Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Краеведение на уроках русской литературы в 8–11-х классах якутской школы
Автор(ы): Васильева Вера Дмитрьевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачей современной методической науки является разработка научных основ содержания обучения, поиски новых форм организации учебной деятельности учащихся. Одним из эффективных путей, позволяющих решить эту задачу в условиях национальной школы, является использование материалов литературных связей и краеведения на уроках русской литературы. Литературное краеведение - специфическая отрасль науки о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения» . Во всех изучаемых предметах расширяется представление учащихся об окружающем мире, об исторических и культурных связях родных мест с жизнью всей страны. На уроках литературы в старших классах большое место при изучении жизни и творчества того или иного писателя уделяется литературному краеведению. Для успешной работы с материалами литературных связей и литературного краеведения от учителя требуется соблюдение ряда дидактических требований: 1. Нужно помнить, что использование материалов литературных связей и краеведения не самоцель, а средство активизации учебного процесса, и учитель должен следить за тем, чтобы дополнительный материал не заслонял основной темы урока, не перегружал его. 2. Правильно отобранные сведения убеждают учащихся в мысли, что истинное взаимодействие между литературами заключается не в подражании одного писателя другому, а в творческом переосмыслении идей, тем, в восприятии самого подхода художника к явлениям действительности и их изображению. 3. Включение материалов литературных связей и краеведения в уроки преследует не только образовательную, но и воспитательную цель. На занятиях должны иметь место примеры, отражающие интернациональные устремления русской литературы, свидетельствующие о красоте личности писателя, связанного с родным краем учащегося, сведения о великой роли русской литературы в зарождении и развитии якутской литературы, о значении отдельных русских писателей в становлении творческой индивидуальности многих якутских авторов. Все это способствует воспитанию чувства любви и уважения к русской литературе, чувства патриотизма и интернационализма. 4. Отбираемые примеры и факты должны соответствовать возрастным особенностям школьников и уровню их литературных знаний. Элементарные сведения о взаимосвязях литератур могут быть даны в V-VII классах. Так, в V-VI классах сопоставление русских пословиц и поговорок, загадок, сказок с образцами устного творчества якутов даст учащимся первое яркое представление о сходстве жизненного опыта и нравственных идеалов якутского и русского народов, об их духовной близости. При изучении отдельных программных произведений, теоретико-литературных понятий возможны аналогии с родной литературой. Таковы, например, вопросы и задания: после изучения басен Крылова в VII классе: кто из якутских писателей пишет басни? V класс – Что такое эпитет? Приведите примеры, в том числе на родном языке. Что такое рассказ? Какие рассказы якутских русских писателей вы читали? VI класс – Какие стихи якутских поэтов посвящены Кавказу? Что привлекает их в природе этого края? и.т.д. С 9 класса начинается систематическое изучение истории русской и родной литературы. Такое параллельное изучение создает возможность для рассмотрения идейных, нравственно-эстетических, сюжетных параллелей, перекличек в системе образов, средств художественной выразительности в произведениях русских и якутских авторов, вопросов литературных контактов и влияний. 5. Нельзя весь объем материала сосредотачивать в одном классе, это приведет к перегрузке учащихся. Из года в год должны расширяться и углубляться знания школьников. На примере биографии и творчества А.М.Горького рассмотрим распределение материалов о связях писателя с Якутией и якутской литературой по классам. Учащиеся якутской школы знакомятся с биографией и творчеством А.М.Горького в VI-VIII и IX классах. На протяжении всего курса обучения литературе становится возможным обращение к личным и творческим связям Горького с Якутией и якутской литературой. В VII классе при изучении глав из повести Горького «Детство» можно сопоставить их близким по идейному содержанию отрывкам из романа Н.Е.Мординова «Весенняя пора». Возможны вопросы и задания. 1. Сравните главных героев этих произведений Алешу Пешкова и Никиту Леглярина. Что общего между ними? (Учащиеся отметят, что оба героя с детства познали «свинцовые мерзости жизни», но это не убило в них стремление к добру и справедливости. Алешу и Никиту объединяет страстное желание учиться, непримиримость к своим обидчикам). 2. Какую роль сыграли в жизни Алеши и Никиты их бабушки – Акулина Ивановна и Дарья? (Обе женщины учили мальчиков честности и справедливости, в своих чудесных сказках, всегда защищающих интересы народа и направленных против угнетателей, они открывали своим питомцам чудеса народной мудрости). В VIII классе, говоря о воспитательной силе горьковских произведений, уместно познакомить школьников с историей распространения «Песен» Горького в Якутии, рассказать об их влияниях. Так, от класса к классу расширяя знания школьников о писателе, можно углубить их представление о связи писателя с Якутией, о его роли в развитии якутской литературы. Формы включения материалов литературных связей и краеведения в систему уроков разнообразны: лекции учителя, беседы на основе сопоставления русских и якутских авторов, сообщения и доклады учащихся, выразительное чтение стихов и отрывков из произведений русских и якутских писателей. Их выбор обусловлен целью уроков, характером изучаемого материала, уровнем подготовленности учащихся, наличием у учителя необходимой литературы. При изучении биографий отдельных русских писателей освещается вопрос об отражении якутской темы в их творчестве. Материалы были сделаны в краткой форме, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать у них желание ближе познакомиться с их произведениями, расширить круг их внеклассного чтения. Теперь рассмотрим привлечение материалов литературных связей и краеведения при изучении отдельных тем программы по русской литературе в IX классе. М.В.Ломоносов. Как дополнительные сведения по обзорному курсу русской литературы до XIX века по теме «Ломоносов – гениальный сын русского народа», можно рассказать учащимся о том, что великий русский ученый и поэт М.В.Ломоносов является первооткрывателем темы Якутии в русской художественной литературе. В своей знаменитой «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны», написанной в 1747 году, он дает уроки царям, выражает свою беспредельную любовь к Отечеству, беспокоится о его будущих судьбах и стремится обратить внимание правительства и народа на несметные богатства, которые таятся в недрах страны. В оде автор с высоким поэтическим пафосом говорит об огромных богатствах Якутии. Примечательно то, что М.В.Ломоносов призывал русское правительство обратить внимание на такую малоизвестную окраину России, какой являлась в то время якутская земля. По теме «Литература I периода русского освободительного движения» изучается творчество поэта-декабриста К.Ф.Рылеева – «Гражданин» и «Иван Сусанин». Можно осуществить краеведческий материал на факультативных занятиях или уроках внеклассного чтения. Так по поэме Рылеева «Войнаровский» можно провести урок внеклассного чтения, где учащиеся шире и глубже ознакомятся с художественным своеобразием её. Рылеев работал над поэмой в 1823-24 годах. Действие её развертывается в Якутии. И для того, чтобы дать правдивые картины её природы и быта якутского народа, он серьезно изучал этот край по печатным источникам, документам Российско-Американской компании, по рассказам людей, посещавших Якутию. В этом помогало и то, что он сам в начале 1824 года был назначен правителем канцелярии Российско-Американской торговой компании. Главный герой поэмы – Андрей Войнаровский. Это историческое лицо. Он был племянником гетмана Мазепы, в молодости объездил Европу и в Германии учился наукам и языкам. С 1705 года служил в царских войсках атаманом, затем последовал за дядей-изменником, от имени последнего не раз ходил к хану крымскому и турецкому султану, желая восстановить их против России. После смерти Мазепы при поддержке шведского короля Карла XII был избран гетманом Украины. Но от гетманства отказался и даже откупился. Наследовав после дяди много имущества и драгоценностей, покинул Турцию и жил сначала в Вене, затем в Бреславле и Гамбурге, заведя знакомства в высших кругах придворного общества немецких княжеств, но в 1716 году был схвачен на улице Гамбурга по требованию российского резидента и в 1717 году предстал перед Петром I, который сослал его с семейством в Якутск. В Якутске Войнаровский жил долго, до самой смерти в 1740 г. Фигура Войнаровского привлекала внимание декабристов, они находили в нем человека, наделенного сильным характером. В лице его видели друга свободы и врага самодержавия. Именно поэтому Рылеев, один из руководителей декабристского движения, зачинателей революционно-политической поэзии, написал историко-героическую поэму. В поэме автор рисует Войнаровского, вопреки исторической правде, врагом самодержавия, поборником свободы. Поэма ценна гражданским звучанием и поэтическими достоинствами. Описание Якутии и якутской природы, данное Рылеевым, получило одобрение со стороны крупнейших русских писателей XIX в. Писатель Гончаров, сам побывавший в Якутии и хорошо изучивший этот край, отмечал в своем очерке «Восточной Сибири», что природа Якутии прекрасно обозначена в поэме Рылеева, дан «первый фотографический снимок с Якутска и с якутской природы». Мастерски описана Рылеевым охота на северного оленя в глухой якутской тайге. Написанная живо и занимательно, она привлекает своей правдивой простотой, естественностью, лаконизмом, умением в стихах дать живые ощутимые образы. Большим реализмом отличаются описания жилищ, одежды, занятий героев поэмы; подчеркивается своеобразие условий жизни в этом далеком краю. Заслуга Рылеева в том, что, никогда не бывав в Якутии, он сумел создать столь правдивые картины природы и быта Якутии. Поэма явилась горьким и смелым упреком в адрес русского самодержавия, которое стремилось превратить Сибирь в «тюрьму без решеток», затормозить культурный рост её народов. Поэма Рылеева – ценный вклад в русскую художественную литературу о Якутии. Она вызвала большой интерес и явилась толчком для дальнейшей разработки якутской темы в русской литературе. После чтения возможна беседа по таким вопросам: - В посвящении к поэме Рылеев говорит «Я не поэт, а гражданин». Как вы понимаете эти слова?
- Почему в изображении Войнаровского поэт отступает от исторической правды?
- Найдите в тексте детали, свидетельствующие о тщательном изучении Рылеевым якутской жизни (обратите внимание на описание города Якутска, его жителей, изображение быта ссыльного Войнаровского).
- Какие описания якутской природы вам особенно понравились? Чем? Обратите внимание на язык этих описаний.
В заключение можно поговорить о сочетании романтизма в поэме, о её художественных достоинствах, познакомить учащихся с оценкой поэмы современниками поэта и критиками, отметить её значение в развитии якутской темы в русской литературе. Имя А.С.Пушкина широко представлено в программе по русской литературе. Начиная с 5 класса, школьники изучают его произведения. Из года в год расширяются их представления о поэте. В IX классе, где биография и творчество поэта изучается особенно широко, появляется возможность показать связи поэта с родной литературой. Мы имеем возможность осветить следующие вопросы при изучении биографии и творчества великого поэта: интерес Пушкина к Якутии, влияние творчества Пушкина на творчество якутских писателей, переводы произведений Пушкина на якутский язык и значение этой работы для развития якутского языка. Рассказывая об интересе поэта к истории, культуре, творчеству народов России, мы включаем сведения об интересе Пушкина к Якутии. Пушкин по имевшимся печатным источникам и архивным документам изучал жизнь Якутии, интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни даже начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. Героем этого произведения должен был стать Владимир Атласов из Якутска, которого Пушкин именовал «Камчатским Ермаком». В библиотеке Пушкина обнаружено много книг о Якутии, испещренных заметками великого поэта. Среди них «Описание сибирского царства и всех происшедших в нем дел…» ученого-историка, историографа Сибири Г.Миллера, «Поездка в Якутию» Н.Щукина, «Сибирские нравы. Ысыах», «Саатырь» Бестужева-...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.04 | Просмотров: 1640
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|