Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по биологии на тему: Многообразие земноводных Пензенской области - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Урок по биологии на тему: Многообразие земноводных Пензенской области


Автор(ы): Догадина Татьяна Владимировна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  • образовательные – обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше; об экологических факторах, определяющих их распространение в Пензенской области.
  • развивающие – развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.
  • воспитательные – формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.
Оборудование:
  1. Самодельныетаблицы:
а) требования к знаниям и умениям;
б) позвоночные животные Пензенской области;
в) опорный конспект “Отряд бесхвостые. Семейство жабы”.
  1. Механическая игрушка “земноводное”.
  2. Звукозапись:
а) голоса земноводных;
б) рассказ: интервью кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии и экологии Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В.Г.Белинского Ермакова О.А.
  1. Динамическая модель водоема “Биотические связи земноводных”.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: Известно, что земноводные заселили огромные пространства суши, кроме Крайнего Севера, Заполярья, высокогорья. Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: хвостатые, бесхвостые, безногие. Представители хвостатых и бесхвостых земноводных встречаются и на территории Пензенской области. Всего насчитывают 11 видов. С ними мы и будем знакомиться. Вы должны знать 2–3 представителей земноводных из каждого отряда, отличать их друг от друга. Уметь объяснять особенности их образа жизни и роль в природе. Более подробно требования к знаниям и умениям обозначены на таблице: “Требования к знаниям и умениям учащихся”. Содержание таблицы “Требования к знаниям и умениям учащихся”:
Называть: экологические факторы, определяющие распространение земноводных Пензенской области, редкие виды земноводных.
Характеризовать: многообразие земноводных, их образ жизни в соответствии со средой обитания, причины исчезновения земноводных.
Обосновывать: место и роль в природе и жизни человека.
Сравнивать: признаки приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.
Распознавать: признаки отличия жаб и лягушек.

II. Изучение нового материала

1.1 Позвоночные животные Пензенской области (рассказ учителя).
В Пензенской области насчитывают 11 видов земноводных, в том числе 9 видов принадлежат к отряду бесхвостые, 2 вида к отряду хвостатые.
Эти сведения представлены и в таблице.
Позвоночные животные Пензенской области
Класс Отряд Семейство Количество видов
Земноводные Хвостатые Саламандровые 2
Бесхвостые Круглоязычные 1
Чесночницы 1
Жабы 2
Лягушки 5
В дальнейшем вы можете ее использовать при подготовке устного ответа.
2.2. Хвостатые земноводные Пензенского края. Их 2 вида: тритон обыкновенный, тритон гребенчатый. Рассмотрим биологические особенности тритона обыкновенного. (Сообщение ученика) по плану. Текст сообщения. “Биологические особенности тритона обыкновенного”.
Обыкновенный тритон повсеместно распространенный вид животного Пензенской области. Тритон обыкновенный встречается в небольших прудках, в кюветах по обочинам дорог. По форме тела тритон напоминает ящерицу. Небольшое животное, длина туловища 5–6 см. Тритон обыкновенный более приспособлен к жизни в воде, чем лягушка и жаба. Кожа у тритона голая, гладкая, мелкозернистая и не может защитить тело от высыхания. Окраска верха светлая, брюхо желтоватое с темными пятнами. На голове продольные полосы. Весной в период наибольшей активности у тритона от затылка до хвоста появляется плавниковый гребень – этот орган усиливает процесс кожного дыхания. Основным видом пищи тритона обыкновенного в водоеме являются различные водные беспозвоночные: ракообразные, моллюски, личинки комаров. К моменту выхода на сушу тритон теряет гребень, становясь сухопутным животным с преобладанием легочного дыхания. Суточная ритмика активности тритона определяется погодными условиями: в первую очередь температурой и влажностью. Днем тритон скрывается в лесной подстилке, под корягами, корой упавших деревьев. Активен ночью, питается мелкими наземными беспозвоночными. Тритон периодически линяет, сбрасывая свою кожицу, которую тут же съедает. Частая линька указывает на интенсивность роста и обмена веществ у животного. Весной, в период размножения, у самцов вырастает сумчатый гребень. У самок гребня нет. У тритона проявляется забота о потомстве на стадии икрометания, поэтому число откладываемых яиц невелика: 69–170 икринок. На 14–20 день после откладки яиц из них выходят личинки, напоминающие головастиков лягушки. В нашей области при понижении t до 8–12° и при ночных t в 3–5° С земноводные перемещаются к местам зимовок, в сентябре и начале октября скрываются в зимние убежища. Зимует тритон на суше в ямах, гнилых пнях. Кроме тритона обыкновенного в Пензенской области встречается гребенчатый тритон. Этим земноводным требуются специальные меры охраны.
План сообщения “Биологические особенности тритона обыкновенного”.
  1. Среда обитания тритона обыкновенного.
  2. Биологические особенности тритона обыкновенного:
1) Внешнее строение:
а) форма тела;
б) размер;
в) покровы тела;
г) конечности.
2) Образ жизни:
а) питание;
б) размножение;
в) забота о потомстве;
г) ритмы жизни.
3) Охрана тритонов.
На основе прослушанной информации о тритоне обыкновенном все остальные учащиеся выполняют задания по вариантам.
1-й вариант. Составить план, характеризующий биологию тритона обыкновенного
2-й вариант. Слушая рассказ, ответьте на вопрос письменно.
Вопрос: Какие факторы определяют распространение тритона обыкновенного в Пензенской области?
2.3.Самостоятельная работа с текстами: “Озерная лягушка” (Приложение 1),(<Рисунок 1>), “Съедобная лягушка” (Приложение 2),(<Рисунок 2>)
Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу “Сравнительная характеристика земноводных”.
Таблица “Сравнительная характеристика земноводных”
План Озерная лягушка Съедобная лягушка
Среда обитания Водоемы открытых ландшафтов Промежуточные условия, избегают водоемов и не заходят в глубь леса
Особенности питания Насекомые Насекомые
Приспособления к зимним условиям Зимуе...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.03 | Просмотров: 1881

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340