Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Краеведческая игра-викторина: Я город свой знаю, ведь в нем я живу - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Краеведческая игра-викторина: Я город свой знаю, ведь в нем я живу


Автор(ы): Янова Виктория Алексеевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Объяснительная записка
1. Область применения – литературное краеведение.
2. Возраст обучающихся – 13-14 лет.
3. Цели: формирование мировосприятия через осознание себя как части большого мира, который начинается с города и края, где ты вырос.
а) воспитательная – привить любовь к “малой” родине – родному городу, краю; показать как литература и история родного края неразрывно связаны с Россией, русской культурой, литературой;
б) образовательная – проверить знания учащихся по ранее изученным темам, закрепить изученный материал;
в) развивающая – развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности.
4. Формы и методы реализации урока.
Игра-викторина. Класс делится на две команды. Во главе команды – капитан. Команды выполняют различные по сложности задания. За каждый правильный ответ, точно выполненное задание команда получает жетон. По количеству жетонов определяется победитель игры. В конце учитель проводит награждение победителей – лучших знатоков литературы родного края.
Межпредметные связи с историей.
5. Тематическое содержание.
Обобщающее занятие (два урока) в рамках факультатива в гуманитарных классах. Игра-викторина “Я город свой знаю, ведь в нём я живу”.
6. Источники информации.
  1. Д.Л.Немировская. “На грани веков”. Учебное пособие. Астрахань. 2001 г.
  2. “Современная поэзия и проза Астрахани: литературно-краеведческий и лингвистический аспекты”. Материалы конференции. Астрахань. 2000 г.
  3. Н.Г.Ткачева. “История русской культуры Астраханского края XVI-XX век”. Астрахань. 2001 г.
  4. А.Марков. “Были астраханского края”. Волгоград. 1976 г.
  5. “Где Волга прянула стрелою…”. Астрахань поэтическая. Сост. Г.Г.Подольская. 1995 г.
  6. А.Марков. “Забытые страницы”. Москва. 1984 г.
7. Учащиеся должны обладать следующим минимумом знаний и умений: иметь представление о литературе Астраханского края как об искусстве, воплощающем в себе его историю, обычаи, традиции, эстетические контакты с соседними народами, знать фольклор Астраханской области, уметь оценивать факты местной литературной жизни, уметь работать с различными краеведческими изданиями, с картой Астраханской области и т.п.
8. Оборудование урока: репродукции картин, портреты писателей, поэтов Астраханского края, карта Астрахани, подбор художественной литературы по данной теме.
Ты мой восторг, моя твердыня
И бренных жил родная кровь.
Моя ты гордость и святыня,
Моя нетленная любовь.
О. Касимова
Ах, Астрахань, мой солнечный причал,
Ты для меня всегда – и боль, и счастье.
Д. Немировская
I. Разминка для команд.
  1. Знаменитый путешественник, посетивший наш город в XVII веке?
  2. Что вы знаете о Пауле Флеминге?
  3. Кто из литературоведов Астрахани в XX веке перевел стихи Флеминга на русский язык?
  4. Как звали знаменитого казачьего атамана - предводителя крестьянского восстания? В. Хлебников посвятил ему поэму.
  5. Одно из древнейших наименований нашего города. Так называлась одна из поэм В. Хлебникова.
  6. Назовите поэтов, посвятивших свои стихи Астрахани.
  7. Чем занимался в нашем крае И. Р. Гербер?
  8. В каком году была основана современная Астрахань?
  9. Кто из русских правителей присоединил Астраханское ханство к Российскому государству?
  10. Кто из астраханских писателей занимается историческим краеведением?
  11. В каком учебном заведении учился в Астрахани В. К. Тредиаковский?
  12. В каком году родился В. К. Тредиаковский?
  13. Почему астраханцы гордятся Тредиаковским?
  14. Кто из русских царей побывал в Астрахани и познакомился с будущим академиком - нашим земляком?
  15. Какие книги принадлежат перу А. С. Маркова?
  16. Как называется книга А. С. Маркова о В. Н. Татищеве?
  17. Знаменитый герой Чесменского сражения стал героем книги Маркова. В честь него назван канал в черте нашего города.
  18. В каком из известных музеев в России находится картина Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”? Какое отношение имеет она к Астрахани?
  19. Назовите имя хотя бы одного художника-астраханца, которого вы знаете.
  20. Какие сборники стихов Дины Немировской вы знаете?
II. Задания-действия.
  1. Демонстрируется план местности. Нужно определить, что изображено на этом плане и кто его составил.
  2. Предлагается следующий художественный отрывок:
    “…И когда показалась кибитка Сангаджи, все увидели, как из нее, пятясь, выходили мать и отец. Всадники поняли, что Эрле умерла. Печально опустил поводья Бембе. Он не увидел прекрасной Эрле, не увидела и Эрле цветка, прекрасного, как она сама”.
    Ответить на вопрос: как называется этот цветок? Ребята должны нарисовать его.
  3. На столе лежат краеведческие издания. Требуется найти сборник, в который вошла легенда о названии нашего города.
  4. Посмотрите на карту центральной части нашего города. Найдите на нем кремль, Успенский собор и Римско-католический костёл.
III. Фольклорная игра “Кто больше? Кто лучше? Кто интереснее?”.
  1. Назвать скороговорки, считалки, дразнилки.
  2. Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок об Астрахани (примеры пословиц: “не учи астраханца рыбу пласть”, “Астрахань что гранит – никто не победит”, “Волга хороша рыбой, Астрахань - красотами” и т.п.)
  3. Конкурс на лучшего рассказчика страшилки (по два человека от команды).
  4. Назвать народные сказки, которые были созданы на астраханской земле (например: “Белая лебедушка”, “Баклан”, “Астрахань”, “Никола из Комаровки” и т.п.
  5. Перечислить самые известные рыбацкие песни Астраханской области (например: “Выплывают ветхие лодчонки”, “Утренней рыбной зарею”, “Моряк несчастным зародился” и т.п.
IV. Задания-тесты.
Задание 1
В каком году была открыта картинная галерея?
  1. 15 декабря 1917 г.
  2. 15 декабря 1918 г.
  3. 21 де...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.04 | Просмотров: 2211

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340