Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок математики по теме Сравнение рациональных чисел. 6-й класс
Автор(ы): Корнеева Галина Петровна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Данный урок является третьим уроком в системе уроков по теме: Рациональные числа. Тип урока: урок приобретения новых знаний. Форма проведения урока: урок с элементами моделирования ситуации. Анонс урока: учебно-поисковая деятельность с элементами игровой. Система оценки знаний “Оцени себя сам”. Активные формы: мотивация на каждом этапе, проблемные ситуации, лабораторное исследование, эксперимент, исторические справки, дидактическая игра. Формы учебной работы: фронтальная, групповая, ролевая, индивидуальная. Цель: выведение правил сравнения рациональных чисел, выработка прочных навыков, их применение, аргументируя свой ответ любым подходящим образом: 1) сравнение с опорой на расположение чисел на координатной прямой - содержательно-интуитивная часть; 2) сравнение с помощью понятия модуль числа - формализованная часть. Задачи: - Учащиеся должны научиться сравнивать числа, понимать связь отношений “больше” и “меньше” с расположением точек на координатной прямой; сравнивать рациональные числа, аргументируя свой ответ любым подходящим образом.
- Воспитание исследовательских умений и навыков, выработки умения публично выступать, отстаивать свои позиции, эмоционально-ценностного отношения школьников к процессу изучения математики, потребности в творческой самореализации, самообразовании, самосовершенствовании, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям.
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, логического и наглядно-образного мышления учащихся и формированию адекватной самооценки, умений самостоятельно работать, говорить, слушать, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.
Имитационная модель: для разработки и изучения темы создаются группы (по желанию учащихся) во главе с консультантом, одно из групп – творческая лаборатория, которая проводит экспериментальную работу в течение недели, с результатами готовит отчет-выступление на уроке. Оформление выступления плакатами, схемами-опорами, рисунками, сопровождение выступления экспериментом. Задача каждой группы: ознакомить присутствующих с теорией по данному вопросу с опорой на ранее изученный материал, проводя аналогии между темами “Целые числа” и “Рациональные числа” – (обучение по спирали) – движение по спирали (реализация линейно-концентрического изложения материала: учащиеся неоднократно возвращаются ко всем принципиальным вопросам, поднимаясь при этом на новый уровень – обобщение и формализация заданий, полученных учащимися в ходе изучения целых чисел). Ход урока Организационный момент. Подготовка рабочих мест учащихся. Столы стоят таким образом, чтобы учащиеся видели записи на доске. Актуализация знаний, умений, навыков, учащихся. 4 ученика, по желанию, выполняют домашнее задание на доске, пока они готовятся, остальные ученики вспоминают, какую тему изучали на прошлом уроке (“Модуль числа”), какие числа рассматривали (рациональные числа), знакомятся с изречениями великих людей: “Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета” (Жуль Анри Пуанкаре), с историческим контекстом урока (историческая справка, мини-сообщение о истории возникновения названия рациональных чисел). С целью подготовки к восприятию нового материала, открытия замысла урока, проверяется практическая часть домашнего задания (№ 892 (а - в), 895 (г, д), 888, 900 (а-г)). Математика. 6. Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина). С помощью ключа - буквограда определяется, какое слово зашифровано. Буквоград-шифровка -10,5 | 45 | -4 | 30 | -9,5 | -0,25 | 10 | 1,3 | 12 | А | Н | С | Е | Р | Е | В | И | Н | Ответ: слово “сравнение”. III. Изучение нового материала. 1. Ученики пишут в тетрадях, учитель на доске тему урока: “Сравнение рациональных чисел”. Подчеркивается, что именно правильно выполненное домашнее задание помогло открытию темы урока, что ученики сами открыли тему урока. 2. С целью пробуждения интереса к предстоящей работе, осознания заданий, ученики выполняют следующее задание: Что больше: 1) 2,5 или 2,25; 2) 8/11 или 10/11; 3) – 3 или 2; 4) – 2 или – 6; 5) – 3,5 или – 9,3; 6) – 5 1/2 или – 3/7 . Ответы ученики пишут на карточках обратной связи и одновременно показывают учителю, устно объясняя, почему выбрано данное число. Но из-за недостаточных знаний при выполнении примеров 5) и 6) создается ситуация затруднения. Пока правила нет, не можем применить то, чего не знаем. Мотив – не хватает знаний, поэтому нужны новые правила сравнения! Ученики согласны с тем, что надо решить эту проблему. Этим и будем заниматься на уроке: откроем правила, которые помогут решить примеры 5) и 6). 3. В ходе беседы выясняем, какие числа уже научились сравнивать и каким образом, что нового хотели бы для себя узнать. Итак, цель: самим вывести правила сравнения рациональных чисел (с опорой на расположение чисел на координатной прямой) – содержательно - интуативно и (с использованием понятия “Модуль числа”) – формально. 4. Перед выполнением практической работы, повторяются определения, которые помогут успешно выполнить задание: - Что показывает координата точки на прямой?
- Что такое модуль числа с геометрической точки зрения?
- Чему равен модуль положительного числа?
- Чему равен модуль отрицательного числа?
- Чему равен модуль нуля?
- Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
- Назовите число, противоположное числу 5?
- Какое число противоположно самому себе?
С целью расширения кругозора слушаем мини-сообщение о памятнике “0 км” - одной из достопримечательностей столицы Венгрии – Будапеште. 5. Итак, начинается практическая работа в группах (3-4 минуты) на контрольных листках (задания дифференцированы). Учащиеся решают, исследуют, обсуждают задания, помогают друг другу, открывают новые для себя правила, делают выводы. По окончании работы начинают выполнять задания, записанные на доске и на обратной стороне контрольных листов. Приложение 1. После выполнения заданий в группах, консультанты по очереди отчитываются о проделанной работе, готовят вывод, прикрепляют схемы-опоры и дают подробное объяснение своему выбору (почему прикрепили именно к этому примеру из десяти). Приложение 2. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения примеров (правило ладошки). 6. После того, как каждая группа справляется с поставленной задачей: сами открыли и применили правила при сравнении рациональных чисел, ученики читают новые правила вслух (заранее написанные на доске), затем по учебнику (стр. 266, 267) и замечают, что они записаны в иной форме. Учитель подчеркивает, что важно уметь формулировать и умело применять правила сравнения не только в прямом, но и в обратном порядке. На дом ученики получают творческое задание: выяснить, можно ли какое-то из правил выбросить? Есть ли среди них универсальное? 7. Далее предлагается определить для себя: понятен ли материал урока, как поняли ли теорию и на контрольных листочках в таблице “Оцени себя сам” (Приложение 2) в колонке “Поняли ли теорию” поставить в первом квадратике знак: “+”, если правила поняли все; “+”, если не все правила поняли; “-”, если ничего не поняли. IV. Применение новых знаний, умений, навыков. 1. Возвращаясь к заданиям домашней работы, вновь сравнивают числа, но теперь используя только что открытые правила сравнения рациональных чисел (№ 892 (а-в), № 895 (д), 888 (а-г)). Учитель подчеркивает, что при сравнении рациональных чисел необходимо применить то правило, которое удобно для вас. А результаты сравнения будут одинаковыми, в чем вы убедились при решении примеров. 2. Предлагается затем определить для себя как запомнили правила, которые проговаривали на уроке несколько раз (кто вслух, кто про себя), вновь оценить самих себя и во втором квадратике поставить знак: “+”, если запомнил все правила; “+”, если не все правила запомнил; “-”, если не запомнил ни одного. 3. Затем проводится физминутка – упражнения для снятия напряжения. 4. Возвращаемся к тем двум примерам из шести, которые вызвали затруднения, где возникла проблема. 1) – 3,7 или - 9,3 2) –
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.03 | Просмотров: 3698
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|