять не выполняет домашних заданий никогда. Именно здесь надо искать основную проблему учителей литературы: предлагая детям трудное, требующее большого терпения домашнее задание, они, как правило, не уделяют достаточного внимания его проверке. Следовательно, о системном кризисе в школьном преподавании литературы говорить еще рано, налицо кризис организационный, который можно преодолеть, не требуя поворота колеса истории вспять. Для проверки качества выполнения домашнего задания в начале урока мы проводим небольшие контрольные работы, состоящие из десяти вопросов. Ответы ученики кратко записывают на листочках. Далее следует обсуждение ответов и взаимная проверка. Каждый из присутствующих в классе получает оценку. Вся работа занимает чуть более десяти минут. Как показывает многолетняя практика, если изучение нового произведения всегда начинать с такой контрольной работы, то к серьезному разговору о художественных и содержательных особенностях текста обычно готовы 80 % учащихся. А.Н. Островский. "Гроза". 1. Чем одежда Бориса отличается от одежды других действующих лиц? Кому принадлежат следующие реплики: 2" Да я, маменька, и не хочу своей волей жить"? 3 "Известно что! К Савелу Прокофичу хочется, выпить с ними, Что, не так, что ли?" 4 "Отчего люди не летают как птицы. Знаешь, мне иногда кажется , что я птица.." 5 "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься?" 6. "А вот умные люди то замечают, что у нас и время короче становится. Бывало лето и зима-то тянутся-тянутся. не дождешься когда кончатся, а нынче и не увидишь , как пролетят." 7. "Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром отдать не могу... я отдам, отдам, а обругаю.." 8. Кто больше боится грозы: Катерина или Варвара? 9 Каков сюжет росписи на стенах разрушающейся постройки? 10 Что просит Катерина сделать Бориса по дороге в Сибирь? И.С. Тургенев. "Отцы и дети". 1. Какое звание получил Аркадий Кирсанов в университете? 2. Какое кольцо подарил Павел Петрович княгине Р. ? 3. Как звали младшего сына Николая Петровича? 4. На каком инструменте играет Николай Петрович? 5. К кому отправились в город Базаров и Аркадий? 6. Как называлось имение Кирсановых? 7. Как выглядела визитная карточка Ситникова? 8 Как называлось имение Одинцовой? 9 Как звали сестру Одинцовой? 10 . Назовите книги и фамилии литераторов и авторов книг, фигурирующих в тексте? И.А. Гончаров. "Обломов". 1.Как звали жену Захара? 2.Назовите фамилию друга Обломова, который пытался занять у него фрак. 3 Назовите две проблемы Обломова в начале романа. 4. Почему Агафья Матвеевна заставляет Обломова гулять по саду и ограничивает его в еде? 5.Что случилось с сыном Обломова после смерти отца?. 6. Кто познакомил Обломова с Ольгой? 7. Какой повод нашел Обломов, чтобы не ездить к Ольге и в театр? 8. Что забыла Ольга в доме Обломова? 9. В какой стране случайно встретились Ольга и Штольц? 10. Главная забота дворовых в Обломовке? Н.С. Лесков. "Очарованный странник". 1.Как называется “знаток в лошадях и при ремонтерах состоящий для их руководства? 2.Каково полное имя, отчество и фамилия главного героя? 3. В чем состоял татарский (степной) поединок “ только не насчет чести, а чтобы не расходоваться”? 4. Сколько лет главный герой прожил в Рынь-песках? 5. Что означает слово “подщетинин”? 6.Как татары зовут детей русских? 7. С помощью чего главный герой крестил татар и получил возможность бежать? 8. Почему князь простил главного героя, истратившего “казенные” 5 тысяч рублей? 9. Как попал главный герой в армию? 10.Что читал в погребе герой произведения? Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание". 1 и 2 части. Где Раскольников окончательно прячет украденные вещи? Какую работу предлагает Раскольникову Разумихин? Что смущало Раскольникова в его одежде? Откуда у Раскольникова 35 рублей? На что истрачены эти деньги? Кого первым подозревают в убийстве? Куда отправила Соня сестру Поленьку после того, как умер Мармеладов? Что делал Раскольников в квартире старухи, когда вернулся туда через несколько дней после убийства? Что привиделось и послышалось Раскольникову, когда он больной лежал и спал после совершения убийства? 10. Зачем Раскольникова вызывали в полицейскую контору после убийства? 3,4,5 части. Какой эпизод просит прочитать в библии Соню главный герой романа? Что делал Свидригайлов во время чтения Евангелия Соней? “Все, что полезно человечеству, то и благородно. Я принимаю только одно слово: полезное!" Кому принадлежит эта фраза? Почему Катерина Ивановна отказалась от исповеди? Как Свидригайлов распорядился своими лишними деньгами - 10 тысячами? Что отвечает Раскольников на замечание Лебезятникова: “Если убедить человека логически, что, в сущности, ему плакать не о чем, то он и перестанет плакать”? Как Лужин, используя Соню, хотел отомстить Раскольникову? “ Главное думать не надо! Вся жизненная тайна на двух листах помещается” _О каком политическом движении говорит Разумихин? Продолжите фразу Раскольникова: "Истинно великие люди должны ощущать великую…". 10. Как называлась статья Раскольникова в “Периодической речи”? 6-ая часть и эпилог. Был ли Раскольников на похоронах Катерины Ивановны? Раскольников встречается с Свидригайловым в трактире. Была ли эта встреча случайной? Что снится Свидригайлову в ночь перед самоубийством? Сколько раз стреляла Авдотья Романовна в Свидригайлова? Откуда у Свидригайлова появился пистолет, из которого он застрелился? Сказал ли фразу “Я убил” Раскольников, когда стоял на коленях на Сенной площади? Свидригайлов собирался жениться, сколько лет было его невесте? У кого на глазах застрелился Свидригайлов? Сколько лет должен был провести Раскольников на каторге? Что явилось причиной болезни Раскольникова в Сибири? М.Е Салтыков-Щедрин. "История одного города". С какого слова начались исторические времена для населения города Глупова? Какой исторический период отражен в описи градоначальников? Какие две несложные музыкальные пьесы исполнял органчик в голове первого градоначальника? Вспомните главу “Сказание о шести градоначальницах” и назовите причины смерти некоторых из них. Что построил градоначальник Бородавкин вместо здания академии? Восстановите цитату, вставив пропущенные слова: “И вот, в одно прекрасное утро, по дороге показалось … …, которое, постепенно приближаясь и приближаясь, подошло ,наконец, к самому Глупову.” Что являлось целью и поводом “войн за просвещение”, начатых Бородавкиным? Градоначальник Ив. Ив. Прыщ, прославившийся своей фаршированной головой и небывалым подъемом благосостояния глуповцев во время его правления, говорил, вступая в должность: “Конечно, и у меня есть план к...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.01 | Просмотров: 2093
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|