Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Занятие на тему Экологические права граждан
Автор(ы): Герасимова Людмила Валентиновна, преподаватель байкаловедения
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия: 1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний 2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях. После занятия учащийся должен знать: Теоретические основы экологического права Иметь представление о применении статьи 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» к конкретным ситуациям Должен овладеть: - Теоретическими основами экологического права.
- Способами применения знаний к рассмотрению ситуаций
- Уметь использовать полученные знания, в своей практической деятельности.
Занятие проводится в 3 этапа. I этап: закрепление изученного материала и погружение в тему. Организация работы: На школьной доске записываем тему занятия «Экологические права граждан». Готовим макет таблицы «Проблемы» и «Меры». Информация учителя: Конституция РФ в ст.42 закрепляет права гражданина Российской Федерации, как личности, и является гарантом их соблюдения. В качестве одного из основных прав указано «право на благоприятную окружающую среду». Конституцией провозглашено также право граждан свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ст.29), и закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию (ст.42). Также экологические права граждан, закреплены в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в основах законодательства РФ «О здоровье граждан», в Законе РФ «Об основах градостроительства». Реализация данных законов предопределяет право граждан требовать от соответствующих органов предоставления достоверной, полной информации о состоянии окружающей среды. Экологическое право, как отрасль права, изучает вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов. Учащиеся записывают определения, связанные с изучением этой темы: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологические правоотношения, вред окружающей среды и др. Задание 1. Определение основных экологических проблем города/села Цель: Закрепление материала ранее изученного на занятиях экологии. Задачи: Обсуждение вопроса: «Какие экологические проблемы Вы знаете в нашем городе/селе?» (в малых группах по 2 человека). Ведущие заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры» по предложениям от каждой группы. Задание выполняется 3 мин. Примерная таблица: «Проблемы» | «Меры» | Загрязнение атмосферного воздуха | Закрыть завод | Вырубка леса | Запретить вырубать лес | Загрязнение реки | Очистить реку | Мусор | Определить место под свалку | Нет чистого места отдыха | Обязать ЖКХ убирать берег | Администрация ничего не делает | Наказать главу администрации | Люди болеют | Лечить людей | Продукты грязные | Запретить продавать продукты | Животных убивают | Запретить охоту | Примечание для учителя – в вашем классе может быть другой перечень. Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества проблем выбрать подобные и конкретизировать, затем конкретные меры для решения, названных проблем. Выводы: Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные меры, направленные на устранение нарушения. Как показывает опыт, в 50% отмечаются меры, связанные с запретом, основанным на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства. Задание 2. Роль человека в решении экологических проблем Цель: Определить роль человека в решении экологических проблем. Задачи: Обсуждение в группах по одной проблеме. Составление схемы участия человека в решении проблемы и принятии мер по проблеме. Каждая группа (2 человека) на листе составляет схему решения выбранной проблемы. Определяет представителя для презентации своей работы. Задание выполняется в течение 5 мин. Ведущие вывешивают схемы на доске и предлагают представителям каждой группы провести презентацию. Примерная схема: <Рисунок 1> Примечание для учителя – могут быть другие схемы, дети творчески походят к выполнению задания. Выводы: При рассмотрении вариантов решения проблем более широко рассматривается роль человека, переживающего за состояние природы. По мере погружения в задание, возникают новые условия возникновения проблемы и новые предложения к решению проблемы. Учащиеся должны самостоятельно определить роль человека не только, как нарушителя, но и как контролера выполнения требований закона, обеспокоенного данной проблемой. По окончанию выполнения данного задания нужно отметить наиболее полно составленные схемы и наградить группу «Знаком отличия» II этап: Ознакомление с новым материалом и применение закона Информация учителя: В статье 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» указан перечень экологических прав граждан. Экологические права человека – это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду и право на использование природной среды для удовлетворения своих потребностей (экономических, эстетических, духовных). Политическая сторона экологических прав человека заложена в нормах международного права (Всемирная декларация прав человека 1848г., Стокгольмская декларация 1972г. и другие), которые подтверждают право человека на здоровую жизнь в окружающей природной среде. Предметом экологического права являются правоотношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Учащимся предлагаются ситуация для решения, характерная для вашего города или села: Пример: Житель дома №20 Иванов В. вынес мусор из квартиры в урну на улице возле дома. Ведущие выполняют роли: Иванова В., жителя, и Жилкина П., специалиста ЖКХ, который увидел, как Иванов В. выбрасывал мешок с мусором в урну возле дома. Специалист ЖКХ требует от гражданина Иванов вынести мешок с мусором в контейнер, который стоит на специальной площадке за домом. Примеры решения ситуации – варианты разные: - Иванов В. – выносит мусор в положенное место и извиняется.
- Иванов В. – уходит.
- Иванов В.Начинает ругаться, выше ЖКХ ничего не делает, чтобы было чисто и др.
Обсуждение с учениками законности поведения Иванова В. и Жилкина П. Выводы: гражданин Иванов В. нарушил правила содержания придомовой территории, эти «Правила» должны быть оформлены и размещены в подъездах домов ЖКХ (доведены до жителя, который должен их соблюдать). К Иванову В. могут быть приняты меры административного воздействия в виде штрафа, вынесенного административной комиссией данного муниципального образования по представлению ЖКХ. Информация учителя: У гражданина есть право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Чаще всего, когда это право соблюдается, мы не обращаем внимание. А, когда оно нарушается, мы вспоминаем о нашем праве. Поэтому необходимо знать, что такое экологическое правонарушение, из каких составных частей оно состоит. Также рассмотрим способы защиты своих прав. Виды экологических правонарушений <Рисунок 2> Состав экологического правонарушения <Рисунок 3> Схемы учащимся необходимо записать в тетрадь. Задание 3 Определение состава экологического правонарушения: Цель: Усвоение новых терминов, правильное их применение при выполнении задания. Задачи: Определить состав нарушения Определить основных участников правонарушения Выполнение: Учащиеся делятся на 2 группы, разбирают ситуации и проводят презентацию ответа с оформление схемы и обозначением участников правоотношения на плакате. На выполнение и обсуждение задания 10 минут. Примеры ситуаций: Ситуация 1. Сидоров А. составил заявление о том, что котельная дымит и загрязняет атмосферу - он обратился в СЭС (запросил информацию о концентрациях загрязнения), в администрацию к мэру города. Прошел месяц из СЭС ответа не получил Из администрации ответили, что котельная важнее. Составить схему экологического правонарушения. Ситуация 2. Алексеев М. поймал нарушителя, который вырубал дерево в городском парке города/села, привел в администрацию. Там ему ответили, что примут меры. Через месяц Алексеев М. написал письмо – запрос о том, чтобы ему сообщили, какие меры приняты. Ответа не было. Необходимо составить схему правон...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1687
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|