Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Занятие на тему Экологические права граждан - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Занятие на тему Экологические права граждан


Автор(ы): Герасимова Людмила Валентиновна, преподаватель байкаловедения


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятия:
1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний
2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях.
После занятия учащийся должен знать:
Теоретические основы экологического права
Иметь представление о применении статьи 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» к конкретным ситуациям
Должен овладеть:
  • Теоретическими основами экологического права.
  • Способами применения знаний к рассмотрению ситуаций
  • Уметь использовать полученные знания, в своей практической деятельности.
Занятие проводится в 3 этапа.
I этап: закрепление изученного материала и погружение в тему.
Организация работы: На школьной доске записываем тему занятия «Экологические права граждан». Готовим макет таблицы «Проблемы» и «Меры».
Информация учителя: Конституция РФ в ст.42 закрепляет права гражданина Российской Федерации, как личности, и является гарантом их соблюдения. В качестве одного из основных прав указано «право на благоприятную окружающую среду».
Конституцией провозглашено также право граждан свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ст.29), и закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию (ст.42).
Также экологические права граждан, закреплены в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в основах законодательства РФ «О здоровье граждан», в Законе РФ «Об основах градостроительства».
Реализация данных законов предопределяет право граждан требовать от соответствующих органов предоставления достоверной, полной информации о состоянии окружающей среды.
Экологическое право, как отрасль права, изучает вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов.
Учащиеся записывают определения, связанные с изучением этой темы: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологические правоотношения, вред окружающей среды и др.
Задание 1. Определение основных экологических проблем города/села
Цель: Закрепление материала ранее изученного на занятиях экологии.
Задачи: Обсуждение вопроса: «Какие экологические проблемы Вы знаете в нашем городе/селе?» (в малых группах по 2 человека).
Ведущие заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры» по предложениям от каждой группы. Задание выполняется 3 мин.
Примерная таблица:
«Проблемы»
«Меры»
Загрязнение атмосферного воздуха Закрыть завод
Вырубка леса Запретить вырубать лес
Загрязнение реки Очистить реку
Мусор Определить место под свалку
Нет чистого места отдыха Обязать ЖКХ убирать берег
Администрация ничего не делает Наказать главу администрации
Люди болеют Лечить людей
Продукты грязные Запретить продавать продукты
Животных убивают Запретить охоту
Примечание для учителя – в вашем классе может быть другой перечень.
Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества проблем выбрать подобные и конкретизировать, затем конкретные меры для решения, названных проблем.
Выводы: Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные меры, направленные на устранение нарушения.
Как показывает опыт, в 50% отмечаются меры, связанные с запретом, основанным на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства.
Задание 2. Роль человека в решении экологических проблем
Цель: Определить роль человека в решении экологических проблем.
Задачи:
Обсуждение в группах по одной проблеме.
Составление схемы участия человека в решении проблемы и принятии мер по проблеме.
Каждая группа (2 человека) на листе составляет схему решения выбранной проблемы. Определяет представителя для презентации своей работы.
Задание выполняется в течение 5 мин.
Ведущие вывешивают схемы на доске и предлагают представителям каждой группы провести презентацию.
Примерная схема: <Рисунок 1>
Примечание для учителя – могут быть другие схемы, дети творчески походят к выполнению задания.
Выводы:
При рассмотрении вариантов решения проблем более широко рассматривается роль человека, переживающего за состояние природы.
По мере погружения в задание, возникают новые условия возникновения проблемы и новые предложения к решению проблемы. Учащиеся должны самостоятельно определить роль человека не только, как нарушителя, но и как контролера выполнения требований закона, обеспокоенного данной проблемой.
По окончанию выполнения данного задания нужно отметить наиболее полно составленные схемы и наградить группу «Знаком отличия»
II этап: Ознакомление с новым материалом и применение закона
Информация учителя: В статье 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» указан перечень экологических прав граждан.
Экологические права человека – это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду и право на использование природной среды для удовлетворения своих потребностей (экономических, эстетических, духовных).
Политическая сторона экологических прав человека заложена в нормах международного права (Всемирная декларация прав человека 1848г., Стокгольмская декларация 1972г. и другие), которые подтверждают право человека на здоровую жизнь в окружающей природной среде.
Предметом экологического права являются правоотношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Учащимся предлагаются ситуация для решения, характерная для вашего города или села:
Пример: Житель дома №20 Иванов В. вынес мусор из квартиры в урну на улице возле дома.
Ведущие выполняют роли: Иванова В., жителя, и Жилкина П., специалиста ЖКХ, который увидел, как Иванов В. выбрасывал мешок с мусором в урну возле дома.
Специалист ЖКХ требует от гражданина Иванов вынести мешок с мусором в контейнер, который стоит на специальной площадке за домом.
Примеры решения ситуации – варианты разные:
  1. Иванов В. – выносит мусор в положенное место и извиняется.
  2. Иванов В. – уходит.
  3. Иванов В.Начинает ругаться, выше ЖКХ ничего не делает, чтобы было чисто и др.
Обсуждение с учениками законности поведения Иванова В. и Жилкина П.
Выводы: гражданин Иванов В. нарушил правила содержания придомовой территории, эти «Правила» должны быть оформлены и размещены в подъездах домов ЖКХ (доведены до жителя, который должен их соблюдать). К Иванову В. могут быть приняты меры административного воздействия в виде штрафа, вынесенного административной комиссией данного муниципального образования по представлению ЖКХ.
Информация учителя: У гражданина есть право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Чаще всего, когда это право соблюдается, мы не обращаем внимание. А, когда оно нарушается, мы вспоминаем о нашем праве.
Поэтому необходимо знать, что такое экологическое правонарушение, из каких составных частей оно состоит. Также рассмотрим способы защиты своих прав.
Виды экологических правонарушений <Рисунок 2>
Состав экологического правонарушения <Рисунок 3>
Схемы учащимся необходимо записать в тетрадь.
Задание 3 Определение состава экологического правонарушения:
Цель: Усвоение новых терминов, правильное их применение при выполнении задания.
Задачи:
Определить состав нарушения
Определить основных участников правонарушения
Выполнение: Учащиеся делятся на 2 группы, разбирают ситуации и проводят презентацию ответа с оформление схемы и обозначением участников правоотношения на плакате. На выполнение и обсуждение задания 10 минут.
Примеры ситуаций:
Ситуация 1. Сидоров А. составил заявление о том, что котельная дымит и загрязняет атмосферу - он обратился в СЭС (запросил информацию о концентрациях загрязнения), в администрацию к мэру города.
Прошел месяц из СЭС ответа не получил
Из администрации ответили, что котельная важнее.
Составить схему экологического правонарушения.
Ситуация 2. Алексеев М. поймал нарушителя, который вырубал дерево в городском парке города/села, привел в администрацию. Там ему ответили, что примут меры. Через месяц Алексеев М. написал письмо – запрос о том, чтобы ему сообщили, какие меры приняты. Ответа не было.
Необходимо составить схему правон...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1687

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340