Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Концепт совесть в русских пословицах и поговорках - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Концепт совесть в русских пословицах и поговорках


Автор(ы): Хайдарова Райса Мауткалиевна, заместитель директора по УР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, вера, надежда. Отмечая эмоциональную сторону пословиц, В.И.Даль писал, что пословицы – “ это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах”.1 Характеризуя эмоциональную сущность пословиц, Н.В.Гоголь говорил о пословицах, что “… в них есть все: издевка, насмешка, попрек, – словом, все шевелящее и задевающее за живое”.2
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Большая часть пословиц и поговорок обращена к нравственной сути человека – поискам и определению содержания таких понятий, как добро, зло, жалость, сострадание, честь, совесть. Собранные по темам с привлечением многих вариантов, они удивительно красноречиво и разноголосо свидетельствуют о тех духовных началах, которые регламентировали жизнь каждого человека, начиная с колыбели.
Представление о счастье всегда связывается с нравственной чистотой и душевной гармонией, – и счастливым можно назвать лишь того, кто живет в согласии со своей совестью.
В свете этих слов рассмотрим смысловое наполнение концепта “совесть” в русских пословицах и поговорках.
В “Толковом словаре русского языка” В. Даля читаем: “Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития”.3
И, проходя в том или ином виде сквозь пословицы и поговорки русского народа, сопутствуя темам чести, верности, любви, веры, тема человеческой совести передает многовековые итоги осмысления народом понятия совести как чувства нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Ценность пословиц о совести, причина их большой популярности в народе, прежде всего, объясняется их глубоким содержанием, мудростью выраженных в них идей.
_________________
1 Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1957, с.18-19.
2 Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т.6. с. 164.
3 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002, с.477.
Мудрая народная мысль подмечает: если в человеке развито чувство совести, настоящей, неподкупной, никто другой не вызовет его на суд, более беспощадный. То, что можно утаить от других, от совести не утаишь. То, что может быть прощено снисходительными людьми, перед лицом собственной совести не находит оправдания. Воистину: “Злая совесть стоит палача”. Жить с такой совестью не просто, она не даст словчить, солгать, пристальными глазами она следит за человеком, заставляя искренне раскаиваться в совершенном.
Вместе с тем совесть, которую человек подлаживает под себя, удобна. Можно на что-то закрыть глаза, где-то пойти на компромисс. Народ по этому поводу замечает: “У тебя совесть что розвальни: садись да катись”. Жить с такой совестью просто, но наказание за это неизбежно. “С его совестью жить хорошо, да умирать плохо”,- гласит народная молва, утверждая, что человек, проживший жизнь безнравственно, не вызывающий себя на суд собственной совести, беззащитен перед судом Божьим.
Совесть в народном понимании – основополагающее в человеческом характере. Совесть, стыд, честь – вместе взятые понятия, они определяют линию поведения человека (“В ком стыд, в том и совесть”, “За совесть да за честь – хоть голову снесть”). “Добрая совесть, – утверждает народ, – глаз Божий”, – давая понять, что в развитом чувстве совести народ усматривает в человеке присутствие Божественного. Напротив, людей бессовестных, беззастенчивых народ отличает, лишая их этого начала: “У него совесть в голике”.
Совесть – понятие духовное, абсолютно независимое от социального положения человека, его материальных возможностей. И в облике жалкого бедняка народ способен рассматривать личность совестливую, высоконравственную. “Рубаха черна, да совесть бела”, – гласит одна пословица. “Хоть мошна пуста, да совесть чиста”, – в тон ей подхватывает другая.
Таким образом, народное сознание глубоко уверовало: совесть – основополагающее в человеческой душе. Нет совести – нет человека: “Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука”.
Семантизации пословиц и поговорок в современном русском языке во многом помогает их этимологический анализ. Он позволяет установить связь пословицы и поговорки с реальной жизнью русского народа. “У него ни на полушку совести нет”, – говорим мы о человеке, “не отдающем себе отчета в делах своих; неправдивом, криводушном”. Здесь необходимо толкование слова “полушка”. В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой читаем: Полушка – в старину: мелкая медная монета в четверть копейки. /За морем телушка – полушка, да рубль перевозу (пословица)/ В современной разговорной речи слово “полушка” заменяется словом “грамм” (“У этого человека нет ни грамма совести”).
Выражение “У него совесть в голике” также требует объяснения. Так, в речи школьников это слово практически не употребляется, хотя и не является архаизмом. В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой значение слова раскрывается в кратком определении: “Голик – (разг.). Веник из сухих прутьев”. Подобное же толкование встречаем и в словаре В. И. Даля: “Голый веник – без листвы, голик”. Следовательно, в пословице “У него совесть в голике” смысл выражен метафорически (неспособность терпеть муки совести вследствие дурного поступка или стыдиться, сознавать свою вину, раскаиваться).
Другой пример. В основе известной пословицы “Твоя совесть, как лихая болесть” лежит сравнение. И такое сравнение не случайно. Так, у Даля, “болесть”, “боля” – боль, хворь, хиль, немочь, недуг, нездоровье. (В нашей волости лихие болести – много зла). И если душа человека не способна трудиться, то это нравственная болезнь, и она способна принести много зла.
По своей композиции большинство пословиц являются двучленными. Эта двучленность подчеркивается их определенной интонационно – ритмической организацией. Обе части пословицы, отделенные друг от друга паузой, нередко произносятся с аналогичной или близкой интонацией. И эта интонационная повторяемость частей создает определенную ритмичность. Например: “Хоть мошна пуста, да совесть чиста”. (Мошна, мошня – кошель, сумка, киса, мешочек денежный на вздержке или с завязкою. “Чужая мошна что чужая совесть”)1. В старину мошной называли мешочек для хранения денег и неодобрительно отзывались о том, кто накапливал и получал много денег – “набивал мошну”. В этой пословице мы находим осмысление народом своего социального положения, экономического неравенства людей, вместе с тем она обращена к нравственной сути человека. К сожалению, честный, добросовестный труд, к которому призывают пословицы и поговорки, часто не приносил желаемого. Поэтому нередко были “портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей”. Подчеркивая трудность и сложность жизни, пословица “Хоть мошна пуста, да совесть чиста” утверждает возможность жизненного счастья.
Очень часто, преувеличивая опасность, видя опасность там, где ее нет, мы произносим: “У страха глаза велики”. И как хорошо нужно было знать человеческую душу, чтобы создать пословицу “Черной совести и кочерга виселицей кажется”. Эта пословица о совести, как, впрочем, и многие другие, отличается нарочито ироническим содержанием. Усилению впечатления способствует гипербола, в результате возникает фантастическая, невероятная картина: кочерга кажется виселицей. “Черная совесть” – совесть преступная, злостная, принадлежащая человеку, который пошел на сделку с собственной совестью, т.е. поступил против совести. И участь этого человека незавидная, потому что чувство страха постоянно сопровождает его.
Среди атрибутивных сочетаний, в которых слово “совесть” выполняет роль опорного компонента, интерес представляет сочетание: “цыганская совесть”, “заскорузлая совесть”. Пословица “Душа христианская, да совесть–то цыганская” строится на противопоставлении, антитезе и имеет форму поучительного наглядного противопоставления христианской души и цыганской совести. Определение “цыганская”, вероятно, прямого отношения к национальному характеру, образу жизни, культуре, истории этой полукочевой этнической группы не имеет, а в словаре В. И. Даля дается следующее толкование слова “цыган” – обманщик, плут, барышник, перекупщик, обидный насмешник.
Другое сочетание “заскорузлая совесть” встречаем в пословице “Заскорузлой совести не проймешь”. Действительно, пронять, т.е. сильно подействовать на людей с неразвитой, закоснелой совестью невозможно. И хотя совесть, как душа, “обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”, у кого-то она “в рукавичках ходит” (“У него совесть в рукавичках ходит”), т.е. пребывает в праздности.
Д. С. Лихачев в “Письмах о добром и прекрасном” писал: “Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть1 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002, с.477.
“грызет”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Действительно, совесть у человека либо есть, либо ее нет, и об этом свидетельствуют постоянные эпитеты – “добрая” совесть, “черная” совесть.
Во многих пословицах народом использовались сравнения, которые делают ярче и выразительней их смысл. Человек с чистой, незапя...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.02 | Просмотров: 2606

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340