Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок математики по теме Теорема Пифагора - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Урок математики по теме Теорема Пифагора


Автор(ы): Жеребцова Ольга Ивановна, заместитель директора по учебной части


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Изучая главу «Площадь» в восьмом классе, учащиеся получают ряд преимуществ для изучения других тем. С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников (квадрата, прямоугольника) учащиеся уже встречались в 5-м и 6-м классах. Назначение данной главы – расширить и углубить представление учащихся об измерении площадей, ввести формулы площадей треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции и, наконец, используя понятие площади, доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Теорема Пифагора позволяет значительно расширить круг задач, решаемых в курсе геометрии. На ней в значительной мере базируется дальнейшее изложение теоретического курса. Урок является первым из трех отведенных на изучение данного параграфа, поэтому нужно на этом уроке создать условия для знакомства не только с теоремой Пифагора, но и с биографией самого ученного.
Работа на этом уроке строится в группах. Класс разбивается на пять групп, в каждой из которых есть ученик, приготовивший сообщение. На данном уроке используется мультимедийное оборудование, все задания, теоремы, задачи изучаются с использованием слайдов.
Урок начинается с эпиграфа, который позволяет учащимся определить, о чем пойдет речь на уроке. Само знакомство с теоремой Пифагора начинается после практической работы, в ходе которой учащиеся вспоминают, как найти площадь прямоугольного треугольника, выполняет построение фигуры в шутку называемой «Пифагоровы штаны». После выполнения заданий учащиеся сами выводят формулировку теоремы.
В ходе урока рассматриваются различные версии доказательства теоремы Пифагора, о которых рассказывают подготовленные ученики. На основе старинных задач рассматривается практическое применение теоремы. В конце урока проводится рефлексия, подводится итог урока и подчеркивается значимость теоремы.
Методы обучения:
  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • проектный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  • групповая;
  • фронтальная;
  • индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Предполагаемый результат урока:
  • знать теорему Пифагора, ее доказательство;
  • уметь применять теорему при решении задач.
Цель урока: Создать условия для расширения познаний учащихся о жизни великого математика Пифагора, о знаменитой теореме Пифагора и её различных способах доказательства, через организацию работы со слайдами, с последующим использованием знаний в проверочном тесте.
Задачи урока:
  • Способствовать формированию навыков решения задач, предусмотренных стандартом образования.
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).
  • Способствовать формированию нравственных качеств личности, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения оказывать помощь друг другу в ходе работы.
  • Стимулирование положительной мотивации в изучении геометрии.
Методическое оснащение урока:
  1. Материально-техническая база:
    компьютер;
    – экран;
    – проектор.
  2. Дидактическое обеспечение:
    листы с заданиями;
    – таблицы квадратов;
    – слайды.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация.
Приветствие учащихся. На экране заставка к уроку(слайд 1, приложение).
Зрительное восприятие слайда заставки к уроку.
– Как вы думаете, очём пойдет сегодня речь на уроке?
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
Тема нашего урока«Теорема Пифагора» (слайд 2, приложение).
Записывают в тетрадях число, тему урока.
Целеполагание.
– Какие цели выставите перед собой на данном уроке?
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
Каждого из насобъединяет сегодня одна цель: познакомиться с теоремой Пифагора, доказать этутеорему и, конечно, учиться применять ее для решения практических задач. Своюработу мы построим в группах.
Принятие цели.
Планирование.
– А теперь давайтеподумаем, как мы построим свою работу на уроке?
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
Слайд 3, приложение.
Зрительное восприятие слайда «Сегодня на уроке».
Реализация Планов.
1. Кто же такойПифагор?
– Что вы уже слышалиоб этом человеке? (слайд 4, приложение).
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
2. Известно, чтоПифагор родился на острове Самос в Эдегейском море у берегов малой Азии около 570 лет донашей эры. (Слайд 5, приложение).
Зрительное восприятие карты.
3. С биографиейПифагора нас познакомит …. (слайды 6, 7, приложение).
Восприятие биографии Пифагора, сообщение.
Практическая работа.
1. А сейчас намнужно выполнить следующее задание (слайд 8, приложение): на экране и у вас настолах лежат листы, на которых построен треугольник.
Восприятие задания.
– Какой треугольникизображен на чертеже?
Предполагаемые ответы учащихся:
прямоугольный;
– Как найти площадьданного треугольника?
S= ½ab;
– Найдите площадьэтого треугольника, выполнив нужные измерения.
S = ½ * 3 * 4 = 6 см2
Работа ведется вгруппах.
Каждая группа сообщает результаты вычислений.
2. Установка наработу в группах. В течение трех минут, работая совместно в группах, выдолжны выполнить следующее задание:

  • Построить квадраты на катетах треугольника.
  • Построить квадрат на гипотенузе треугольника.
Результаты своейдеятельности каждая группа представляет на чертеже.
Выполняют построения, высказывают свое мнение,дополняют.
3. Фигуру, которуювы получили, в шутку называют Пифагоровы штаны (слайд 9, приложение).
Восприятие слайда, соотношение со своимпостроением.
4. А вот следующеезадание для групп: нужно разбить данные квадраты на квадратики со стороной водин сантиметр.
Выполняют разбиение.
5. Внимательно рассмотрите чертеж.
– Что интересного вызаметили?
Восприятие, осмысление, ответ.

1. Рассмотретьформулировки теоремы Пифагора старинную и современную (слайд 10, приложение).
Восприятие и чтение формулировок теорем.
Современнуюформулировку теоремы записать в тетрадь.
Запись современной формулировки в тетрадь.
2. А вотстихотворение, которое помогает запомнить формулировку теоремы, написанное И.Дырченко (слайд 11, прило...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.12.05 | Просмотров: 1371

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340