Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Урок математики по теме Теорема Пифагора
Автор(ы): Жеребцова Ольга Ивановна, заместитель директора по учебной части
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Изучая главу «Площадь» в восьмом классе, учащиеся получают ряд преимуществ для изучения других тем. С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников (квадрата, прямоугольника) учащиеся уже встречались в 5-м и 6-м классах. Назначение данной главы – расширить и углубить представление учащихся об измерении площадей, ввести формулы площадей треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции и, наконец, используя понятие площади, доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора. Теорема Пифагора позволяет значительно расширить круг задач, решаемых в курсе геометрии. На ней в значительной мере базируется дальнейшее изложение теоретического курса. Урок является первым из трех отведенных на изучение данного параграфа, поэтому нужно на этом уроке создать условия для знакомства не только с теоремой Пифагора, но и с биографией самого ученного. Работа на этом уроке строится в группах. Класс разбивается на пять групп, в каждой из которых есть ученик, приготовивший сообщение. На данном уроке используется мультимедийное оборудование, все задания, теоремы, задачи изучаются с использованием слайдов. Урок начинается с эпиграфа, который позволяет учащимся определить, о чем пойдет речь на уроке. Само знакомство с теоремой Пифагора начинается после практической работы, в ходе которой учащиеся вспоминают, как найти площадь прямоугольного треугольника, выполняет построение фигуры в шутку называемой «Пифагоровы штаны». После выполнения заданий учащиеся сами выводят формулировку теоремы. В ходе урока рассматриваются различные версии доказательства теоремы Пифагора, о которых рассказывают подготовленные ученики. На основе старинных задач рассматривается практическое применение теоремы. В конце урока проводится рефлексия, подводится итог урока и подчеркивается значимость теоремы. Методы обучения: - объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- проектный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: - групповая;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового материала. Предполагаемый результат урока: - знать теорему Пифагора, ее доказательство;
- уметь применять теорему при решении задач.
Цель урока: Создать условия для расширения познаний учащихся о жизни великого математика Пифагора, о знаменитой теореме Пифагора и её различных способах доказательства, через организацию работы со слайдами, с последующим использованием знаний в проверочном тесте. Задачи урока: - Способствовать формированию навыков решения задач, предусмотренных стандартом образования.
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).
- Способствовать формированию нравственных качеств личности, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения оказывать помощь друг другу в ходе работы.
- Стимулирование положительной мотивации в изучении геометрии.
Методическое оснащение урока: - Материально-техническая база:
– компьютер; – экран; – проектор. - Дидактическое обеспечение:
– листы с заданиями; – таблицы квадратов; – слайды. Ход урока Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Мотивация.
| Приветствие учащихся. На экране заставка к уроку(слайд 1, приложение).
| Зрительное восприятие слайда заставки к уроку.
| – Как вы думаете, очём пойдет сегодня речь на уроке?
| Ответы учащихся на поставленный вопрос.
| Тема нашего урока«Теорема Пифагора» (слайд 2, приложение).
| Записывают в тетрадях число, тему урока.
| Целеполагание.
| – Какие цели выставите перед собой на данном уроке?
| Ответы учащихся на поставленный вопрос.
| Каждого из насобъединяет сегодня одна цель: познакомиться с теоремой Пифагора, доказать этутеорему и, конечно, учиться применять ее для решения практических задач. Своюработу мы построим в группах.
| Принятие цели.
| Планирование.
| – А теперь давайтеподумаем, как мы построим свою работу на уроке?
| Ответы учащихся на поставленный вопрос.
| Слайд 3, приложение.
| Зрительное восприятие слайда «Сегодня на уроке».
| Реализация Планов.
| 1. Кто же такойПифагор? – Что вы уже слышалиоб этом человеке? (слайд 4, приложение).
| Ответы учащихся на поставленный вопрос.
| 2. Известно, чтоПифагор родился на острове Самос в Эдегейском море у берегов малой Азии около 570 лет донашей эры. (Слайд 5, приложение).
| Зрительное восприятие карты.
| 3. С биографиейПифагора нас познакомит …. (слайды 6, 7, приложение).
| Восприятие биографии Пифагора, сообщение.
| Практическая работа.
| 1. А сейчас намнужно выполнить следующее задание (слайд 8, приложение): на экране и у вас настолах лежат листы, на которых построен треугольник.
| Восприятие задания.
| – Какой треугольникизображен на чертеже?
| Предполагаемые ответы учащихся: прямоугольный;
| – Как найти площадьданного треугольника?
| S= ½ab;
| – Найдите площадьэтого треугольника, выполнив нужные измерения.
| S = ½ * 3 * 4 = 6 см2
| Работа ведется вгруппах.
| Каждая группа сообщает результаты вычислений.
| 2. Установка наработу в группах. В течение трех минут, работая совместно в группах, выдолжны выполнить следующее задание:
|
| - Построить квадраты на катетах треугольника.
- Построить квадрат на гипотенузе треугольника.
Результаты своейдеятельности каждая группа представляет на чертеже.
| Выполняют построения, высказывают свое мнение,дополняют.
| 3. Фигуру, которуювы получили, в шутку называют Пифагоровы штаны (слайд 9, приложение).
| Восприятие слайда, соотношение со своимпостроением.
| 4. А вот следующеезадание для групп: нужно разбить данные квадраты на квадратики со стороной водин сантиметр.
| Выполняют разбиение.
| 5. Внимательно рассмотрите чертеж. – Что интересного вызаметили?
| Восприятие, осмысление, ответ.
|
| 1. Рассмотретьформулировки теоремы Пифагора старинную и современную (слайд 10, приложение).
| Восприятие и чтение формулировок теорем.
| Современнуюформулировку теоремы записать в тетрадь.
| Запись современной формулировки в тетрадь.
| 2. А вотстихотворение, которое помогает запомнить формулировку теоремы, написанное И.Дырченко (слайд 11, прило...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.12.05 | Просмотров: 1371
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|